| Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Изучение особенностей детско-родительских отношений в приёмной семье
|
|
|
Лупекина Елена Александровна В связи с ежегодным ростом количества детей, отданных на воспитание в приёмную семью, проблема детско-родительских отношений в таких семьях представляется нам акту- альной. Особый интерес вызывают некоторые аспекты этой проблемы: • положения приёмного ребёнка в системе внутрисемейных отношений, особенностей восприятия фигуры матери, отца и себя самого в этих отношениях; • приёмные мать и отец как объекты идентификации; • отношения приёмного мальчика/девочки с сиблингами разного пола. Для изучения выделенных вопросов нами была использована проективная методика «Три дерева», которая хорошо зарекомендовала себя среди тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений. В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz (Сorboz, 1980). Немецкий психотерапевт Э.Клессманн (Klessmann, 1990) разработала тест "три дерева” в контексте Кататимно- имагинативной психотерапии (символдрамы). В последние годы российскими специали- стами ведется работа по адаптации и развитию методики "три дерева” в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками (Обухов, 1997). При проведении методики ребёнку предлагалось нарисовать цветными карандашами три любых дерева. Затем осуществлялся опрос, позволяющий выявить особенности каждого из деревьев, какими их видит ребёнок. Через некоторый временной промежуток экспери- ментатор возвращался к рисунку и просил ребёнка сравнить деревья с членами его семьи. В настоящем исследовании приняли участие 61 приёмный ребёнок (из них 46 прожи- вают в полных приёмных семьях, 15 в неполных) и 60 биологических детей (51 из полной семьи, 9 из неполной) в возрасте 4–11 лет. Для интерпретации данных использовались ко- личественный и качественный анализ деталей рисунка «Три дерева», для статистической обработки данных – корреляционный анализ (по Спирмену), критерий φ* Фишера (угловое преобразование Фишера). Среди членов семьи, которых приёмный ребёнок обозначает отдельным деревом, ча- ще всего встречаются приёмная мать, приёмный отец, сиблинги женского пола и сам при- ёмный ребёнок (Таблица 1). Таблица 1 Персонажи методики «Три дерева» в приёмных и биологических семьях Персонажи рисунка Приёмные дети Биологические дети Значимость отличий (φ*) Мать 93,44% 98,33% Отец 84,78% 96,08% φ*=1,98 при α=0,05 Ребёнок 55,74% 55% Сиблинг Ж 63,41% 69,23% Сиблинг М 28,57% 52,38% φ*=1,78 при α=0,05 Аналогичная картина наблюдается и в рисунках детей из биологических семей, но они несколько чаще обозначают отельным деревом своих отцов. Кроме того, в систему внутри- семейных отношений здесь чаще включаются сиблинги мужского пола. Материалы методики «Три дерева» позволяют осуществить качественный анализ ри- сунка по следующим признакам: размер деревьев, возраст, корни, крона и кора. Анализ этих признаков позволяет судить об обобщённом представлении приёмного ребёнка о нише, за- нимаемой им в системе внутрисемейных отношений, об образе приёмной матери, приёмно- го отца, об их отличиях у мальчиков и девочек от аналогичных представлений у детей в биологической семье. Дерево-ребёнок в рисунках детей из приёмной и биологической групп имеет общие особенности. Как правило, большинство детей отмечали, что это самое маленькое, самое молодое дерево со слабыми корнями, а в представлениях приёмных девочек – оно ещё и обладает тонкой, чувствительной корой. Таким образом, дети в системе внутрисемейных отношений чаще всего воспринимают себя слабыми, зависимыми, чувствительными к внешнему влиянию. Родительские фигуры в рисунках приёмных девочек и мальчиков имеют значимые от- личия, связанные с особенностями полоролевой идентификации и не по всем признакам совпадают с таковыми представлениями у биологических детей. Дерево-матери у девочек в приёмных и биологических семьях – это, чаще всего, самое большое, самое красивое и более всего понравившееся дерево. Именно это дерево значимо чаще по сравнению с деревом-отца в рисунках приёмных девочек обладает при- знаком «пышная крона», который символизирует взаимоотношения с окружающим ми- ром. Дерево-отца приёмные девочки чаще наделяют признаком «бедная крона», что сви- детельствует об ограниченности контактов с ним в реальной жизни ребёнка. В отличие от представлений приёмных девочек, дерево-матери равнозначно с деревом-отца в ри- сунках биологических девочек наделяются признаком «пышная крона» и гораздо реже признаком «бедная крона». Это позволяет сделать вывод о том, что родные дочери вос- принимают фигуру отца как расположенную к контакту на ровне с фигурой матери. Ярко выраженным признаком дерева-матери у приёмных девочек и мальчиков являет- ся «толстая кора» (в 37,7% рисунков). Биологические дети напротив значимо чаще отмеча- ют на рисунке дерева-матери «тонкую, чувствительную кору» (в 48,33% рисунков). Кора символизирует, кроме прочего, сензитивность данной фигуры к ребёнку. Таким образом, можно достоверно констатировать более высокую сензитивность матери к родным детям, чем к приёмным. Дерево-отец приёмными и биологическими детьми, чаще всего, воспринимается как самое взрослое, обладающее мощными корнями и толстой корой. У мальчиков в обеих группах это ещё и самое большое дерево, и дерево, которое больше всего нравит- ся. Такими же признаками девочки наделяют дерево-матери, что свидетельствует об их полоролевой значимости, т.е. девочкам больше нравится дерево-матери, а мальчикам – дерево-отца. Кроме того, приёмные мальчики наделяют дерево-отца признаком «пыш- ная крона» чаще, чем дерево-матери. Таким образом, можно заметить, что в приёмной семье ребёнок стремится к поддержанию контакта с родителем своего пола, тогда как в биологической – с обоими родителями. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что особенностями детско- родительских отношений в приёмных семьях являются восприятие приёмным ребёнком но- вых родителей как недостаточно сензитивных к его внутренним переживаниям, и в связи с этим ограниченный эмоциональный контакт с ними. Кроме того, не зависимо от пола ре- бёнка, более значимыми в приёмной семье являются фигуры приёмной матери и сиблинга женского пола. | |
|
|
|
| Просмотров: 2514 | Рейтинг: 0.0/0 | |