Главная » Статьи » Психология и педагогика

Групповая сессия арт-терапии

 Групповая сессия арт-терапии обычно распределяется на три этапа. 

Первый этап - введение и "разогрев". Занимает от 10 до 25% времени сессии. Создается атмосфера доверия и безопасности, объясняются основные правила. Используются различные способы физической активности и "настройки" на изобразительную работу.

Второй этап - изобразительная работа, "исполнение" темы. Занимает от 30 до 40% общего времени сессии. Предлагаются темы для "раскрытия" и "разработки".

Третий этап - обсуждение и завершение сессии. Занимает от 32 до 40% общего времени сессии. Участники рассказывают о своей работе или комментируют ее. Происходит обсуждение. Рекомендуются ретроспективные обсуждения, рассматривающие серию работ одного автора, выполненных в различное время. Ведется активный "диалог" авторов со своими произведениями. Участники не критикуют и не оценивают, а задают вопросы автору. В развитых группах используется юнгианская техника "амплификации", направленная на выявление ассоциативных связей и их влияние на окружающих:

-    позволяет осваивать новые роли и проявляет скрытые качества личности, а также наблюдать, как изменение ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;

-    повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;

-    предполагает особую "демократичную" атмосферу;
-    во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности приспосабливаться к групповым "нормам".

Групповая сессия арт-терапии обычно распределяется на три этапа. Первый этап - введение и "разогрев". Занимает от 10 до 25% времени сессии. Создается атмосфера доверия и безопасности, объясняются основные правила. Используются различные способы физической активности и "настройки" на изобразительную работу.

Второй этап - изобразительная работа, "исполнение" темы. Занимает от 30 до 40% общего времени сессии. Предлагаются темы для "раскрытия" и "разработки".

Третий этап - обсуждение и завершение сессии. Занимает от 32 до 40% общего времени сессии. Участники рассказывают о своей работе или комментируют ее. Происходит обсуждение. Рекомендуются ретроспективные обсуждения, рассматривающие серию работ одного автора, выполненных в различное время. Ведется активный "диалог" авторов со своими произведениями. Участники не критикуют и не оценивают, а задают вопросы автору. В развитых группах используется юнгианская техника "амплификации", направленная на выявление ассоциативных связей

между работами участников и различными событиями их жизни, мифологическими, эстетическими, религиозными представлениями и т.п. В завершение сессии суммируется общий итог не только арт-терапевтом, но и каждым же-лающим участником. Иногда используются заключительные "ритуалы".

Однако, психотерапевтическая помощь имеет времен-ные рамки. Профессор М.Е.Бурно отмечает, что "... идеал терапии творческим самовыражением - воспитать в себе  целебно-творческий стиль жизни и проникнуться им, то есть испытывать постоянно (обычно это возможно после нескольких лет лечебных занятий) более или менее выраженное творческое вдохновение".

Когда творческое самовыражение используется здоровым человеком для снятия стресса и одухотворения своей жизни или страждущим, но без помощи врача, - то можно говорить о самопомощи творческим самовыражением. М.Е.Бурно выделяет следующие приемы самопомощи | творческим самовыражением:

1.   Самопомощь созданием собственных творческих произведений высвечивает личностный склад автора и оживляет (проявляет) его индивидуальность. Следует подчеркнуть, что это могут быть не только стихи, живопись или скульптура. По-особому приготовленная еда, сшитая одежда, связанные носки или найденный корень, который, вдруг, в руках автора превращается в статуэтку и несет эстетическую радость людям.

2.   Самопомощь творческим общением с литературой, искусством или наукой предполагает погружение и созвучие с определенными произведениями, спектаклями, научными изысканиями. При этом каждый находит своего писателя, свою картину, свой спектакль. 

Французский ученый Э.Геннекен отмечал: "На читателя оказывает наибольшее впечатление та книга, психиче-
качествам данного читателя". Когда определены созвучные литературные, музыкальные или художественные произведения, человек может использовать это созвучие в тяжелые периоды, смягчая печаль и создавая перспективу.

3. Самопомощь творческим общением с природой. Человек часть природы. Поэтому возврат к природным циклам и смыслам, вхождение в поток жизни способствует выходу за пределы своей предубежденной личности. Наносное, сковывающее и искусственное растворяется. Театральный постулат - погода соответствует настроению героя - тонко отражает существующую взаимосвязь. Погода захватывает и увлекает. У каждого своя созвучная погода. Каждый имеет свои предпочтения и в отношении к порам года. Творчески общаясь с природой, человек развивает в себе способность преодолевать свой эгоизм, растворяться и находить себя в природе.

4. Самопомощь творческим коллекционированием предполагает возможность собирать созвучное душе. Мотивы выбора предметов коллекционирования различны. От высших, когда предмет коллекционирования открывает новые знания и миры, развивает и доставляет эстетическое наслаждение. До низших, когда наличие редкого экспоната вызывает гордость и ощущение собственной уникальности.

5. Самопомощь проникновенно-творческим погружением в прошлое дает возможность глубже и яснее видеть
тории своего рода и своей общины. Созвучие с прошлым, например с родом, создает ощущение непрерывности бытия, открывает глубинные связи с близкими, историей страны и человечества. При большом душевном напряжении погружение в воспоминания детства (фотографии, игрушки, одежда и т.п.) позволяет расслабиться и дистанциироваться от насущной проблемы, оживить запахи и краски детства.

6.   Самопомощь творческим  путешествием  возможна лишь при использовании самого путешествия для познания себя и своего отношения к новым, открывшимся обстоятельствам. Длительность и дальность путешествия желательна, но не обязательна. 
Вспоминается 1988 год, когда, отдыхая на Кубе, пришлось наблюдать компанию соотечественников, все время проигравших в преферанс и употребивших при этом огромное количество пива. Так и уехали они из Кубы бледные и опухшие. Замечено, что путешествие тем больше приносит пользы, чем основательнее готовится. Изучается по книгам и энциклопедиям предполагаемое место путешествия, его история и культурные особенности. Только такое путешествие будет осмысленным и плодотворным.

7.   Самопомощь творческим поиском одухотворенности в повседневном. Когда обычное становится необычным, а постороннее личностно' значимым, то жизнь становится одухотворенной.

М.Е.Бурно подчеркивает высокий эффект творческой фотографии, которую называет "вдохновенным творчеством выбора". 

Фотохудожник - светописец, своей духовной энергией одухотворяет пленку и снимок. Фотограф выбирает и высвечивает, оставляя мгновения на века.

Не каждый может создать литературное произведение, но вести дневник или просто записную книжку в силах каждого. Запись событий мыслей и впечатлений "метит" жизнь, создавая ориентиры и осмысленную историю жизни личности. Фиксируя внутренние и внешние события личность по~новому переживает и переосмысливает, творит и обретает непрерывность бытия.
Особым видом духовного творчества является ведение дневника сновидений. Мой опыт психотерапевтической работы показывает большую пользу таких дневников. 

Диалог с бессознательным целителен и обогащает личность. Подчеркну, что этот вид дневника даст пользу лишь тем, кто достаточно длительное время работал с аналитически ориентированным психотерапевтом, то есть привык бережно и внимательно относиться к посланиям собственного бессознательного. Архетипические образы волнуют, направляют и способствуют развитию личности.

По мнению М.Е.Бурно, сама природа, как противоядие страданию, предусмотрела способность человека к интересному целительному творчеству. Точнее не скажешь.





Категория: Психология и педагогика | (14.11.2013)
Просмотров: 689 | Рейтинг: 0.0/0