Главная » Статьи » Психология и педагогика

Изменение агрессии при переходе от подросткового к юношескому возрасту



Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъем-
лемой частью жизни личности и общества. Более того, агрессия обладает мощной притя-
гательной силой и свойством заразительности – большинство людей на словах отверга-
ют агрессию, а при этом широко демонстрируют ее в своей повседневной жизни (Зма-
новская, 2003). 

В  последние  годы  проблема  агрессивности  в  поведении  все  больше  привлекает 
внимание психологов, педагогов, социологов и даже криминалистов. 
Под агрессией понимают целенаправленное, разрушительное поведение, противо-
речащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объек-
там нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психи-
ческий дискомфорт. Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характери-
стики: направленность, формы проявления, интенсивность (Семенюк, 2003). 

Выделяют  следующие  виды  агрессии:  враждебная  агрессия;  инструментальная; 
косвенная агрессия; вербальная; агрессия, направленная на внешние объекты и агрессия, 
направленная на себя; явная и латентная агрессия; индивидуальная и групповая. 
Были проведены исследования по выявлению наличия агрессивных реакций в под-
ростковом и юношеском возрасте, установлению преобладания тех или иных форм аг-
рессивности на данных возрастных этапах и изучению динамики форм агрессии при пе-
реходе от подросткового возраста к юношескому. 

В исследовании приняли участие 100 человек: ученики 8-го и 9-го классов и сту-
денты 1-го и 3-го курсов (по 25 человек в каждой выборке). В ходе экспериментально-
психологического  исследования  использовался  опросник  Басса-Дарки.  Данный  опрос-
ник является одним из наиболее часто используемых психологами методов изучения аг-
рессии, надежной методикой ее исследования. Полученные в ходе исследования резуль-
таты представлены в таблице. 

Таблица 
Сравнительная характеристика форм агрессивности 
 
 
Формы агрессии 
 
 
8 класс 
 
9 класс 
 
1 курс 
 
3 курс 
Физическая агрессия 72,4 65,4 72,4 57,3 
Косвенная агрессия 40,9 41,7 52,0 54,0 
Раздражение  53,3 50,0 49,8 49,5 
Негативизм  60,2 71,6 54,4 53,6 
Обида  56,0 57,3 54,0 50,6 
Подозрительность 59,6 68,8 52,4 53,2 
Вербальная агрессия 70,2 69,5 60,0 59,5 
Угрызение  совести, 
чувство вины 
63,6 69,0 78,2 75,8 
 
Как видно из таблицы, у разных возрастных категорий агрессия имеет различные 
качественные  и  количественные  характеристики.  При  переходе  от  подросткового  к 
юношескому  возрасту  формы  агрессивности  претерпевают  значительные  изменения. 
Более подробно остановимся на каждой из данных форм. 
Физическая агрессия в 8 классе занимает 1 место среди других форм агрессии; в 9 
классе существенно снижается; на первом курсе снова повышается, что можно объяс-
нить, скорее всего тем, что на 1-ом курсе люди собираются из разных школ, и происхо-
дит адаптации друг к другу; на третьем курсе физическая агрессия вновь снижается и 
принимает самые низкие показатели по всем группам. 
Косвенная агрессия возрастает по мере возрастного развития. Близкие показатели 
обнаружены между 8 и 9 классами, 1 и 3 курсами. 
Раздражение  является  преобладающим  у  учеников 8 класса,  у  остальных  групп 
находится практически на одном уровне. 

Негативизм. Наибольшие показатели наблюдаются у учеников 9 класса, затем идут 
ученики 8 класса. Уровень негативизма у студентов 1 и 3 курса практически одинаков. 
Обида является преобладающей у учеников 9 класса, чуть ниже показатели у уче-
ников 8 класса, 1 и 3 курса. 

Подозрительность. Самые высокие показатели наблюдаются у учеников 9 класса, 
затем идет значительный спад подозрительности у учеников 8 класса. Подозрительность 
у студентов 1 и 3 курса находится практически на одном уровне и ее показатели намного 
ниже, чем у школьников. 

Вербальная агрессия снижается по мере возрастного развития. В 8 классе она имеет 
достаточно высокий уровень, затем к 3 курсу постепенно снижается. 
Угрызение совести, чувство вины. Максимальные показатели наблюдаются у сту-
дентов 1 курса, далее идет постепенное снижение у студентов 3 курса, затем у учеников 
9 класса и только потом у учеников 8 класса. 

Таблица  наглядно  показывает  все  изменения  агрессивного  поведения  у  выборок 
разного возраста. Так наиболее агрессивными являются ученики 8-го и 9-го класса, ме-
нее агрессивными – студенты 1-го и 3-го курса. Это связано с тем, что подростковый пе-
риод (8 и 9 классы) является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. 
В  психолого-педагогической  литературе  традиционно  обозначают  этот  возраст  как 
«трудный», «критический», «конфликтный» и т.д. Критически осмысливая себя и окру-
жающих,  подросток  протестует  против  ханжества  взрослых,  их  мнимой  праведности, 
нередкой  лживости  поступков.  В  результате  между  взрослыми  и  подростками  растет 
психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают и 
к агрессивным формам поведения. 

Выполненная  работа  имеет  практическую  значимость.  Знание  особенностей  воз-
растного  изменения  сферы  проявления  агрессивных  и  враждебных  реакций  поможет 
преподавателям, воспитателям, инспекторам по работе с несовершеннолетними детьми 
и всем, кто имеет дело с этими возрастными группами. Данные знания помогут взрос-
лым  понять  внутренний  мир  ребенка,  его  проблемы,  переживания,  его  потребности  и 
интересы, помогут в установлении лучшего контакта, предотвращении конфликтов. 
На основе полученных результатов могут быть организованы мероприятия и реко-
мендации по построению работы с агрессивными детьми. 

Категория: Психология и педагогика | (02.01.2013)
Просмотров: 947 | Рейтинг: 0.0/0