Главная » Статьи » Психология и педагогика

Исследовательская компетентность как условие успешности личности в современной действительности


Реалии  современной  действительности – социально-экономическая  нестабиль-
ность, свобода выбора, множественность интерпретационных моделей и источников ин-
формации, постоянное повышение требований к человеку, увеличение темпа жизнедея-
тельности, с одной стороны и постнеклассический тип рациональности, синергетическое 
видение  мира,  с  другой,  задают  вектор  движения  научной  мысли,  приоритет  той  или 
иной проблематики. Одной из них нам представляется проблема существования субъек-
та в условиях неопределенности. 

В  ситуациях  неопределенности  большую  роль  приобретает  поисковая,  познава-
тельная,  исследовательская  активность  человека.  Анализ  психолого-педагогической  и 
психологической литературы свидетельствует о малой дифференцированности данных и 
синонимичных им понятий и, не смотря на различие теоретико-методологических пози-
ций исследователей, позволяет выявить общие тенденции. Среди них мы отметили: рас-
смотрение поискового, познавательного, исследовательского поведения как реактивно-
го, обусловленного характеристиками объекта взаимодействия или ситуации; изучение 
данного вида активности преимущественно в качестве гносеологического, сугубо позна-
вательного отношения к действительности; конструирование экспериментальных ситуа-
ций, предполагающих взаимодействие испытуемых с объектами, не являющимися для 
них значимыми, связанными с их жизненным миром; изучение исследовательского, по-
знавательного поведения детей дошкольного и школьного возрастов. 

Нам представляется более перспективным и адекватным введение уровневой орга-
низации исследовательской активности. Последняя, на наш взгляд, может проявляться 
на индивидном, личностном и субъектном уровнях и иметь системный характер: каждый 
последующий  уровень  исследовательской  активности  включает  в  себя  предыдущий  и 
взаимообусловлен  структурой  и  психологическими  особенностями  личности.  Каждый 
уровень исследовательской активности предполагает качественно своеобразный способ 
установления жизненных связей с окружающей средой. 

На индивидном уровне организации исследовательская активность проявляется в 
виде ориентировочной реакции и поискового поведения, обеспечивающих эффективную 
(быструю и адекватную) ориентировку в среде с целью сохранения и поддержания цело-
стности организма и системы жизненных связей. 

На  личностном  уровне  организации  исследовательская  активность  реализуется  в 
форме исследовательских действий, исследовательской деятельности, обеспечивающих 
усвоение социальных норм, информации, формирование знаний и навыков. Однако ис-
следовательская активность носит преимущественно ситуативный, локальный характер 
и не рассматривается личностью как способ достижения стратегических жизненных це-
лей. Последнее свойственно человеку как субъекту жизнедеятельности. 

Субъект как открытая, сложная, эволюционирующая система реализует себя на ос-
нове и внутри практических связей с миром, изменяя тем самым и себя, и действитель-
ность. Субъект характеризуется способностью к самоопределению, самодетерминации, 
инициированию  и  регуляции  собственной  активности,  использованию  психических  и 
средовых ресурсов для своего развития, а также восприятием действительности в каче-
стве предмета познания и действия (К.А. Абульханова-Славская, 1973, 1979; А.В. Бруш-
линский, 2002, 2003; Е.Н.  Волкова 2005; О.А.  Конопкин, 1995, 2004; А.К.  Осницкий, 
1995; С.Л. Рубинштейн, 2003 и др.). На субъектном уровне организации исследователь-
ская активность выступает в качестве активного изучения психической, физической, со-
циальной сред в соотношении со своими потребностями, целями и ценностями. Психо-
логическим  основанием  исследовательской  активности  субъекта  выступает  исследова-
тельская позиция, рассматриваемая нами как диспозиция, обуславливающая готовность 
видеть мир как незавершенный, незаконченный, изменчивый и выстраивать отношения, 
жизненный связи, заключающиеся в выходе за пределы наличного уровня знания, пред-
ставлений, стратегий и способов поведения. Введение данного конструкта дает возмож-
ность рассмотрения психической реальности как изоморфной сложности, парадоксаль-
ности, динамичности бытия. 

Проявления исследовательская активности различны, она является неотъемлемой 
характеристикой поведения человека, актуализирующейся зачастую спонтанно, стихий-
но. В раннем, дошкольном возрасте стремление экспериментировать, познавать, иссле-
довать окружающую среду особенно заметно. Но что позволяет и юному и взрослому 
человеку продуктивно реализовывать исследовательскую активность? 

Авторы (D. Berlyne, 1965, 1966; G.G. Fein, 1978; N. Tinbergen, 1963; Е.Е. Васюкова, 
1988, 1995; Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич, 1983; Д.Б. Годовикова, 1974; А.В. Захарова, 
М. Мамажанов, 1983; Т.М. Землянухина, 1986; О.Л. Князева, 1986; А.И. Крупнов, 1993; 
С.И. Кудинов, 1998; М.И. Лисина, 1982; А.М. Матюшкин, 1982, 2003; А.Н. Поддьяков, 
2000;  В.С.  Ротенберг,  В.В.  Аршавский, 1984; В.С.  Ротенберг,  С.М.  Бондаренко, 1989; 
А.И. Савенков, 2006; Н.Б. Шумакова, 1986) в разной манере описывают познавательные 
потребности, мотивы, роль положительного эмоционального отношения к эксперимен-
тированию,  креативности,  умений  анализировать  ситуацию,  генерировать  гипотезы, 
формулировать содержательные вопросы и др., значение личностных качеств и др. Еди-
ной непротиворечивой объяснительной модели исследовательской активности личности 
мы не находим. Описанная выше исследовательская позиция, на наш взгляд, обуславли-
вает лишь готовность, стремление субъекта активно исследовать, изучать действитель-
ность. Нам представляется возможным говорить об исследовательской компетентности 
личности, предполагающей не только готовность, но и умение расширять спектр пара-
метров восприятия, изучения той или иной ситуации, события и использовать разнооб-
разные способы ее описания и анализа. Исследовательская компетентность как способ-
ность личности решать определенный круг вопросов и эффективно реализовывать себя в 
разнообразных (не только неопределенных и проблемных) ситуациях включает мотива-
ционно-потребностный,  ценностно-смысловой,  операционально-динамический  и  эмо-
циональный компоненты. Индикаторами исследовательской компетентности, соответст-
венно, выступают: стремление обнаружить неизвестное, готовность рассматривать мир 
как незавершенный, динамичный, парадоксальный; ориентация на потенциальное, избы-
точное  отношение  к  действительности,  терпимость  к  парадоксальному,  необычному, 
стремление к саморазвитию; умения видеть, формулировать проблемы, задавать содер-
жательные вопросы, выдвигать гипотезы, оценивать свои знания, использовать разнооб-
разные способы анализа и описания одного и того же явления; положительное эмоцио-
нальное отношение к познанию, экспериментированию, поиску. 

Исследовательская  компетентность  выступает  в  качестве  условия  самоопределе-
ния,  успешности,  психологического  здоровья  личности.  Мы  полагаем  также,  что  уро-
вень и проявление составляющих исследовательской компетентности на личностном и 
субъектном уровне организации различны. 

Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 767 | Рейтинг: 0.0/0