Главная » Статьи » Психология и педагогика |
К вопросу о регуляции поведения.
|
|
В современном мире интенсификация процессов производства, образования, тех- ники и т. д. усиливает воздействие на человека факторов различной силы, модальности и длительности, что усложняет процессы адаптации и социализации. В связи с этим, все большее значение приобретают исследования, направленные на изучение регуляторов поведения и деятельности людей. В последнее время возросло число работ, посвященных вопросам психологических («внутренних) регуляторов поведения. Особый интерес у исследователей вызывают ценностные ориентации личности и их роль в жизнедеятельности человека. Как известно, ценностные ориентации во многом определяют успешность процес- сов социально-психологической адаптации и социализации индивида. Особую значи- мость формирование системы ценностных ориентаций, постановка и структурная орга- низация жизненных целей приобретают на этапе подростковой и юношеской социализа- ции. Говоря о старшеклассниках, можно отметить, что данный возраст характеризуется активным поиском смысла жизни, профессионального и личностного самоопределения. Важнейшими для них являются вопросы, касающееся их «Я-будущего» и возможностей успешной адаптации в современном обществе. В нашем исследовании принимали участие 33 учащихся 10-х классов, в возрасте 15–17 лет на базе общеобразовательных школ г. Иркутска. Для определения уровня социально-психологической адаптации использовалась методика – многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова (МЛО). Ценностные ориентации изучались при помощи методики М. Рокича «Ценностные ориентации». Кроме того, для уточнения данных об особенностях социально-психологической адап- тации был применен факторный личностный опросник Р. Кеттелла. На основе полученных данных были выявлены группы старшеклассников с высо- ким уровнем адаптации (33%), с неустойчивой адаптацией (52%) и с признаками деза- даптации (15%). Результаты исследования обнаружили определенные отличия в ценно- стных ориентациях старшеклассников каждой из указанных групп адаптации. Так, для старшеклассников с неустойчивой адаптацией оказалось характерным сочетание «ори- ентации на человека» и индивидуалистической направленности. В группе старшекласс- ников с признаками дезадаптации приоритетной также является ценность-цель – «ори- ентация на человека», но предпочитаемый ими образ действий связан с ценностями ма- териальной жизни. Старшеклассники с высоким уровнем адаптации важное значение придают этиче- ским ценностям, а именно ценности «ответственность», что, по-видимому, сказывается на их высоких регуляторных способностях. Полученные результаты были положены в осно- ву разработки развивающей программы, направленной на усиление регуляторных способ- ностей старшеклассников посредством формирования, осознания и структурирования системы ценностных ориентаций. На наш взгляд, комплексная, последовательная реали- зация программы, в которой учитывается стремление старшеклассников к самопознанию, необходимость развития коммуникативных навыков, важность осознания критериев вы- бора и оценки собственных действий будет способствовать повышению уровня социаль- но-психологической адаптации старшеклассников и качества их жизни в целом. Дальнейшее исследование будет направлено на изучение эффективности разрабо- танной программы. | |
|
|
Просмотров: 540 | Рейтинг: 0.0/0 |