Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Изучение конструирования слухового гештальта методом вызванных потенциалов
|
|
Общая задача исследования – изучение механизмов образования гештальта в слуховой модальности. Для этого за основу был взят феномен апперцепции из экспе- риментов В.Вундта с метрономом. Акустическим гештальтом или паттерном счита- лись несколько звуков (щелчков), сгруппированных вместе. Так как из экспериментов Вундта было показано, что апперцепция, как свойство сознания, процесс непроиз- вольный, то для изучения его методом вызванный потенциалов, необходимо было сделать его соотнесенным с моментом подачи метки на компьютер. В нашем экспе- рименте необходимо было сделать процесс апперцепции произвольным. Это достигалось инструкцией испытуемому, создавалась направленность сознания, задавались параметры механизма апперцепции, если говорить терминами Вундта. Так же следует отметить, что с другой стороны эта задаче может быть рассмот- рена как задача создания сложного (акцентированного) ритма из простого. Стимульный материал во всех сериях был одинаковым представлял собой равно- мерную последовательность щелчков, следующих через интервал 1.200 мс. В процессе исследования слухового гештальта сравнивались вызванные потенциалы на щелчок в разных сериях. В одной из серий инструкцией было воспринимать щелчки по два, два щелчка представляли собой единое целое. Направленность механизма апперцепции оп- ределялась также заданием испытуемому дать отчет в конце серии о том, закончилась ли серия на целую пару щелчков, либо же остался один непарный стимул. В другой серии ставилась задача воспринимать щелчки тройками и аналогично предыдущей серии, в конце дать отче закончилась ли серия на целую тройку, либо на незавершенную. Вызванные потенциалы считались на все первые щелчки серии, все вторые и все третьи (в соответствующей серии). Стоит отметить, что по результатам беседы после эксперимента, испытуемые поделились на группы по применяемым стратегиям объединения щелчков. Основные стратегии можно выделить следующие: 1) субъективное изменение тона первого щелчка 2) зрительный образ с повторяющимися 2 или 3 фазами. 3) моторный образ с 2 или 3 повторяющимися фазами. Различия в ВП смотрелись по отведениям С3 или С4 (по наибольшей амплитуде у конкретного испытуемого). Намечены предварительные результаты. Было получено отсутствие значимых различий в ВП на первый щелчок обеих серий. Различия появились во вторых щелч- ках, в одной серии это был завершающий щелчок, тогда как в другой это был сред- ний щелчок в едином целом. То есть различалось место щелчка в структуре паттерна. Конечной целью стоит задача локализации различий в ВП, атак же анализ и сравнение данных серий с ВП на неритмичный щелчок того же тона. Результаты по локализации требуют доработки и соотнесения со стратегиями. Возможно поиск различий в неспецифичных слуховой модальности отделах ко- ры, не по центральным отведениям. Интересным феноменом было наличие большей представленности альфа-ритма на протяжении серии, если испытуемый использовал зрительную стратегию, соотне- сение щелчков с 2 или 3 фазными зрительными образами. Отметим при этом, что серии проводились с открытыми глазами и фиксацией испытуемыми точки в центре экрана.
| |
|
|
Просмотров: 459 | Рейтинг: 0.0/0 |