Главная » Статьи » Психология и педагогика |
К вопросу о содержательных характеристиках мотивационно-потребностной сферы современного юноши призывного возраста
|
|
Говоря о будущем России, нельзя оставаться равнодушным, задумываясь о поло- жении солдат в армии. Вопросов много, а вот литературы, с ответом на них, практически не найти. Это и стало основным стимулом при выполнении нами данного исследования. Исследование проводилось на базе Военного комиссариата Западного округа г.Белгорода. Испытуемыми – люди призывного возраста (1987 года) окончившие школу, или лицей выборка состояла из 174 человек. При проведении исследования мы исполь- зовали следующие методики: Цветовой тест Люшера, модифицированную нами методи- ку неоконченных предложений, а также произвели качественный анализ личных дел юношей призывного возраста с целью изучения характера семейной ситуации и акаде- мической успеваемости. На основании проведенного исследования, мы смогли выделить несколько групп юношей призывного возраста, имеющих различия мотивационно-потребностной сферы. В первую группу вошли юноши призывного возраста с преобладанием внешнего мотива. Для этой группы испытуемых, 50 человек, (28%), армия не значит ничего, счи- тается убитыми годами жизни. У большинства таких испытуемых проявляются такие черты характера как беспокойство, они движимы собственными желаниями и надежда- ми. Испытывают потребность улучшить представление о себе у других людей, хотят са- ми свободно распоряжаться своей судьбой. В основном так думают лица со средней ака- демической успеваемостью, но неблагоприятной семейной ситуацией, а именно: ребенка воспитывает один родитель, или же родители находятся в затрудненном материальном, или социальном положении. Доминирование внешнего мотива в мотивационно – по- требностной сфере мы не можем считать положительным явлением. Это так называемая «пластилиновая группа», поэтом впоследствии не исключено также, что такие люди ста- новятся, под воздействием манипуляции, своеобразным «оружием дедовщины». Во второй группе доминирующим является мотив долга. Юноши призывного воз- раста – 38 человек, (22%), считают, что армия для них, это способ защитить свою Роди- ну. Такие испытуемые хотят следовать своим импульсам, готовы идти на риск. Хотят преодолеть все трудности, которые встают перед ними. Пытаются улучшить свое поло- жение и повысить престиж. Среди призывников преобладают лица со средней академи- ческой успеваемостью и неблагоприятной семейной ситуацией. На вопрос о возникно- вении дедовщины считают, что «дедовщина» возникла из-за того, что люди, которые не имели власти ранее, получают ее именно здесь, когда им дают в руки оружие. Для того, чтобы избавиться от нее, необходимо убрать «дубину» из рук старшины и ввести мо- мент поощрения первогодок. Мы полагаем, что на эту группу солдат офицер может опе- реться, восстанавливая дисциплину в армии. В третью группу входят юноши призывного возраста с преобладанием социально- го мотива. В данной группе, 32 человека (18%) , считают, что армия для них, это способ стать мужчиной, проявление мужских качеств. Такие испытуемые относятся в большин- стве к лицам, которые хотят наверстать то, что, как им кажется, они упустили, живя на- сыщенной жизнью; по их мнению, они смогут освободиться от всего, что их угнетает. Пытаются создать твердое основание, на котором воздвигнут надежное, спокойное и свободное от проблем будущее. В основном это призывники со средней академической успеваемостью, и благоприятной семейной ситуацией. На вопрос о причинах появлении «дедовщины» отвечают, что она необходима, для воспитания вновь прибывших, если только это не несет за собой наказания физического плана, и только в этом случае от «дедовщины» необходимо избавиться. В отношении юношей призывного возраста, со- ставляющих группу с наличием социального мотива, для нормального прохождения службы, необходимо приучать к дисциплине и не позволять им проявлять неуважитель- ное отношение к товарищам по службе. У четвертой группы лиц призывного возраста преобладает познавательный мотив, но также присутствует и социальный мотив. Это юноши, которые считают, что это даль- нейшая их жизнь, или же способ самореализоватся (18 человек – 10%). В основном та- кие испытуемые жаждут успеха, жизни полной впечатлений. Хотят развиваться свобод- но, сбросить с себя оковы неуверенности, жить насыщенной жизнью. У таких испытуе- мых много интересов и они хотят расширять сферы деятельности. Эти юноши имеют среднюю и высокую академическую успеваемость и благоприятную ситуацию развития в семье. Интересно так же заметить, что в основном так рассуждают дети бывших воен- ных. В большинстве своем, таким детям родители не советуют идти в армию, т.к. «там тебе будет плохо», но ребенок, глядя, чего добился его отец, хочет быть похожим на своего родителя. На вопросы о причинах возникновения «дедовщины», в основном от- вечают, что родители говорили: «что так принято», и необходимо принимать это как обычное явление. Именно среди этой группы юношей призывного возраста старший по званию найдет поддержку по борьбе с «дедовщиной». В пятую группу испытуемых входят юноши с доминирующим личностным моти- вом, имеющий романтический оттенок, игровую ориентацию. Группа из 18 призывников (10%), считают, что армия – это обязанность гражданина РФ по обороне от террора, причем при ответе на вопрос, а не является ли это аналогом защиты Родины, четко отве- чали, что между понятиями обороны, и защиты Родины сходства они не видят. Боль- шинство таких испытуемых ищут успеха. Хотят преодолеть преграды сопротивления и принимать решения самостоятельно. Стремятся к тому, что себе наметили и проявляют инициативу. У таких испытуемых средняя академическая успеваемость и благоприятная семейная ситуация. Это так называемая группа риска, т.к. это юноши со сложившимися взглядами на необходимость присутствия «дедовщины». Эта группа призывников обыч- но транслирует необходимость сохранения дедовщины придя в армию и являясь ее ядерным компонентом. В шестую входят призывники с преобладанием личностного мотива, опосредован- ного профессиональным выбором. Считают своеобразной школой жизни, своеобразным военным институтом жизни 20 испытуемых (12%). Большинство таких испытуемых ис- пытывают потребность освободиться от стресса. Жаждут чувства покоя и удовлетворен- ности. Хотят свободно следовать своим убеждениям и принципам, хотят добиться ува- жения к себе как личности, называющейся так по праву. Среди этих юношей большин- ство со средней академической успеваемостью и благоприятной ситуацией развития в семье. Такие призывники в ответах на вопрос возникновения «дедовщины» считают, что возникла она из-за того, что отправляли служить осужденных людей и именно они ввели ее. Призывники, входящие в эту группу, не совсем адаптировались в гражданской си- туации, и поэтому идут в армию, надеясь на то, что там будет порядок. Испытуемые данной группы будут присматриваться к окружающему коллективу, и возможно будут противостоять предыдущей группе, из-за чего возможны частые конфликты, которые и будут служить тому, что «дедовщина» будет сохраняться. Современный юноша призывного возраста – люди, имеющие свои мотивы и по- требности. Этих юношей можно разбить на несколько групп при рассмотрении мотива- ционно-потребностной сферы. Первая группа – это юноши, которые хотят самореализо- ваться через военную службу, но четко не понимая, как это сделать. Другая группа – это люди, которые не могут приспособиться на гражданке, виду неблагоприятных факторов, что напрямую связано с семейной ситуацией. Или же это группа юношей, закомплексо- ванных в гражданской жизни и полагают, что только так смогут стать мужчиной
| |
|
|
Просмотров: 592 | Рейтинг: 0.0/0 |