Главная » Статьи » Психология и педагогика

К проблеме исследования социально-перцептивных искажений


Проблема  социально-перцептивных  искажений  является  актуальной  не  только  в 
области практической психологии, но и кибернетике, медицине и академической психо-
логии. Часто данный вопрос сводиться к исследованиям отдельных психических процес-
сов,  искажений  в  процессе  восприятия,  которые  основываются  на  анатомо-
физиологических  особенностях  личности (например,  зрительные,  слуховые  или  так-
тильные иллюзии). Отличия между объективной (материальной) и субъектиной (психи-
ческой)  действительностями  были  описаны  преимущественно  исследователями  акаде-
мической  психологии,  гештальттерапии,  когнитивной  и  социальной  психологии,  кото-
рые  детерминируются  такими  психологическими  феноменами,  как  константность  вос-
приятия, эмпатия и рефлексия, различного рода стереотипизации и эффекты (ореола, но-
визны и др.). Однако данные исследования не позволяют раскрыть особенности прояв-
ления социально-перцептивных искажений, а также их психологические предпосылки.
 
Проблему адекватности материальной и психической реальности в контексте бес-
сознательных процессов впервые рассматривал основатель психоанализа З. Фрейд, объ-
ясняя это подчиненностью психики физическим законам сохранения энергии: ни один 
психический импульс не исчезает бесследно, а вытесняется в бессознательное, где мо-
жет блокировать или  усиливать жизненно важные функции. Импульс может приобре-
тать  эмоционально-содержательное  значение  и  превращаться  в  убеждения,  веру,  при-
вычку или манию, и в таком качестве может существовать не только как своеобразное 
социально-перцептивное искажение, но и деформация, которая находит свое выражение 
на поведенческом уровне. Такая неадекватная реакция, согласно концепции З. Фрейда, 
обусловлена  смещение  энергетического  импульса  с  одного  представления  на  другое 
(Фрейд, 2003). Также  З.  Фрейд  связывал  социально-перцептивные  искажения  с  функ-
циями Эго, которые носят противоречивый характер: с одной стороны – отражение дей-
ствительности, прогнозирование, упорядочивание психических процессов во времени и 
пространстве и т.д., а с другой – искажение очевидных фактов, актуализация сопротив-
ления инстинктам, иррациональность восприятия под воздействием принципа удоволь-
ствия, подчинение тенденциям Ид (Яценко, 1999). 

Для объяснения данных процессов Т.С. Яценко вводит понятие субъективной ин-
теграции психики, которая маскирует от сознания расхождения между просоциальными 
намерениями субъекта и способами их достижения, которые носят, как правило, инфан-
тильный характер. Существенная роль в этом процессе принадлежит искажениям, кото-
рые интегрируют инфантильные интересы с просоциальными тенденциями, и психика 
таким образом развязывает задачу адаптации к социуму, его требованиям и реализации 
субъективно-значимых  инфантильных  интересов.  Неосознаваемость  такого  процесса 
порождает дезадаптацию и психологическую незащищенность, связанных со значитель-
ным расходом энергии и требующих дополнительных отступлений от реальности. 

В контексте психодинамического направления мы имеет возможность на материа-
ле  работы  групп  активного  социально-психологического  обучения (Яценко, 1996) ис-
следовать социально-перцептивные искажения на основе действия системы психологи-
ческих защит, переживаний, условных ценностей и идеализированного Я субъекта, ко-
торые порождают отступления от реальности. Поэтому дальнейшее исследование соци-
ально-перцептивных искажений не утрачивает своей актуальности и в настоящее время. 

Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 1002 | Рейтинг: 0.0/0