Главная » Статьи » Психология и педагогика

ИМАГО МАТЕРИ

ИМАГО МАТЕРИ

«Мать» - это метафора другой разновидности энергии вместе со всем многообразием ее форм. Она может быть нам передана через нашу родную мать, оставаясь свободной, если мать имела психологическую травму, или же ее ищут в ее многочисленных заменах, от благосклонных объятий возлюбленной до alma mater или любой всеобъемлющей идеологии, которая заставляет человека почувствовать себя как дома на поверхности этой вращающейся крупицы пыли.
Архетип матери является источником жизни и одновремен¬но источником смерти. Мать - это воплощение дома, и иногда -даже странствия, когда у нас имеется достаточно мужества при¬знать, что наше странствие - это наш дом. Образ матери являет¬ся многоуровневым; это родная мать, бабушка, богиня-мать и даже социальная структура, которая порождает трепет, желание близости и какой-то заботы и поддержки. Она находит свое внешнее выражение в амбивалентных формах, таких как богиня судьбы, как русская баба-яга, которая каждый раз смотрит вперед или назад, тем самым предвещая удачу или гибель. Она являет¬ся богиней смерти, как индийская богиня Кали, и, по образному выражению Дилана Томаса92, «...та растворенная в зелени сила, которая заставляет распуститься цветок»93 тоже приводит к ги¬бели. Та же Великая Мать, которая дала нам жизнь, торопит нас к ее окончанию, и все это происходит в силу великого таинства, которое сбивает с толку всеосмысляющий разум, ужасает сердце и бередит душу. В качестве самого древнего мифического цикла, «цикла жертвоприношения», мы восхваляем ее милосердие за праздничным столом, зная, что нас самих постепенно разъедает язва смерти94.
Почему фигура матери несет в себе такой глубокий смысл? Очевидный ответ заключается в том, что все мы вышли из нее, все вскормлены ею, получали от нее поддержку и испытывали от нее притеснение, и в общем, ее вездесущность на самой формирующей стадии нашей индивидуальной психологии оставляет глубокий след в нашей психике. В конечном счете, она не только всеобъем¬люща и необходима, она к тому же является поведенческой и цен¬ностной моделью и при всем этом посредницей в отношениях с внешним миром. Ключевое послание, которое все мы получаем, а именно: что мир - большой, а мы - нет, что мир - сильный, а мы -нет - имеет либо опосредованный смысл, либо усиленный смысл, как только мы интериоризируем ее восприятие. Какая она, таков и окружающий нас мир, а значит, существенная часть нашей жиз¬ни запрограммирована заранее. И вместе с тем, при всей важнос¬ти этой индивидуальной связи, Юнг напоминает нам, что родная мать является носителем гораздо большей энергии:
Я придаю родной матери лишь ограниченный этиологический смысл. Иначе говоря, все то влияние, которые описано в литературе как воздействие на детей, исходит не от самой матери, а скорее от спроецированного на нее архетипа, который дает ей мифологи¬ческую основу и наделяет ее властью и нуминозностью.
Конечно, Юнг прав и вместе с тем не совсем прав. Несомнен¬но, он во многом «считывает» мир или ошибается в его «считыва¬нии», исходя из своего восприятия родной матери. Зная о перио¬дах ее психической нестабильности, Юнг считал мир «ненадеж¬ным», воспринимая таким образом женщин, а значит, и саму жизнь. Вместе с тем мы можем видеть, как поток индивидуально¬го материала и его архетипическое продолжение «втекает» в роди¬теля и «вытекает» из него, причем - в обоих направлениях.
В конечном счете наша цель заключается не в обсуждении конкретного материнского или отцовского комплекса. Несмотря на всю важность и значимость этой темы, это - иная задача, кото¬рой мы займемся в другой раз. Юнг отмечает:
Следовательно, наша задача состоит не в том, чтобы отрицать архе¬типы, а в том, чтобы разрушить их проекции, чтобы восстановить их содержание для человека, который невольно его утратил, про¬ецируя его вовне96.
Иными словами, проецируемое нами содержание психики всегда является частью нашей личности, хотя в тот момент мы об этом не знаем. Исчезновение или разрушение проекции может ощущаться как разочарование, даже поражение, однако оно пред-ставляет собой грандиозную возможность для самопознания.
«Какую часть своей личности, какую энергию, какую неосоз-нанную проблему я спроецировал на данного человека или на дан-ную ситуацию?» Такая работа крайне необходима и для сознания, и для индивидуации.
Так как мы проживаем свою жизнь через проекции, то не слишком отличаемся от человека, вошедшего в заброшеный дом с привидениями, который пытается освободиться от паутины, не позволяющей ему ясно видеть, что происходит. Даже при осо¬знании нами некоего этиологического влияния, воздействие архетипических сил все равно остается огромным. Поэт Райнер Ма¬рия Рильке сказал, что, несмотря на многие увлечения, браки и любовные связи, он так и не смог полюбить женщину, потому что не мог любить свою мать. Как грустно чувствовать себя от¬лученным от столь гигантской части жизни, в особенности если человек отчасти осознает причину крушения своих надежд. Пре¬бывание в тупике такой обобщенной проекции, в классическом смысле этого понятия, трагично, ибо оно привязывает человека к колесу повторений, не давая ему ни передышки, ни возможно¬сти восстановления.

Категория: Психология и педагогика | (03.12.2012)
Просмотров: 576 | Рейтинг: 0.0/0