Главная » Статьи » Психология и педагогика

Исследование ценности как регулятора трудового поведения


Актуальность избранной темы обусловлена тем, что поведение людей в обществе 
несет некие ограничения, которые задают различные рамки поведения человека в обще-
стве. В качестве таких рамок выступают некие регуляторы, такие как образы, представ-
ления, которые воздействуют на регуляторы активности. 

Помимо  образов  в  обществе  выделяют  морально-правовые  регуляторы,  т.е.  это 
множество обязательных правил и норм поведения, устанавливаемых государством. В 
свою очередь положения права – это отображения нравственных норм – морали общест-
ва, которые в свою очередь закреплены в обычаях, традициях в образах и речениях ре-
лигии и т.п. И член общества должен вести себя сообразно принятым обществом зако-
нов, правил, норм, но, что, помимо морально-правовых актов, участвует в регуляции по-
ведения трудового человека. В качестве такого регулятора мы выбрали ценности. Изу-
чение ценностных ориентаций было основано на широком спектре исследования лично-
сти и ее жизненного пути. 

Целью данного исследования выступило изучение ценностных регуляторов трудо-
вого поведения. 
Была выдвинута следующая гипотеза: ценность как регулятор трудового поведения 
зависит от возрастных и половых различий. 

Объектом  исследования  выступили  работники  организации  ФЗАО «АЛРОСА», 
гостиницы «Полярная Звезда» количеством 41 человек. Из них 21 женщина и 20 мужчин 
в возрасте от 18 до 49 лет, работающие в сфере обслуживания. 
Предметом явились регуляторы трудового поведения. 

Для достижения поставленной цели была использована методика Т.О. Кабаченко 
«Ценностные регуляторы организационного поведения». Материал методики связанный 
со стимулами, содержит 210 пар высказываний. Работа испытуемых с ним осуществля-
ется по методу полных парных сравнений. 

Выборка была разделена на четыре группы по возрастам (от 18 до 30 и от 31 до 49) 
и по половым различиям (мужчины и женщины). 

Таким  образом,  получилось  четыре  группы:  в I группу  вошли 20 мужчин,  во II 
группу 20 женщин, в III – вошли лица в возрасте 18 до 30 лет (20 чел.) и в IV группу во-
шли лица с 31 года до 49 лет (20 чел.). 

По итогам проведения методики, направленной на изучение ценностей как регуля-
тора трудового поведения, были получены следующие данные: 

•  у  мужчин,  на  первом  месте  фигурирует  ценность «минимизация  усилий»,  т.е. 
стремление  к  комфорту,  удобству  при  желании  добиться  карьерного  роста  и  быть 
ближе к команде руководителя, заботясь о собственной безопасности и своих прин-
ципах; 

•  у женщин, также на первом месте находится ценность «минимизация усилия», но 
при  желании  добиваться  в  своей  деятельности  новых  перспектив  и  возможностей, 
через властные полномочия, управления людьми и перекладыванием своих обязан-
ностей на других, а также наблюдается стремление к стабильности трудовой нагруз-
ки. 

Такие данные могут свидетельствовать о некой сложившейся трудовой установки 
или даже стереотипности поведения на труд. 

Результаты по возрастным группам показали, что также наблюдаются следующие 
различия: 

•  в группе от 18 до 30 лет доминирующей ценностью является «поддержка друзей в 
неформальной группе», «выполнение обязательств другими», «стремление к управ-
лению людьми», а также «стабильность трудовой нагрузки». Менее важная ценность 
в данной группе, как показало исследование, – «материальный интерес»; 

•  в группе от 31 до 49 лет доминирующей ценностью является «причастность к вла-
сти», «материальный  интерес  и  дальнейшие  перспективы»,  а  также «стабильность 
организации». 

Итак, мы пришли к выводу о том, что ценностная ориентация – это, прежде всего, 
предпочтение или отвержение определенных ценностей, как жизнеорганизующих начал 
и готовность или неготовность индивида вести себя в соответствии с ними, т.е. ценность 
выступает в виде некоего регулятора активности поведения. 
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 1236 | Рейтинг: 0.0/0