Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Когнитивные стили и успешность обучения
|
|
Одним из основных вопросов при рассмотрении когнитивных стилей в контексте педагогической психологии является вопрос о связи стилевых характеристик с успешно- стью обучения. В литературе представлено достаточно большое количество исследова- ний, где эту связь пытаются проследить на различных категориях учащихся. Изучались различные стилевые характеристики, но наиболее подробно рассматривались полезави- симость / поленезависимость и импульсивность / рефлективность. Обозревая достаточно большой массив полученных данных, можно заключить, что результаты этих исследова- ний не позволяют сделать однозначных выводов о влиянии стилей на успешность обу- чения. В большинстве работ не удалось обнаружить прямую связь между стилевыми ха- рактеристиками интеллектуальной деятельности и успешностью обучения. При этом достаточно распространена точка зрения, что, например, успеваемость поленезависимых и рефлективных учащихся в целом выше, чем полезависимых и импульсивных (хотя фактов, подтверждающих это убеждение, очень немного). Так, утверждается, что поле- независимые испытуемые демонстрируют превосходство при обучении чтению, при зрительном распознании букв, слов, геометрических фигур, при различении на слух сло- гов, слов, фонем, и частей фразы (см., например, Клаус, 1987). Противоречивость проблемы стилей и эффективности обучения подчеркивается многими авторами (Холодная, 2002). Предлагается ряд объяснений данного феномена. Так, М.А. Холодная говорит о т.н. «расщеплении» стилевых полюсов. Альтернативная интерпретация связана с анализом методик изучения когнитивных стилей. Отмечается несоответствие классических методик изучения когнитивных стилей основным постула- там стилевого подхода (например, положению о процессуальном, а не продуктивном ха- рактере стилей). Классические методики по исследованию когнитивных стилей являют- ся достаточно «объективными» и надежными, они многократно верифицированы, но при этом основаны на измерении продуктивных характеристик, что противоречит стилевому подходу. Большинство инструментов, созданных для измерения когнитивных стилей, могут быть отнесены к классу тестов способностей (Tiedemann, 1989). Связи с успешно- стью обучения получены в первую очередь там, где методика исследования измеряла продуктивные характеристики. И наоборот, в методиках, где преобладает процессуаль- ный аспект, связей с общей успешностью в основном не обнаружено. Одно из возмож- ных решений данной проблемы – при исследовании когнитивных стилей, и в том числе взаимосвязей с успеваемостью, испытуемых необходимо уравнять по продуктивным ха- рактеристикам (например, по уровню способностей). Примером может служить иссле- дование Alevriadou A. et al. (2004), где испытуемые были предварительно уравнены по уровню познавательного развития (использовался тест Равена). Применительно к процессу обучения когнитивные стили часто изучаются в кон- тексте проблемы соответствия стилей учащегося стилю преподавания39. Общепризнан- ным здесь является факт, что при соответствии стилей учения и преподавания успевае- мость в целом выше. В связи с этим предлагается ряд программ психологической диф- ференциации обучения для снятия проблемы несоответствия стилей. При этом менее изученным остается следующий вопрос: каков вклад в успешность обучения стилевых характеристик в сравнении с другими когнитивными образованиями? Согласно имею- щимся в литературе данным, можно заключить, что этот вклад неодинаков для учащихся с разным уровнем познавательного развития. Можно также предположить, что проблема соответствия стилей обучения и стилей преподавания стоит наиболее остро именно там, где несоответствие стилей не может быть компенсировано другими образованиями, к которым также относится уровень познавательного развития. В связи с перечисленными соображениями были выдвинуты три основные гипоте- зы для эмпирического исследования, которое проводится в настоящий момент: 1. Успешные ученики в учебных заведениях с определенным стилем преподавания обладают разными когнитивными стилями. 2. Влияние когнитивных стилей на успешность учения выше у учащихся с более низкими показателями по тестам познавательного развития. 3. У успешных учеников когнитивные стили менее выражены, чем у неуспешных. Исследование проводится в настоящий момент на студентах нескольких москов- ских ВУЗов. Изучаемые показатели: полезависимость / поленезависимость; импульсив- ность / рефлективность, уровень познавательного развития, объективные и субъектив- ные показатели успешности обучения. Полученные данные позволят приблизиться к решению важного практического вопроса: насколько необходимо учитывать стилевые характеристики учащихся при планировании процесса обучения. | |
|
|
Просмотров: 1472 | Рейтинг: 0.0/0 |