Главная » Статьи » Психология и педагогика

Исследование психологических причин одиночества в подростковом возрасте



В последнее время среди проблем, все сильнее привлекающих внимание исследо-
вателей,  одно  из  первых  мест  стала  занимать  проблема  одиночества.  Кризисность  со-
временного времени особенно сильно повлияла на психические особенности людей, вы-
зывая у некоторых отчуждение от своего человеческого окружения. Все это способству-
ет актуализации темы одиночества, отражающей сущность, механизмы и закономерно-
сти социализации личности в современном мире. 

Цель исследования: раскрыть социально-психологические особенности проявления 
феномена одиночества в подростковом возрасте. 

Объектом исследования выступили учащиеся седьмых и восьмых классов средней 
общеобразовательной школы №5 г. Якутска, количеством 50 человек. 
Гипотеза:  социально-психологические  особенности  проявления  феномена  одино-
чества в подростковом возрасте отражают недостаточный уровень потребности в обще-
нии и личностную направленность на себя. 

Таблица 1. 

Результаты изучения уровня потребности в общении у подростков 
экспериментальной группы 
 
Контингент 
Степень сформированности потребности общения 
 
  I  II  III  IV 
Девочки  17  2  4  2 
Мальчики  13  3  5  4 
Наличие тенденции подростка к изоляции в группе сверстников связано с недоста-
точной потребностью в общении, что может свидетельствовать о плохой личностной при-
способленности  подростка  к  тем  или  иным  социальным  ситуациям.  Подведение  итогов 
диагностики  по  экспериментальной  группе  в  первой  серии  исследования  показало,  что 
подростков с высоким уровнем потребности в общении — 60 %, со средним уровнем – 10 
%; с недостаточным уровнем — 18 %, с критическим уровнем –12 %. № них девочек с не-
достаточным и критическим уровнем потребности в общении – 4 %, мальчиков – 8 %. 
Таблица 2 
Результаты исследования направленности личности у подростков 
 
Контингент  Тип направленности личности 
 
  Направлен на себя 
Направлен на обще-
ние  Направлен на задание
Девочки  6  13  6 
Мальчики  9  10  6 

При  подведении  итогов  обследования  подростков  экспериментальной  группы  по 
методике «Направленность личности» получены следующие общие результаты: 

•  «направленность на себя» – 15 подростков – 30%; 

•  «направленность на общение» – 23 подростка – 46 %; 

•  «направленность на задание» – 12 подростков – 24 %. 

Как  показывает  таблица 2, и  мальчикам  и  девочкам  экспериментальной  группы 
больше  свойственна  направленность  на  общение,  ведущие  позиции  занимает  именно 
этот тип направленности личности. По остальным типам направленности личности («на 
себя» и «на задание») позиции почти одинаковые, что у мальчиков, что у девочек. 
Анализ результатов анкеты позволяет сделать заключение о том, что количествен-
ное  соотношение  обследованных  подростков  по  характеру  направленности  личности, 
различно, что дает основание судить об отличиях отношения к общению у испытуемых. 
Так, большая часть девочек имеет личностную направленность на общение – 52 %, в то 
время как у мальчиков этот показатель гораздо ниже – 40 %. 

Также гораздо выше число склонных к одиночеству подростков среди мальчиков, 
чем среди девочек: мальчики – 9 человек – 36 %; девочки 6 человек – 24 %. 

Таким образом, можно заключить, что девочки предают в целом большее значение 
общению, чем мальчики. Качественный анализ результатов исследования позволяет по-
лучить  психологическую  информацию  о  направленности  личности  подростков,  склон-
ных к одиночеству. Таким образом, наличие тенденции подростка к изоляции в группе 
сверстников связано с тем, что им также свойственна личностная направленность на се-
бя,  связанная  с  игнорированием  потребностей  других  людей,  с  погружением  в  свой 
внутренний мир и несформированными коммуникативными потребностями.
Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 639 | Рейтинг: 0.0/0