Главная » Статьи » Психология и педагогика

К вопросу о содержательных характеристиках мотивационно-потребностной сферы современного юноши призывного возраста


Говоря о будущем России, нельзя оставаться равнодушным, задумываясь о поло-
жении солдат в армии. Вопросов много, а вот литературы, с ответом на них, практически 
не найти. Это и стало основным стимулом при выполнении нами данного исследования. 
Исследование  проводилось  на  базе  Военного  комиссариата  Западного  округа 
г.Белгорода. Испытуемыми – люди призывного возраста (1987 года) окончившие школу, 
или лицей выборка состояла из 174 человек. При проведении исследования мы исполь-
зовали следующие методики: Цветовой тест Люшера, модифицированную нами методи-
ку  неоконченных  предложений,  а  также  произвели  качественный  анализ  личных  дел 
юношей призывного возраста с целью изучения характера семейной ситуации и акаде-
мической успеваемости. 

На основании проведенного исследования, мы смогли выделить несколько групп 
юношей призывного возраста, имеющих различия мотивационно-потребностной сферы. 
В первую группу вошли юноши призывного возраста с преобладанием внешнего 
мотива. Для этой группы испытуемых, 50 человек, (28%), армия не значит ничего, счи-
тается  убитыми  годами  жизни.  У  большинства  таких  испытуемых  проявляются  такие 
черты характера как беспокойство, они движимы собственными желаниями и надежда-
ми. Испытывают потребность улучшить представление о себе у других людей, хотят са-
ми свободно распоряжаться своей судьбой. В основном так думают лица со средней ака-
демической успеваемостью, но неблагоприятной семейной ситуацией, а именно: ребенка 
воспитывает один родитель, или же родители находятся в затрудненном материальном, 
или  социальном  положении.  Доминирование  внешнего  мотива  в  мотивационно – по-
требностной сфере мы не можем считать положительным явлением. Это так называемая 
«пластилиновая группа», поэтом впоследствии не исключено также, что такие люди ста-
новятся, под воздействием манипуляции, своеобразным «оружием дедовщины». 

Во второй группе доминирующим является мотив долга. Юноши призывного воз-
раста – 38 человек, (22%), считают, что армия для них, это способ защитить свою Роди-
ну. Такие испытуемые хотят следовать своим импульсам, готовы идти на риск. Хотят 
преодолеть все трудности, которые встают перед ними. Пытаются улучшить свое поло-
жение и повысить престиж. Среди призывников преобладают лица со средней академи-
ческой успеваемостью и неблагоприятной семейной ситуацией. На вопрос о возникно-
вении дедовщины считают, что «дедовщина» возникла из-за того, что люди, которые не 
имели власти ранее, получают ее именно здесь, когда им дают в руки оружие. Для того, 
чтобы избавиться от нее, необходимо убрать «дубину» из рук старшины и ввести мо-
мент поощрения первогодок. Мы полагаем, что на эту группу солдат офицер может опе-
реться, восстанавливая дисциплину в армии. 

В третью группу входят юноши призывного возраста с преобладанием социально-
го мотива. В данной группе, 32 человека (18%) , считают, что армия для них, это способ 
стать мужчиной, проявление мужских качеств. Такие испытуемые относятся в большин-
стве к лицам, которые хотят наверстать то, что, как им кажется, они упустили, живя на-
сыщенной жизнью; по их мнению, они смогут освободиться от всего, что их угнетает. 
Пытаются  создать  твердое  основание,  на  котором  воздвигнут  надежное,  спокойное  и 
свободное от проблем будущее. В основном это призывники со средней академической 
успеваемостью, и благоприятной семейной ситуацией. На вопрос о причинах появлении 
«дедовщины»  отвечают,  что  она  необходима,  для  воспитания  вновь  прибывших,  если 
только это не несет за собой наказания физического плана, и только в этом случае от 
«дедовщины» необходимо избавиться. В отношении юношей призывного возраста, со-
ставляющих  группу  с  наличием  социального  мотива,  для  нормального  прохождения 
службы, необходимо приучать к дисциплине и не позволять им проявлять неуважитель-
ное отношение к товарищам по службе. 

У четвертой группы лиц призывного возраста преобладает познавательный мотив, 
но также присутствует и социальный мотив. Это юноши, которые считают, что это даль-
нейшая их жизнь, или же способ самореализоватся (18 человек – 10%). В основном та-
кие испытуемые жаждут успеха, жизни полной впечатлений. Хотят развиваться свобод-
но, сбросить с себя оковы неуверенности, жить насыщенной жизнью. У таких испытуе-
мых много интересов и они хотят расширять сферы деятельности. Эти юноши имеют 
среднюю и высокую академическую успеваемость и благоприятную ситуацию развития 
в семье. Интересно так же заметить, что в основном так рассуждают дети бывших воен-
ных. В большинстве своем, таким детям родители не советуют идти в армию, т.к. «там 
тебе  будет  плохо»,  но  ребенок,  глядя,  чего  добился  его  отец,  хочет  быть  похожим  на 
своего родителя. На вопросы о причинах возникновения «дедовщины», в основном от-
вечают,  что  родители  говорили: «что  так  принято»,  и  необходимо  принимать  это  как 
обычное явление. Именно среди этой группы юношей призывного возраста старший по 
званию найдет поддержку по борьбе с «дедовщиной». 

В пятую группу испытуемых входят юноши с доминирующим личностным моти-
вом, имеющий романтический оттенок, игровую ориентацию. Группа из 18 призывников 
(10%),  считают,  что  армия – это  обязанность  гражданина  РФ  по  обороне  от  террора, 
причем при ответе на вопрос, а не является ли это аналогом защиты Родины, четко отве-
чали, что между понятиями обороны, и защиты Родины сходства они не видят. Боль-
шинство таких испытуемых ищут успеха. Хотят преодолеть преграды сопротивления и 
принимать решения самостоятельно. Стремятся к тому, что себе наметили и проявляют 
инициативу. У таких испытуемых средняя академическая успеваемость и благоприятная 
семейная ситуация. Это так называемая группа риска, т.к. это юноши со сложившимися 
взглядами на необходимость присутствия «дедовщины». Эта группа призывников обыч-
но  транслирует  необходимость  сохранения  дедовщины  придя  в  армию  и  являясь  ее 
ядерным компонентом. 

В шестую входят призывники с преобладанием личностного мотива, опосредован-
ного профессиональным выбором. Считают своеобразной школой жизни, своеобразным 
военным институтом жизни 20 испытуемых (12%). Большинство таких испытуемых ис-
пытывают потребность освободиться от стресса. Жаждут чувства покоя и удовлетворен-
ности. Хотят свободно следовать своим убеждениям и принципам, хотят добиться ува-
жения к себе как личности, называющейся так по праву. Среди этих юношей большин-
ство со средней академической успеваемостью и благоприятной ситуацией развития в 
семье. Такие призывники в ответах на вопрос возникновения «дедовщины» считают, что 
возникла она из-за того, что отправляли служить осужденных людей и именно они ввели 
ее. Призывники, входящие в эту группу, не совсем адаптировались в гражданской си-
туации,  и  поэтому  идут  в  армию,  надеясь  на  то,  что  там  будет  порядок.  Испытуемые 
данной группы будут присматриваться к окружающему коллективу, и возможно будут 
противостоять предыдущей группе, из-за чего возможны частые конфликты, которые и 
будут служить тому, что «дедовщина» будет сохраняться. 

Современный юноша призывного возраста – люди, имеющие свои мотивы и по-
требности. Этих юношей можно разбить на несколько групп при рассмотрении мотива-
ционно-потребностной сферы. Первая группа – это юноши, которые хотят самореализо-
ваться через военную службу, но четко не понимая, как это сделать. Другая группа – это 
люди, которые не могут приспособиться на гражданке, виду неблагоприятных факторов, 
что напрямую связано с семейной ситуацией. Или же это группа юношей, закомплексо-
ванных в гражданской жизни и полагают, что только так смогут стать мужчиной
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 592 | Рейтинг: 0.0/0