Главная » Статьи » Психология и педагогика

Личность и ее самоактуализация в общении с Другим

Рябикина З. И., Сомова Е. Г. 

Одна из ключевых проблем психологии — проблема общения.  
Сущностный статус этого феномена в бытии человека предопределяет неистощимый 
интерес к познанию его закономерностей, а изменчивость, многоликость 
возможных проявлений, влияний, оказываемых общением на становление 
личности, изменение его характеристик с течением исторртческого времени 
объясняют невозможность достижения какого-либо окончательного знания. 
Значение, сложность и одновременно перспективность проблемы  
общения в наши дни ярко высветились на конференции «Психология общения: 
проблемы и перспективы»1. 
Общение — многозначный феномен, наполняющийся различающимся 
содержанием в зависимости от того, в какой теоретической конструкции 
осуществляется попытка его означивания и интерпретации. 
С социально-психологических позиций его можно рассматривать как  
следствие, либо как предпосылку или как индикатор групповой процессуально- 
сти, как «пространство», в котором возникают групповые феномены. 
В психологии личности общение традиционно рассматривается как  
область активности, в которой проявляется личностное своеобразие. Но оно 
может быть рассмотрено и в качестве фактора, детерминирующего  
становление личности. Во втором случае личность предстает как следствие  
структуры и характера поддерживаемых ею отношений со значимыми Другими. 
В контексте проблем личности возможен и еще один ракурс. Общение 
может быть рассмотрено как область самоактуализации личности, одно из 
пространств бытийности, которое она (личность) стремится организовать 
в соответствии со структурой своих личностных смыслов, реализуя  
потребность в аутентичном бытии в пространстве межличностных отношений. 
Аутентичное бытие в этом случае предполагает актуализацию в ситуациях 
общения сущностных сил личности, инициацию таких поведенческих  
моделей, способов действования, которые содержательно связаны с  
ядерными, глубинными образованиями личности. 
Но именно в общении со значимыми Другими обеспечивается  
возможность и возникает необходимость реализации потребности аутентичного 
бытия, утверждения своего Я. И именно в плане развертывания общения 
с Другими рассматривается здесь проблема самоактуализации личности как 
важнейшего условия ее становления. Рассмотрение общения с точки зрения 
свойственной человеку потребности самоактуализироваться является  
следствием достаточно давно сложившейся гуманистической традиции в  
рассмотрении человека. К. Гольдштейн утверждал в своих работах  
самоактуализацию как главенствующую потребность, которая владеет человеком.  
Появление других побуждений (голод, секс, власть, достижения и т. д.) — 
рассматривалось им не иначе, как манифестация основной жизненной  
интенции личности — состояться во всей возможной полноте своих потенций, 
актуализировать себя [15]. Эта тема далее развивалась в работах А. Маслоу, 
К. Роджерса, других известных психологов гуманистической ориентации 
[4; Ю]. 
Но тема свойственной нормально развивающемуся человеку  
потребности организовать пространства своей бытийности в соответствие со  
структурой своих личностных смыслов сейчас обретает особую актуальность,  
особое звучание. На смену модернистскому мировоззрению с его мифом о  
единообразии мира и позитивистской моделью научного познания мира и 
человека приходит постмодерн. Мировоззрение постмодерна, подпитываю- 
щееся происходящими сдвигами в сознании широких народных масс и про- 
являющееся как значимая в науке и культуре интеллектуальная тенденция, 
в частности, реализуется в интерпретации человека как индивидуальности, 
с подчеркиванием присущего ему права конструировать собственный мир. 
Поворот к человеку как индивидуальности, подчеркивание  
возрастающей роли его активности в выстраивании пространства собственной жизни, 
а поэтому и новые задачи психологической науки четко фиксируются в  
позициях, высказываниях многих современных психологов, прозвучавших, 
в частности, и в выступлениях участников «Круглого стола» под  
знаменательным названием «Психология XXI века: пророчества и прогнозы» [8; 9]. 
Психология нового века будет отстаивать ценности и приоритеты  
человека как индивидуальности... с ее правом быть субъектом собственной жизни 
(выделено нами. — 3. Р., Е. С.) [9. С. 23], — подчеркивала в своем  
выступлении на этом «Круглом столе» И. С. Якиманская. 
Отмечалось, что к концу XX века произошло смещение акцента с  
познавательной парадигмы исследования на экзистенциальную (изучение  
конкретных ситуаций бытия человека и целостного их понимания) и что «особой 
областью психологической науки должна стать психология человеческого  
бытия» [9. С. 8]. Н. Н. Нечаев акцентировал внимание на том, что реальное  
искусство, которым должны заниматься люди, — это искусство организации их 
собственной жизни. И в этом психология должна помочь, — подчеркивал 
в своем выступлении Н. Н. Нечаев [9. С. 6]. В. С. Собкин, отсылая к  
высказываниям Г. А Товстоногова о будущем (теперь уже наступившем  
настоящем) веке, как о веке режиссуры, подчеркнул, что, в связи с этим,  
психологические направления, ориентированные на сценирование жизни человека  
наиболее перспективны [9. С. 15] и т. д. 
Таким образом, субъектная позиция личности, автора собственной  
жизни не только признается и подчеркивается как существеннейшая тенденция 
в изменяющемся мировоззрении, мироощущении человека, но, при этом, 
акцентируется внимание на необходимости соответствующих изменений 
в самой психологической науке, которая должна не только исследовать,  
познавать происходящие в человеке изменения, помогая ему в рефлексии, но 
сама должна стать более «субъектной». В. В. Рубцов: «...Психологическая  
наука... прорвала свою собственную оболочку и становится неотъемлемой  
составляющей современной социальной практики...» (В. В. Рубцов [8. С. 19]). 
Подчеркивая заслуги М. К. Мамардашвили в анализе кризиса идеала  
рациональности и вытекающую из этого анализа, ставшую очевидной,  
необходимость перехода к неклассической психологии (особенно, по мнению 
выступавшего, это касается психологии личности), А. Г. Асмолов выделил 
ее главный принцип — принцип вмешательства в реальность, активное  
проникновение в сферу социальной практики. Психология как  
формообразование бытия [8. С. 9— 10]. 
Б. С. Братусь отметил уже происходящие со статусом психологической 
науки изменения. Из средства объяснения психология к концу века стала  
активной, даже агрессивной, она «начинает конструировать миры, новую  
реальность» [8. С. 16]. 
Одним словом, с одной стороны, проявлена существенная область  
психологических феноменов, достойная стать фокусом исследовательской  
ориентации психологов наступившего века — человеческое бытие, трактуемое 
как организация человеком его жизни в соответствии с его природой, как 
бытие, аутентичное природе человека. С другой стороны, подчеркивается 
особая активная роль психологической науки в поддержке и реализации 
интенции человека на создание такого бытия, в поддержке и реализации его 
потребности самоактуализироваться в формообразовании бытия в  
соответствии со структурой личностных смыслов. 
В рамках этих, объективно заявленных проблемных ситуаций, темы  
общения и самоактуализации в их взаимосвязи приобретают особый смысл и 
новые акценты. 
Как было отмечено выше, общение — одна из областей возможной  
самоактуализации личности, одно из пространств бытийности, которое  
личность стремится организовать в соответствии со структурой своих  
личностных смыслов. 
В общении личность себя проявляет (и этому посвящены многие  
исследования), и в общении личность может самоактуализироваться. Но есть ли 
разница между «проявить себя в ситуациях общения» и  
«самоактуализироваться в ситуациях общения»? И, если есть, то в чем она? 
Собственно личностным пространством феноменов в структуре  
индивидуальной психики является пространство личностных смыслов [А А. Бода- 
лев, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, 3. И. Ря- 
бикина и др.]. Отсюда исходят импульсы, которые можно характеризовать 
как личностные побуждения. Но человек в своем поведении продолжает  
руководствоваться и организмическими запросами, реализуя побуждения, 
идущие от Ид, либо выступает как социальный индивид со стертой  
индивидуальностью и выраженным устремлением соответствовать социальным 
стандартам в выборе способов общения. Рассуждая о личностном и  
неличностном в поведении человека, В. В. Петухов вводит понятие «мнич- 
ность» — мнимая личность [7]. В таком человеке не произошло  
необходимого сплава природного и культурного, то есть не произошло порождение 
личностного смысла. Он руководствуется в выборе либо природным,  
инстинктуальным, либо социальными предписаниями формально освоенной 
«культуры». 
Самоактуализация предполагает актуализацию Self в общении, то есть 
структурирование личностью пространства межличностных отношений в  
соответствии со структурной организацией личностных смыслов. Личность  
может не обладать характеристиками самоактуализирующейся. Интенция  
самоактуализироваться свойственна каждому как природная особенность 
(К. Гольдштейн, К. Роджерс и др.), но способность самоактуализироваться 
реально обретается только той личностью, которая успешно прошла путь 
индивидуации [15], обрела зрелость, то есть хорошо структурированное Self 
(в нашей трактовке — хорошо структурированное пространство личностных 
смыслов [11, 12]), когда есть чему актуализироваться. 
Конкретные формы актуализации могут протекать в виде (а) культурали- 
зации, то есть предметно-преобразовательной деятельности, либо в виде 
(б) персонализации субъекта, предполагающей продолжение им своего бытия 
в другом [6]. 
Общение — есть то пространство активности личности, в котором  
реализуется возможность самоактуализации в форме персонализации. Идеальная 
представленность в Другом характеризуется различной глубиной «претво- 
ренности». Это может быть — отражение в другом в виде интроекта, что 
в рефлексивном плане переживается человеком как наличие в его сознании 
двух смысловых центров: «Я» и «Другой во мне». Более глубокий уровень — 
«претворенный субъект». В этом случае опыт непосредственного  
самоанализа уже не обнаруживает присутствия Другого [6]. 
Если обобщенно самоактуализация проявляется в направленности  
усилий субъекта на то, чтобы «привести жизнь в соответствие со смыслом», то 
самоактуализация в общении предполагает организацию смыслового  
пространства другого человека (других людей) и пространств его (их) бытийности в  
соответствии со структурной организацией смысловой сферы личности —  
субъекта самоактуализации. Достижение этого эффекта обеспечивает  
возможность удовлетворения личностной потребности — быть востребованным 
Другими в тех своих характеристиках, которые личность воспринимает в  
себе как наиболее ценные, наделенные смыслом, а также создает  
возможность взаимопонимания, согласованности суждений и действий на основе 
принципов, оформившихся в смысловом пространстве личности (субъекта 
самоактуализации) как сущностные. Сознание Другого становится  
«созвучным», становится со-знанием, где частица «со» означает присутствие, вклю- 
ченность смысловых структур партнера по общению (субъекта  
самоактуализации) в сложившиеся до этого, определявшие отношение и поведение, 
знания Другого о себе и мире. 
В теоретических построениях Б. Г. Ананьева интраиндивидуальная и  
интериндивидуальная структуры личности (внутренняя, психологическая 
структура личности и внешняя структура или структура ее отношений с 
окружающими людьми) содержательно взаимопредопределены [1]. Но если 
тема развития, становления личности предполагает скорее влияние  
интериндивидуальной структуры на интраиндивидуальную, то возникающая со 
временем тема самоактуализации, личностной зрелости, акме предполагают 
приоритет обратной направленности в схеме взаимовлияний названных 
личностных структур. 
В каждом взаимодействии с Другим, в каждом конкретном акте общения 
личность «входит» в чужую бытийность, устроенную по чужим законам. 
Условием понимания является «воссоздание в нас самих тех актов  
сознания, которые позволяют «войти в душу» другого» [2. С. 180]. Это  
единственная возможность действительно глубоко понять другого — настраиваясь на 
него, модифицируя, реконструируя себя, настраивая себя как инструмент 
в поиске созвучия с партнером. Зиммель рассматривал этот процесс как  
переживаемый, то есть наполняемый жизненным содержанием, исходящим от 
самого субъекта. Процесс, который извне только «возбуждается».  
Соглашаясь с этим, подтверждая обоснованность такой интерпретации (кто сам не 
любил, не может понять любящего, так как в нем нет опыта любви и  
связанных с этим переживаний), нельзя не отметить, что в каждом акте общения, 
вызывающего сопереживание, актуализация пережитого когда-то ранее 
опосредуется новым состоянием бытия, а точнее со-бытия с партнером,  
вовлекшим в переживание, «возбудившим» определенное жизненное  
переживание. Невозможно и безосновательно предположение о неизменности  
нашего эмоционального и иного опыта. В каждом акте его «употребления» 
опыт обретает новые оттенки, переструктурируется, переосмысливается. 
И в бесконечности этих актов настраивания на Другого Self субъекта  
общения «размывается», структура Self теряет определенность. Вместе с этой  
потерей уходит чувство самотождественности. Человека покидает чувство 
идентичности. Взаимодействуя с Другими в «разных лицах», он оказывается 
перед опасностью забыть свое истинное лицо, оказаться неспособным  
консолидировать свои ролевые ипостаси в едином образе Я. 
Человек испытывает естественную потребность в сохранении Self (гоме- 
остатическая модель мотивации), а для этого ему необходимо такое  
бытийное пространство межличностных отношений, где его Self находило бы  
подтверждение. Прежде всего, это люди со сходным опытом переживаний, те, 
чей опыт переживаний оформлялся в сходных жизненных коллизиях, те, 
кто ценностно сориентирован на похожие жизненные принципы и образцы. 
Хотя до данного момента текста (как и в заголовке статьи) внимание  
фокусировалось на переживаемой человеком потребности в  
самоактуализации, необходимо подчеркнуть, что в предлагаемом рассуждении личность 
рассматривается как реализующая в своем поведении три сопряженные  
базовые потребности. Помимо потребности в самоактуализации, в экспансии, 
реализации расширительных потенций Self, что проявляется через  
тенденцию к овладению внешними пространствами (гетеростатическая модель по- 
требностной сферы), личность реализует потребность во внутренней  
согласованности и сохранении целостности психического (гомеостатическая  
модель потребностной сферы), а также потребность быть подтвержденной 
внешним, тем, через что объективировано ее субъективно-внутреннее. 
Внешнее по отношению к внутреннему миру личности — это и организация 
предметно-пространственного мира, в котором живет личность, и  
согласующийся с ее смысловой организацией, поведением, реакциями на  
происходящее образ поведения, смысловая организация, реакции на происходящее зна- 
чимых для нее Других людей, посредством и при участии которых она  
реализует свое бытие. 
Эти три потребности — стороны единой глобальной интенции, с  
которой человек (как и все живое) появляется на свет, — БЫТЬ (поддерживать и 
расширять свое бытие). 
Реализуя потребность в сохранении Self, субъект общения задает  
определенную дистанцию в контактах с Другим, актуализирует своим поведением 
в Другом нужную роль и пр., тем самым создавая «круги защиты» Self. To 
есть он приближает к себе, углубляя отношения (включая в контакт более 
глубокие, ядерные личностные структуры), интенсифицируя их с теми, чьи 
структуры личностных смыслов более конгруэнтны его структуре смыслов. 
Эта тенденция «сохранить себя» не означает быть закапсулированным. Она 
дополняется тенденцией экспансии Self. 
В межличностных отношениях (как это было уже рассмотрено выше) 
тенденция экспансии Self реализуется в стремлении распространить  
структурную организацию своих личностных смыслов на устройство смысловой 
структуры того, с кем осуществляется коммуникация. Это осуществляется 
через со-бытийностъ с другим. 
Интерпретация и уточнение содержательного наполнения понятия  
«событийность» возможны после некоторого теоретического отступления. 
Выделим в объективной реальности те пространства, которые  
традиционно рассматриваются в психологии как существенные для становления 
индивидуальной психики, а именно (см. подробнее [12]): 
• пространство предметов и событий среды (а); 
• пространство поведенческих паттернов (сложившихся в культуре  
способов оперирования с предметами, способов опредмечивания и  
распредмечивания) (б); 
• организм или пространство организмических явлений (в). 
Перечисленные пространства объективны. Они предваряют личность и 
предопределяют становление ее содержания, а затем, будучи  
переструктурированы в соответствии со складывающейся структурой личностных 
смыслов, становятся пространствами ее бытия или бытийными  
пространствами личности. Когда эти бытийные пространства двух и более человек  
характеризуются структурно-смысловой общностью, можно говорить о со-бы- 
тийности. 
Со-бытийность предполагает: 
(а) создание единого образа мира (посредством «интерпретирующего» 
рассказа и пр. влияний, изменения взгляда партнера на отражаемую  
реальность) и, возможно, создание единой пространственно-предметной  
реальности [3; 14]; 
(б) обретение единства или сходства поведенческих паттернов,  
сложившихся способов распредмечивания реальности (посредством фасилитации, 
вовлечения в подражание и пр.); 
(в) достижение телесной, или организмической, синтонности, единства 
потребностного состояния (посредством заражения, вовлечения в  
сопереживание, психотерапевтической «настройки», обоюдной наркотизации и пр.). 
Проблемы, препятствующие возникновению со-бытийности и,  
соответственно, препятствующие экспансии Self в пространстве межличностных 
отношений, могут быть связаны с каждым из трех перечисленных элементов. 
Например, стремясь предъявить партнеру свое потребностное  
состояние, эмоционально заразить, вызвать сопереживание, индивид ищет  
определенный способ демонстрации, «лейбл», общепонятный усредненный 
поведенческий знак, в то время, как в реальности переживается оно  
(потребностное состояние) каждым человеком своеобразно (вечная проблема 
соотношения «общего» и «единичного»). Итогом подобных ситуаций может 
стать утрата понимания субъектом общения того, что происходит внутри 
него самого и, как следствие, — неспособность удержать чувство  
идентичности, самотождественности, а, следовательно, и невозможность достичь 
актуализации Self в пространстве межличностных отношений. Если  
следовать терминологии К. Юнга — имеет место актуализация персоны,  
актуализация одной из социальных масок, а не интегрированного,  
гармонизированного целого. 
Итак, еще раз вернемся к некоторым тезисам в предлагаемых  
рассуждениях. 
Главенствующей потребностью личности является потребность в  
самоактуализации. Она проявляется в экспансии личности, в реализации  
расширительных потенций Self, в тенденции овладения внешними (по  
отношению к Self самоактуализирующейся личности) пространствами. 
В общении это происходит через: 
(а) овладение бытийными пространствами, которыми владеет Другой 
(вмешательство в структурирование предметно-пространственной среды, 
в которой реализовано бытие Другого); 
(б) овладение смысловым пространством Другого (посредством  
феномена «отраженной субъектности», «персонификации» и пр.); 
(в) овладение собой, через прояснение содержания Self в процессе  
«подтверждающего поведения» значимого Другого. 
Литература 
1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. — М., Воронеж, 1996. 
2. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. И., Самыгин С. И. Социология: история и  
современность. — М., Ростов-на-Дону, 1999. 
3. Личность и предметно-пространственная среда/ Редактор-составитель 3. И. Рябики- 
на. — Краснодар, 2000. 
4. Маслоу А. Психология бытия. «Рефл-бук», «Ваклер», 1997. 
5. Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». 
Тезисы докладов. — М., 2000. 
6. Петровский В. А. Личность в психологии. — Ростов-на-Дону, 1996. 
7. Петухов В. В. Природа и культура. — М., 1996. 
8. Психология XXI века: пророчества и прогнозы («круглый стол»)// Вопросы  
психологии. - 2000. - № 1. - С. 3-35. 
9. Психология XXI века: пророчества и прогнозы (окончание)// Вопросы психологии.— 
2000.-№ 2.-С. 3-41. 
Ю.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994. 
11. Рябикина 3. И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. —  
Краснодар, 1995. 
12. Рябикина 3. И., Ожигова Л. Н. Общество и человек: объективное в субъективном  
пространстве личности// Человек. Сообщество. Управление. — 1999. — № 4. — С. 5—26. 
13. Рябикина 3. И., Тупикина К. В. Человек и предметно-пространственная среда  
офиса// Сб. Основные направления развития региональной системы социально-психологической 
поддержки населения. КубГУ. — Краснодар, 2000. — С. 105—106. 
14.Холл К., Линдсей Г. Теории личности. — М., 1997. 
15. Юнг К. Тевистокские лекции. — Киев, 1995. 

Категория: Психология и педагогика | (23.11.2012)
Просмотров: 3166 | Рейтинг: 0.0/0