Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Исследование психологических причин одиночества в подростковом возрасте
|
|
В последнее время среди проблем, все сильнее привлекающих внимание исследо- вателей, одно из первых мест стала занимать проблема одиночества. Кризисность со- временного времени особенно сильно повлияла на психические особенности людей, вы- зывая у некоторых отчуждение от своего человеческого окружения. Все это способству- ет актуализации темы одиночества, отражающей сущность, механизмы и закономерно- сти социализации личности в современном мире. Цель исследования: раскрыть социально-психологические особенности проявления феномена одиночества в подростковом возрасте. Объектом исследования выступили учащиеся седьмых и восьмых классов средней общеобразовательной школы №5 г. Якутска, количеством 50 человек. Гипотеза: социально-психологические особенности проявления феномена одино- чества в подростковом возрасте отражают недостаточный уровень потребности в обще- нии и личностную направленность на себя. Таблица 1. Результаты изучения уровня потребности в общении у подростков экспериментальной группы Контингент Степень сформированности потребности общения I II III IV Девочки 17 2 4 2 Мальчики 13 3 5 4 Наличие тенденции подростка к изоляции в группе сверстников связано с недоста- точной потребностью в общении, что может свидетельствовать о плохой личностной при- способленности подростка к тем или иным социальным ситуациям. Подведение итогов диагностики по экспериментальной группе в первой серии исследования показало, что подростков с высоким уровнем потребности в общении — 60 %, со средним уровнем – 10 %; с недостаточным уровнем — 18 %, с критическим уровнем –12 %. № них девочек с не- достаточным и критическим уровнем потребности в общении – 4 %, мальчиков – 8 %. Таблица 2 Результаты исследования направленности личности у подростков Контингент Тип направленности личности Направлен на себя Направлен на обще- ние Направлен на задание Девочки 6 13 6 Мальчики 9 10 6 При подведении итогов обследования подростков экспериментальной группы по методике «Направленность личности» получены следующие общие результаты: • «направленность на себя» – 15 подростков – 30%; • «направленность на общение» – 23 подростка – 46 %; • «направленность на задание» – 12 подростков – 24 %. Как показывает таблица 2, и мальчикам и девочкам экспериментальной группы больше свойственна направленность на общение, ведущие позиции занимает именно этот тип направленности личности. По остальным типам направленности личности («на себя» и «на задание») позиции почти одинаковые, что у мальчиков, что у девочек. Анализ результатов анкеты позволяет сделать заключение о том, что количествен- ное соотношение обследованных подростков по характеру направленности личности, различно, что дает основание судить об отличиях отношения к общению у испытуемых. Так, большая часть девочек имеет личностную направленность на общение – 52 %, в то время как у мальчиков этот показатель гораздо ниже – 40 %. Также гораздо выше число склонных к одиночеству подростков среди мальчиков, чем среди девочек: мальчики – 9 человек – 36 %; девочки 6 человек – 24 %. Таким образом, можно заключить, что девочки предают в целом большее значение общению, чем мальчики. Качественный анализ результатов исследования позволяет по- лучить психологическую информацию о направленности личности подростков, склон- ных к одиночеству. Таким образом, наличие тенденции подростка к изоляции в группе сверстников связано с тем, что им также свойственна личностная направленность на се- бя, связанная с игнорированием потребностей других людей, с погружением в свой внутренний мир и несформированными коммуникативными потребностями.
| |
|
|
Просмотров: 639 | Рейтинг: 0.0/0 |