Главная » Статьи » Психология и педагогика

К вопросу о регуляции поведения.



В современном мире интенсификация процессов производства, образования, тех-
ники и т. д. усиливает воздействие на человека факторов различной силы, модальности и 
длительности, что усложняет процессы адаптации и социализации. В связи с этим, все 
большее  значение  приобретают  исследования,  направленные  на  изучение  регуляторов 
поведения и деятельности людей. 

В последнее время возросло число работ, посвященных вопросам психологических 
(«внутренних)  регуляторов  поведения.  Особый  интерес  у  исследователей  вызывают 
ценностные ориентации личности и их роль в жизнедеятельности человека. 

Как известно, ценностные ориентации во многом определяют успешность процес-
сов  социально-психологической  адаптации  и  социализации  индивида.  Особую  значи-
мость формирование системы ценностных ориентаций, постановка и структурная орга-
низация жизненных целей приобретают на этапе подростковой и юношеской социализа-
ции. Говоря о старшеклассниках, можно отметить, что данный возраст характеризуется 
активным поиском смысла жизни, профессионального и личностного самоопределения. 
Важнейшими для них являются вопросы, касающееся их «Я-будущего» и возможностей 
успешной адаптации в современном обществе. 

В нашем исследовании принимали участие 33 учащихся 10-х классов, в возрасте 
15–17 лет на базе общеобразовательных школ г. Иркутска. 

Для  определения  уровня  социально-психологической  адаптации  использовалась 
методика – многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова (МЛО). Ценностные 
ориентации  изучались  при  помощи  методики  М.  Рокича «Ценностные  ориентации». 
Кроме того, для уточнения данных об особенностях социально-психологической адап-
тации был применен факторный личностный опросник Р. Кеттелла. 

На основе полученных данных были выявлены группы старшеклассников с высо-
ким уровнем адаптации (33%), с неустойчивой адаптацией (52%) и с признаками деза-
даптации (15%). Результаты исследования обнаружили определенные отличия в ценно-
стных ориентациях старшеклассников каждой из указанных групп адаптации. Так, для 
старшеклассников с неустойчивой адаптацией оказалось характерным сочетание «ори-
ентации на человека» и индивидуалистической направленности. В группе старшекласс-
ников с признаками дезадаптации приоритетной также является ценность-цель – «ори-
ентация на человека», но предпочитаемый ими образ действий связан с ценностями ма-
териальной жизни. 

Старшеклассники  с  высоким  уровнем  адаптации  важное  значение  придают  этиче-
ским ценностям, а именно ценности «ответственность», что, по-видимому, сказывается на 
их высоких регуляторных способностях. Полученные результаты были положены в осно-
ву разработки развивающей программы, направленной на усиление регуляторных способ-
ностей  старшеклассников  посредством  формирования,  осознания  и  структурирования 
системы ценностных ориентаций. На наш взгляд, комплексная, последовательная реали-
зация программы, в которой учитывается стремление старшеклассников к самопознанию, 
необходимость развития коммуникативных навыков, важность осознания критериев вы-
бора и оценки собственных действий будет способствовать повышению уровня социаль-
но-психологической адаптации старшеклассников и качества их жизни в целом. 
Дальнейшее исследование будет направлено на изучение эффективности разрабо-
танной программы. 
 
Категория: Психология и педагогика | (02.01.2013)
Просмотров: 540 | Рейтинг: 0.0/0