Главная » Статьи » Психология и педагогика

Изучение конструирования слухового гештальта методом вызванных потенциалов


Общая  задача  исследования  –  изучение  механизмов  образования  гештальта  в 
слуховой модальности. Для этого за основу был взят феномен апперцепции из экспе-
риментов  В.Вундта  с  метрономом.  Акустическим  гештальтом  или  паттерном  счита-
лись несколько звуков (щелчков), сгруппированных вместе. Так как из экспериментов 
Вундта  было  показано,  что  апперцепция,  как  свойство  сознания,  процесс  непроиз-
вольный,  то  для  изучения  его  методом  вызванный  потенциалов,  необходимо  было 
сделать его соотнесенным с моментом подачи метки на компьютер. В нашем экспе-
рименте  необходимо  было  сделать  процесс  апперцепции  произвольным.  Это 
достигалось  инструкцией  испытуемому,  создавалась  направленность  сознания, 
задавались параметры механизма апперцепции, если говорить терминами Вундта. 
Так же следует отметить, что с другой стороны эта задаче может быть рассмот-
рена как задача создания сложного (акцентированного) ритма из простого. 

Стимульный материал во всех сериях был одинаковым представлял собой равно-
мерную последовательность щелчков, следующих через интервал 1.200 мс. В процессе 
исследования  слухового  гештальта  сравнивались  вызванные  потенциалы  на  щелчок  в 
разных сериях. В одной из серий инструкцией было воспринимать щелчки по два, два 
щелчка представляли собой единое целое. Направленность механизма апперцепции оп-
ределялась также заданием испытуемому дать отчет в конце серии о том, закончилась 
ли серия на целую пару щелчков, либо же остался один непарный стимул. 

В другой серии ставилась задача воспринимать щелчки тройками и аналогично 
предыдущей серии, в конце дать отче закончилась ли серия на целую тройку, либо на 
незавершенную. Вызванные потенциалы считались на все первые щелчки серии, все 
вторые и все третьи (в соответствующей серии). 

Стоит  отметить,  что  по  результатам  беседы  после  эксперимента,  испытуемые 
поделились на группы по применяемым стратегиям объединения щелчков. Основные 
стратегии можно выделить следующие: 

1) субъективное изменение тона первого щелчка 

2) зрительный образ с повторяющимися 2 или 3 фазами.
 
3) моторный образ с 2 или 3 повторяющимися фазами. 

Различия в ВП смотрелись по отведениям С3 или С4 (по наибольшей амплитуде 
у конкретного испытуемого). 

Намечены  предварительные  результаты.  Было  получено  отсутствие  значимых 
различий в ВП на первый щелчок обеих серий. Различия появились во вторых щелч-
ках, в одной серии это был завершающий щелчок, тогда как в другой это был сред-
ний щелчок в едином целом. То есть различалось место щелчка в структуре паттерна. 
Конечной  целью  стоит  задача  локализации  различий  в  ВП,  атак  же  анализ  и 
сравнение данных серий с ВП на неритмичный щелчок того же тона. Результаты по 
локализации требуют доработки и соотнесения со стратегиями. 
Возможно поиск различий в неспецифичных слуховой модальности отделах ко-
ры, не по центральным отведениям. 

Интересным феноменом было наличие большей представленности альфа-ритма 
на протяжении серии, если испытуемый использовал зрительную стратегию, соотне-
сение  щелчков  с 2 или 3 фазными  зрительными  образами.  Отметим  при  этом,  что 
серии проводились с открытыми глазами и фиксацией испытуемыми точки в центре 
экрана. 
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 459 | Рейтинг: 0.0/0