Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Исследовательская компетентность как условие успешности личности в современной действительности
|
|
Реалии современной действительности – социально-экономическая нестабиль- ность, свобода выбора, множественность интерпретационных моделей и источников ин- формации, постоянное повышение требований к человеку, увеличение темпа жизнедея- тельности, с одной стороны и постнеклассический тип рациональности, синергетическое видение мира, с другой, задают вектор движения научной мысли, приоритет той или иной проблематики. Одной из них нам представляется проблема существования субъек- та в условиях неопределенности. В ситуациях неопределенности большую роль приобретает поисковая, познава- тельная, исследовательская активность человека. Анализ психолого-педагогической и психологической литературы свидетельствует о малой дифференцированности данных и синонимичных им понятий и, не смотря на различие теоретико-методологических пози- ций исследователей, позволяет выявить общие тенденции. Среди них мы отметили: рас- смотрение поискового, познавательного, исследовательского поведения как реактивно- го, обусловленного характеристиками объекта взаимодействия или ситуации; изучение данного вида активности преимущественно в качестве гносеологического, сугубо позна- вательного отношения к действительности; конструирование экспериментальных ситуа- ций, предполагающих взаимодействие испытуемых с объектами, не являющимися для них значимыми, связанными с их жизненным миром; изучение исследовательского, по- знавательного поведения детей дошкольного и школьного возрастов. Нам представляется более перспективным и адекватным введение уровневой орга- низации исследовательской активности. Последняя, на наш взгляд, может проявляться на индивидном, личностном и субъектном уровнях и иметь системный характер: каждый последующий уровень исследовательской активности включает в себя предыдущий и взаимообусловлен структурой и психологическими особенностями личности. Каждый уровень исследовательской активности предполагает качественно своеобразный способ установления жизненных связей с окружающей средой. На индивидном уровне организации исследовательская активность проявляется в виде ориентировочной реакции и поискового поведения, обеспечивающих эффективную (быструю и адекватную) ориентировку в среде с целью сохранения и поддержания цело- стности организма и системы жизненных связей. На личностном уровне организации исследовательская активность реализуется в форме исследовательских действий, исследовательской деятельности, обеспечивающих усвоение социальных норм, информации, формирование знаний и навыков. Однако ис- следовательская активность носит преимущественно ситуативный, локальный характер и не рассматривается личностью как способ достижения стратегических жизненных це- лей. Последнее свойственно человеку как субъекту жизнедеятельности. Субъект как открытая, сложная, эволюционирующая система реализует себя на ос- нове и внутри практических связей с миром, изменяя тем самым и себя, и действитель- ность. Субъект характеризуется способностью к самоопределению, самодетерминации, инициированию и регуляции собственной активности, использованию психических и средовых ресурсов для своего развития, а также восприятием действительности в каче- стве предмета познания и действия (К.А. Абульханова-Славская, 1973, 1979; А.В. Бруш- линский, 2002, 2003; Е.Н. Волкова 2005; О.А. Конопкин, 1995, 2004; А.К. Осницкий, 1995; С.Л. Рубинштейн, 2003 и др.). На субъектном уровне организации исследователь- ская активность выступает в качестве активного изучения психической, физической, со- циальной сред в соотношении со своими потребностями, целями и ценностями. Психо- логическим основанием исследовательской активности субъекта выступает исследова- тельская позиция, рассматриваемая нами как диспозиция, обуславливающая готовность видеть мир как незавершенный, незаконченный, изменчивый и выстраивать отношения, жизненный связи, заключающиеся в выходе за пределы наличного уровня знания, пред- ставлений, стратегий и способов поведения. Введение данного конструкта дает возмож- ность рассмотрения психической реальности как изоморфной сложности, парадоксаль- ности, динамичности бытия. Проявления исследовательская активности различны, она является неотъемлемой характеристикой поведения человека, актуализирующейся зачастую спонтанно, стихий- но. В раннем, дошкольном возрасте стремление экспериментировать, познавать, иссле- довать окружающую среду особенно заметно. Но что позволяет и юному и взрослому человеку продуктивно реализовывать исследовательскую активность? Авторы (D. Berlyne, 1965, 1966; G.G. Fein, 1978; N. Tinbergen, 1963; Е.Е. Васюкова, 1988, 1995; Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич, 1983; Д.Б. Годовикова, 1974; А.В. Захарова, М. Мамажанов, 1983; Т.М. Землянухина, 1986; О.Л. Князева, 1986; А.И. Крупнов, 1993; С.И. Кудинов, 1998; М.И. Лисина, 1982; А.М. Матюшкин, 1982, 2003; А.Н. Поддьяков, 2000; В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский, 1984; В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, 1989; А.И. Савенков, 2006; Н.Б. Шумакова, 1986) в разной манере описывают познавательные потребности, мотивы, роль положительного эмоционального отношения к эксперимен- тированию, креативности, умений анализировать ситуацию, генерировать гипотезы, формулировать содержательные вопросы и др., значение личностных качеств и др. Еди- ной непротиворечивой объяснительной модели исследовательской активности личности мы не находим. Описанная выше исследовательская позиция, на наш взгляд, обуславли- вает лишь готовность, стремление субъекта активно исследовать, изучать действитель- ность. Нам представляется возможным говорить об исследовательской компетентности личности, предполагающей не только готовность, но и умение расширять спектр пара- метров восприятия, изучения той или иной ситуации, события и использовать разнооб- разные способы ее описания и анализа. Исследовательская компетентность как способ- ность личности решать определенный круг вопросов и эффективно реализовывать себя в разнообразных (не только неопределенных и проблемных) ситуациях включает мотива- ционно-потребностный, ценностно-смысловой, операционально-динамический и эмо- циональный компоненты. Индикаторами исследовательской компетентности, соответст- венно, выступают: стремление обнаружить неизвестное, готовность рассматривать мир как незавершенный, динамичный, парадоксальный; ориентация на потенциальное, избы- точное отношение к действительности, терпимость к парадоксальному, необычному, стремление к саморазвитию; умения видеть, формулировать проблемы, задавать содер- жательные вопросы, выдвигать гипотезы, оценивать свои знания, использовать разнооб- разные способы анализа и описания одного и того же явления; положительное эмоцио- нальное отношение к познанию, экспериментированию, поиску. Исследовательская компетентность выступает в качестве условия самоопределе- ния, успешности, психологического здоровья личности. Мы полагаем также, что уро- вень и проявление составляющих исследовательской компетентности на личностном и субъектном уровне организации различны. | |
|
|
Просмотров: 767 | Рейтинг: 0.0/0 |