Главная » Статьи » Психология и педагогика

Изучение стрессоустойчивости и тревожности работников в инновационном процессе в организации


Проблема изучения психологических особенностей поведения личности в услови-
ях инновационной деятельности той или организации является чрезвычайно актуальной 
на современном этапе. В данное время есть необходимость коренных изменений в орга-
низационных системах, требующих новых подходов и теорий. Результаты исследования 
проблемы организационного поведения в условиях инноваций могут быть использованы 
в любой системе, связанной с межличностными отношениями, позволят выработать его 
эффективные формы, направленные на достижение успеха. 

Объект исследования: работники Якутского научного центра СО РАН и Сельско-
хозяйственного промышленного предприятия «Эрэл». 

Предмет исследования: уровень стрессоустойчивости и тревожности, связанный с 
инновационным процессом в организации. 

Цель исследования: изучить и выявить уровень стрессоустойчивости и тревожно-
сти у работников организации, где внедрены инновации и у работников, где не внедрены 
инновации. 

Гипотеза: Существуют различия в уровне стрессоустойчивости и тревожности ме-
жду работниками организаций, где внедрены инновации и где не внедрены инновации. 
 
1. Тест для оценки мотивационной направленности личности Куля, предназначен-
ный для выявления общей мотивационной направленности человека в различных жиз-
ненных ситуациях и прогнозирования эффективности поведенческих стратегий в ситуа-
циях успеха, неуспеха и планировании деятельности. Тест имеет три шкалы – контроля 
за  деятельностью  в  ситуации  неуспеха (КДН),  контроля  за  деятельностью  при  успехе 
(КДУ) и контроля за деятельностью при планировании (КДП). К каждой из них относят-
ся 20 утверждений, имеющих общую часть. 

2. Тест  на  стрессоустойчивость.  Данный  тест  на  оценку 
стрессоустойчивости  был  разработан  ученым-психологом  Медицинского 
центра Университета Бостона. Тест состоит из 20 утверждений. 

3. Шкала  реактивной  си(туативной)  и  личностной  тревожности 
Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно 
оценивающих реактивную (РТ) и личностную (ЛТ) тревожность. 

Данное исследование – лонгитюдное. В прошлом году нами была изучена психо-
логическая  готовность  к  инновационным  процессам.  Готовность  к  инновациям,  как 
обобщенная,  так  и  конкретная  связана  с  общеличностными  свойствами  и  непосредст-
венно на нее влияет психические состояния медработников. 

Психологическая  готовность  к  инновациям  является  целостным  образованием  с 
относительно неустойчивыми ее составляющими: обобщенная инновационная диспози-
ция, оценочные характеристики отношения к нововведениям по сферам жизнедеятель-
ности, конкретные инновационные установки. 

Итак, поставленная в ходе исследования, гипотеза, не подтвердилась: нет различий в 
уровне стрессоустойчивости и тревожности между работниками организаций, где внедрены 
инновации и где не внедрены инновации. Эта проблема требует дальнейшей разработки. 
Таким образом, можно сказать, что у работников ЯНЦ СО РАН при КДН и КДУ 
проявляется  акциональная  ориентация,  то  есть  они  лучше  справляются  с  заданиями  в 
стрессогенных условиях (при индуцировании неуспеха), чем ситуативно ориентирован-
ные, также они оптимально принимают решения, при этом руководствуются правилом 
экономии.  И  при  неуспехе  работоспособность  АО-испытуемых  остается  на  прежнем 
уровне, у них отсутствует симптом беспомощности. А при КДП проявляется ситуацион-
ная ориентация. 

У 28 работников ЯНЦ СО РАН уровень стрессоустойчивости средний. Составляет 
93 %. Это говорит о том, что у них хорошая устойчивость к стрессовым ситуациям и 
воздействию  стресса  на  организм.  А  на 7 % стрессовые  ситуации  оказывают  немалое 
влияние и они не очень сильно сопротивляются стрессам. 

У работников СХПК «Эрэл» средний уровень стрессоустойчивости составляет 90 
%. Это тоже говорит о том, что у них хорошая устойчивость к стрессовым ситуациям. И 
10 % не  очень  сильно  сопротивляются  стрессам,  т.е.  стрессовые  ситуации  оказывают 
немалое влияние. 

В группе испытуемых преобладает низкая реактивная тревожность и высокая лич-
ностная тревожность. Низкая реактивная тревожность требует повышения внимания к 
мотивам деятельности и повышение чувства ответственности. Высокая личностная тре-
вожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуа-
циях оценки его компетентности.
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 1319 | Рейтинг: 0.0/0