| Главная » Статьи » Психология и педагогика |
К проблеме исследования социально-перцептивных искажений
|
|
|
Проблема социально-перцептивных искажений является актуальной не только в области практической психологии, но и кибернетике, медицине и академической психо- логии. Часто данный вопрос сводиться к исследованиям отдельных психических процес- сов, искажений в процессе восприятия, которые основываются на анатомо- физиологических особенностях личности (например, зрительные, слуховые или так- тильные иллюзии). Отличия между объективной (материальной) и субъектиной (психи- ческой) действительностями были описаны преимущественно исследователями акаде- мической психологии, гештальттерапии, когнитивной и социальной психологии, кото- рые детерминируются такими психологическими феноменами, как константность вос- приятия, эмпатия и рефлексия, различного рода стереотипизации и эффекты (ореола, но- визны и др.). Однако данные исследования не позволяют раскрыть особенности прояв- ления социально-перцептивных искажений, а также их психологические предпосылки. Проблему адекватности материальной и психической реальности в контексте бес- сознательных процессов впервые рассматривал основатель психоанализа З. Фрейд, объ- ясняя это подчиненностью психики физическим законам сохранения энергии: ни один психический импульс не исчезает бесследно, а вытесняется в бессознательное, где мо- жет блокировать или усиливать жизненно важные функции. Импульс может приобре- тать эмоционально-содержательное значение и превращаться в убеждения, веру, при- вычку или манию, и в таком качестве может существовать не только как своеобразное социально-перцептивное искажение, но и деформация, которая находит свое выражение на поведенческом уровне. Такая неадекватная реакция, согласно концепции З. Фрейда, обусловлена смещение энергетического импульса с одного представления на другое (Фрейд, 2003). Также З. Фрейд связывал социально-перцептивные искажения с функ- циями Эго, которые носят противоречивый характер: с одной стороны – отражение дей- ствительности, прогнозирование, упорядочивание психических процессов во времени и пространстве и т.д., а с другой – искажение очевидных фактов, актуализация сопротив- ления инстинктам, иррациональность восприятия под воздействием принципа удоволь- ствия, подчинение тенденциям Ид (Яценко, 1999). Для объяснения данных процессов Т.С. Яценко вводит понятие субъективной ин- теграции психики, которая маскирует от сознания расхождения между просоциальными намерениями субъекта и способами их достижения, которые носят, как правило, инфан- тильный характер. Существенная роль в этом процессе принадлежит искажениям, кото- рые интегрируют инфантильные интересы с просоциальными тенденциями, и психика таким образом развязывает задачу адаптации к социуму, его требованиям и реализации субъективно-значимых инфантильных интересов. Неосознаваемость такого процесса порождает дезадаптацию и психологическую незащищенность, связанных со значитель- ным расходом энергии и требующих дополнительных отступлений от реальности. В контексте психодинамического направления мы имеет возможность на материа- ле работы групп активного социально-психологического обучения (Яценко, 1996) ис- следовать социально-перцептивные искажения на основе действия системы психологи- ческих защит, переживаний, условных ценностей и идеализированного Я субъекта, ко- торые порождают отступления от реальности. Поэтому дальнейшее исследование соци- ально-перцептивных искажений не утрачивает своей актуальности и в настоящее время. | |
|
|
|
| Просмотров: 1002 | Рейтинг: 0.0/0 | |