Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций
|
|
Мухина В. С. Достижением человечества в познании собственной природы является выделение таких значимых для самопознания феноменов, как личность, этносы, человечество. Личность в современном мире Понятие «личность» — как живое отражение стремлений человечества к осознанию потенциальной ценности отдельного человека — претерпевает во времени выраженные метаморфозы. Только в нашей стране за 50 лет понятие «личность» разительно изменило свои значения и смыслы. Уже в первые десятилетия после Великой Отечественной войны БСЭ вводит понятие «личность» для ориентировки советского человека. Тираж энциклопедии значительный: 300000. Вот как звучит определение понятия «личность». «Личность — человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира. Личностью является только человек как разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Со стороны духовного облика личность изучается психологией. Духовный облик человека представляет собой исторически сложившуюся совокупность наиболее существенных, относительно устойчивых психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, одаренности, склонностей, интересов,..» [4. С. 304]. Опуская известную критику в адрес «идеалистов», «буржуазных ученых» и персонально «мракобеса 3. Фрейда», обратимся к изложению основных идей марксистской психологии. В ту пору психология педалировала идею о том, «что физиологической основой психических процессов и свойств личности является высшая нервная деятельность — процессы, протекающие в коре головного мозга, основные закономерности которых вскрыты исследованиями И. П. Павлова» [4. С. 304]. И далее: «Унаследованные от рождения особенности нервной системы, строения мозга, органов чувств ребенка являются необходимой предпосылкой для его духовного развития. Врожденные возможности становятся действительными свойствами личности лишь в результате воздействия окружающей среды на ребенка, под регулирующим влиянием обучения и воспитания. Воспитанию принадлежит решающая роль в формировании личности человека. По мере формирования личности, развития ее самостоятельности увеличивается значение самовоспитания, то есть сознательной работы человека над выработкой своих психических свойств. Громадную роль в развитии личности играет также коллектив, особенно в условиях советского общества. Духовный облик человека отражает его жизненный путь: в преодолении встречающихся на жизненном пути трудностей формируется и закаляется характер, в процессе того или иного вида деятельности складываются и развиваются соответствующие интересы и способности. Исключительно важное значение для формирования личности имеет мировоззрение, то есть система взгладов человека на окружающие явления природы и общества... Личность проявляется и раскрывается в многообразных отношениях с действительностью, в общении с другими людьми, в своих поступках и поведении. В то же время личность сама является активным участником и деятелем общественной жизни, играет действенную роль в истории общества» [4. С. 304]. Мы специально привели в столь развернутом виде понимание существа личности, сформулированного в БСЭ пятьдесят лет тому назад, в эпоху построения социалистического общества. За прошедшее время психологи перестали объяснять психические процессы исключительно через ВНД. Однако при этом они ничуть не умаляют значение для науки роли И. П. Павлова и отдают должное ВНД. Психологи стали изучать более целенаправленно предмет психологии. Сегодня наша наука также исходит из того, что развитие психики осуществляется через три составляющие: 1 — предпосылки психического развития; 2 — условия психического развития; 3 — внутренняя позиция самого человека. Сегодня личность также изучается со стороны духовного облика. Однако современные психологи выражают сомнение: следует ли относить к духовному облику характер, темперамент, способности, склонности, интересы? И если следует, то какое место отвести этим психическим свойствам? Мы не будем здесь вести речь о развитии идеи сущности личности в психологии. Наша цель — высказать свое понимание сути личности для того, чтобы обратиться к обсуждению проблемы личности современного человека в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций. Мы исходим из утвердившихся в общественном самосознании научных положений о том, что человек по природе своей социален и потому включен в общественное бытие и конкретно в свой этнос, в свою государственную структуру (еще Аристотель прозорливо назвал человека общественным существом). Как нам показали ученые XX века, личность постепенно, по ходу истории человечества выкристаллизовывалась из материи социального, из сообщества индивидов. Постепенно в истории человечества появляются понятия «индивид» и «общество», которые позволяют дифференцировать и того, и другого. Б. Ф. Поршнев, давая теоретический анализ социальной психологии в контексте истории, уделял особое внимание категориям «Мы и Они» и «Я и Ты». Он стремился показать, что лишь в процессе истории «Они» персонифицировались в «Он», «Мы» — в «Я», «Вы» — в «Ты» [15]. В современных условиях западное общество поднимает ценность «Я» на исключительную высоту. Так, Норберт Элиас, известный немецкий социолог, автор фундаментального исследования «О процессе цивилизации», специально анализировал отношения между категориями «общество» и «индивид». Он писал: «Для структуры наиболее развитых обществ наших дней характерно, что тому, что отличает людей друг от друга, их Я-идентичности, приписывают сегодня большую ценность, чем тому, что у них есть общего — их Мы-иден- тичности. Я-идентичность превалирует над Мы-идентичностью» [20. С. 217]. Сегодня человек западной ментальное™ заявляет о своих правах и свободах, считая, что «Права человека» не миф, а документ, который существует для подтверждения того, чтобы каждый мог реализовать себя как уникальную личность. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Конечно, развитие личности опосредовано системой общественных отношений и осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Но вместе с тем это опосредование не исключает возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы наличных общественных условий. Когда мы беремся размышлять о личности, следует помнить, что в соответствии со своей социально-психологической феноменологией человек существует в двух присущих ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность, способная самостоятельно решать проблемные ситуации в политике, экономике, этике, науке и других жизненных сферах через индивидуальную систему личностных смыслов. Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен. Человек способен выйти за рамки любых ограничений, осознавая и обретая в себе потребность в развитии. Для этого человек организует свою волю, действуя как существо сознательное. Однако типология сознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, но и от момента исторического развития общества, в котором существует человек. Сегодня это: этнос, государство и тенденция всеобщей интеграции человечества наряду с прогнозами катастрофических столкновений ключевых цивилизаций. Что будет происходить с отдельной личностью — с ее правами человека и индивидуальной свободой — в изменяющемся мире? Обратимся к этническим проблемам и перспективе бытия личности в условиях этнического возрождения. Этносы в современном мире В конце XX века ученые, заинтересованные в науках, изучающих человека в современном мире, открыли новый феномен — этническое возрождение, или этнический парадокс современности. Сущность этого феномена состоит в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, новой волне повышенного интереса к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни. Ценностное отношение к традиционному обществу нарастает на фоне интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности на нашей планете, а также международной интеграции современных ценностей цивилизаций. В создавшихся условиях социально-исторической амбивалентности положения многих современных этносов необходимо специально обратиться к изучению особенностей этнического самосознания, этнической идентичности представителей этносов, сопряженных в одном геоисторическом пространстве. Этническая идентичность — социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающие в реальных актах взаимодействия со своим и другим этносом. Исследования показывают, что этничность проявляется наиболее полно в сфере общественного сознания. В индустриальном и постиндустриальном обществах этничность проявляет себя как в сфере духовной культуры (прежде всего — в сфере этнического самосознания), так и в сфере материальной культуры, которая интегрирует новые общемировые ценности в исконные. Этничность при этом трансформируется в своих проявлениях. Как считает С. В. Соколовский, в условиях немыслимого прежде масштаба тиражирования фактов, известий, слухов об отношениях «других» к «нам» и «нас» к «другим» этническая мобилизация, ксенофобия и экспрессивность становятся повседневностью [16. С. 27—28]. В то же время У. Альтерматт указывает, что современное развитие все больше отдаляет человека от центров принятия решений, для него анонимных, и он больше не чувствует совместной ответственности за эти решения. Многие люди ощущают это как потерю общности. Чем в большей степени людей сближают одинаковые взгляды на жизнь и моду, тем больше они пекутся о своих традициях, связанных с происхождением и культурной ориентацией. При кризисных явлениях в экономике культурное сознание все чаще обращается к прошлому. Прогрессирующую этнизацию У. Альтерматт предлагает рассматривать в рамках общественных явлений (безработица, конфликты распределения, страх перед конкуренцией). По мере того как современное общество становится анонимным, возрастает потребность людей в объединении и общении друг с другом. Эта потребность и выдвигает на первый план этнокультурную народность или религиозно-фундаменталистскую общность, основанную на единстве веры [1. С. 204—205]. Возрастание роли этничности в современных условиях является естественной реакцией на так называемый эффект неопределенности. Нетерпимость к неопределенности является выраженной психологической особенностью человека. Эффект неопределенности влияет на специфику обратимости-необратимости взаимодействия социально-психологической триады «личность — этнос — цивилизация». Мы согласны с мнением Н. М. Лебедевой, которая считает, что при разрушении любой (государственной, социальной) идеи, скреплявшей общество, в целях удовлетворения основной потребности человека в определенности на сцену выходит более древняя и устойчивая форма структурирования мира — этническая [9. С. 11]. Это мнение присутствует во многих современных работах, заинтересованных в объяснении факта «этнического ренессанса». Действительно, если вслед за Л. Н. Гумилевым рассматривать рождение, жизнь и угасание этносов по аналогии с развитием и бытием индивидуального человека, то, как и в индивидуальной истории человека, в экстремальной ситуации у этноса может произойти регресс — возвращение к более раннему уровню развития. В случае с индивидуальной историей этноса социально-психологические катаклизмы приводят к усугублению этнической сплоченности и этническому капсулированию. Этническое капсулирование сопряжено с исторически сложившимся пер- систентом, а также со специфической реакцией этноса на новые условия, предъявляемые государством, мировым сообществом, этносами, проживающими в едином геоисторическом пространстве или государственной системе. Персистент рассматривается как этнические системы, прошедшие все фазы этногенеза и устойчиво находящиеся в состоянии этнического гоме- остаза. Как указывал Л. Н. Гумилев, такая система может существовать долговременно, практически не изменяясь, и легко погибнуть от внешнего воздействия [6. С. 513]. Исторически сложившийся персистент, по существу, определяет психологическое капсулирование этноса, когда система лишается не только механизмов, обеспечивающих адаптивность (не включается межэтническая идентификация, а действует лишь сугубо этническая идентификация и межэтническое обособление), но лишена и психологической готовности приспособления к новым условиям. Такое положение лишает капсулированный этнос обеспечения безопасности. Во взаимодействиях между этносами всегда заложены тенденции к обеспечению безопасности. Еще в родовых культурах безопасность на эмпирическом уровне была заложена в традиции рода и традиции межродовых отношений (Ч. Дарвин, Л. Леви-Брюлъ, Б. Ф. Поршнев и др.). Сегодня в мировом сообществе либеральное сознание современных мыслителей-политологов, историков, социологов и других представителей наук, заинтересованных в провидении будущего, создало тезаурус, презентирую- щий цивилизации теперь уже XXI века. В число основных понятий, наряду с понятиями «демократия» и «права человека», входит понятие «безопасность». За последнее время понятие «безопасность» претерпело ряд метаморфоз. Пятьдесят лет назад в СССР речь шла лишь о «безопасности международной», когда обсуждалось «состояние политических, экономических и других отношений между государствами, устраняющее угрозу агрессии и обеспечивающее мирное сосуществование государств на началах равноправия, национальную независимость и самостоятельность народов, а также их свободное развитие на демократической основе» [3. С. 388]. Сегодня общественное сознание расширило содержание «безопасности» и пользуется такими понятиями, как «человеческая безопасность», «национальная безопасность» и многими другими. Человеческая безопасность — единство природных и социальных условий существования, обеспечивающих человеку достойную жизнь: благосостояние, свободу и развитие личности. Национальная (или этническая) безопасность — единство внешних и внутренних условий существования полиэтнического (или моноэтнического) государства, гарантирующих этносу территориальную целостность и исключающих насильственное изменение конституции, этнической самоидентификации и др. Новые понятия рождаются внутри новых представлений о грядущих отношениях землян между собой. На сегодняшний день политики, политологи и другие заинтересованные персоны пребывают в поисках новых подходов для сближения и (или) размежевания народов. Переустройство миропорядка и глобальное столкновение цивилизаций Среди множества заявляемых подходов особой популярностью стала пользоваться версия переустройства миропорядка американского политолога Сэмюела Хантингтона. В своей книге «Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка» он пишет: «В наступающую эру столкновения цивилизаций представляют собой величайшую угрозу всеобщему миру, и международный порядок, основанный на цивилизациях, является самой надежной защитой против мировой войны» [30. Р. 321]. Самая суть цивилизационного миропорядка изложена С. Хантингтоном весьма определенно: «Несмотря на ослабление силы западной цивилизации, сохранять ее в интересах Соединенных Штатов и европейских стран... Добиться большей политической, экономической и военной интеграции и координировать свою политику так, чтобы государства, относящиеся к другим цивилизациям, не смогли играть на расхождениях между западными странами... И, что самое важное, признать, что вмешательство Запада в дела других цивилизаций — это, вероятно, единственный наиболее опасный источник нестабильности и потенциального глобального конфликта в мультицивили- зованном мире» [30. Р. 312]. С. Хантингтон в русле американской прикладной политологии рекомендует правящим кругам США делать ставку на военное превосходство и консолидацию своего «цивилизационного лагеря», углубляя и жестко фиксируя разломы между цивилизациями. Линии будущих военных столкновений совпадут с «межцивилизационными разломами» [18]. С. Хантингтон представляет Запад не просто как «культурную общность наивысшего ранга», но имеет в виду еще и специфическую идентичность, которая объединяет европейцев и американцев XX века. При этом остальной части мирового сообщества отводится более скромная роль. Остальным странам подлежит: поощрять «весторнизацию» Латинской Америки; сдерживать развитие военной мощи у исламских государств и Китая; замедлять отдаление Японии от Запада и ее примирение с Китаем; признать Россию сердцевинным государством православного мира и крупной региональной державой, у которой есть законные интересы, связанные с обеспечением ее южных границ. Сконструировав столь специфическим образом миропорядок цивилизаций, С. Хантингтон предрекает мировую войну 2010 года, когда США, Европа, Россия и Индия будут вовлечены в глобальную схватку с Китаем, Японией и большинством исламских государств... Однако войны можно избежать. Для этого сердцевинные государства не должны вмешиваться в дела других цивилизаций. В «Столкновении цивилизаций» С. Хантингтон предрекает, что цивили- зационный миропорядок не только не сохранит мира, но углубит взаимную отчужденность огромных людских масс (в основном по признаку религиозной принадлежности) и приведет к цивилизационному столкновению. Неизбежным условием цивилизационного миропорядка станет педалирование различий между народами и их религиями. Идея безопасности в этих условиях будет лишь отчуждать народы друг от друга. (Однако С. Хантингтон неоригинален в своих пророчествах. Экзистенциализм настаивал на все большем отчуждении людей на протяжении всего XX века. 3. Фрейд создал философский миф (или прозорливо предрек?) о человеке, его истории и цивилизации, где мажорные перспективы не могут найти себе места: сила уничтожения (и самоуничтожения) в условиях современной цивилизации приводит психику к опасной грани]) [17]. Для обеспечения безопасности мирового сообщества сегодня политологами проводится идея интернационализации всей общественной жизни. Эта идея не нова: очевидно, что тенденции взаимной интеграции культур, кото- рые проявляются в истории народов, поддерживают идею всеобщей интернационализации. Однако в истории человечества есть также культуры, которые в течение веков не обнаруживали податливости к чужеродным влияниям. Здесь будет уместным сослаться на Артура Шлезингера, который придает определяющее значение этнической исторической памяти, традиции и мифам. Он пишет: хотя «наука и технология революционизируют нашу жизнь, но наши действия обусловлены памятью, традицией и мифом» [19. С.11]. Это очевидное наблюдение А. Шлезингера обращает наше внимание на уникальное время, когда традиционное общество поставлено перед дилеммой: остаться традиционным и капсул и роваться, чтобы сохранить свою идентичность, или становиться «современным» и интегрироваться в общечеловеческую культуру [12]. Вопрос не столь прост. Проблемы личной и этнической безопасности Помимо инерции ценностей традиционного общества, его традиций, представлений и мифов, возникает проблема опасности быстрой перестройки общественного сознания, по-новому видится проблема личной и этнической безопасности. Концепция безопасности начала пересматриваться на Западе в конце 80-х годов XX столетия. Ученые и политики попытались раздвинуть рамки понятия «безопасность» за пределы «войны и мира», включив в него не только традиционные военные, но и нетрадиционные угрозы. Среди факторов, определяющих безопасность, сегодня можно выделить следующие: 1 — мир как ценность, отсутствие войны; 2 — защита от угрозы физической безопасности — непосредственные преследования, рост преступности; 3 — защита от угрозы экономической и социальной безопасности; 4 — защита от угрозы экологической безопасности; 5 — защита от угрозы этнокультурной безопасности (безопасности этнокультурной идентичности). В России с начала 90-х годов оживленно обсуждают подходы к национальной безопасности. Недавно принятая концепция национальной безопасности исходит из того, что потенциальные угрозы России обусловлены прежде всего внутренними причинами и сконцентрированы в экономике, социальной и экологической областях [7. С. 10427]. Однако многие народы России, потеряв прежние опоры национальной безопасности (хотя во многом и иллюзорные), начинают чувствовать значимую для национального самосознания угрозу безопасности — чувство безопасности национальной идентичности. Это связано не только с интернационализацией мировой общественной жизни, но и с процессами распада СССР и построения в России нового сообщества. Концепция национальной безопасности России должна признать исключительную значимость этнокультурного аспекта. Увы (!) — его недостает в комплексе, перечисленном по поводу безопасности. В действительности в процессе истории в традиционном обществе формировались смысловые доминанты культуры, которые определяли этническое самосознание, самоидентификацию того или иного этноса. При этом, безусловно, традиционное общество имело в виду проблему общей этнической и личной безопасности — так или иначе, оно трактовало для себя правила взаимоотношений среди своего этноса и с другим этносом. Это всегда были отношения «Мы — Они», «Свой — чужой», «Друг — враг». Многонациональная Россия всегда имела потенциальную напряженность в межэтнических отношениях внутри страны, так как народы не интегрировались до такой степени, чтобы расстаться со своей идентичностью: языком, традициями, мировоззрением, мифологией, религией и др. Однако сегодня, когда проблема безопасности России связывается с сохранением ею статуса великой державы, в ход пошли геополитические и цивилизационные доводы [14. С. 15]. Первые подчеркивают уникальное место России в евразийском пространстве и размеры страны, оправдывающие ее претензии на положение в системе международных отношений и системе международной безопасности. Вторые делают упор на интегративной миссии русских в России и в Евразии. Аргументы при этом черпают из геополитики и исторической мифологии. При этом во множестве возникают идеи, жестко детерминирующие российское величие, декларируется «русский империум», «сверхнациональное духовноцентрическое государство с союзом народов с поле сильной воли» или «евразийская, непотребительская космосоциальная цивилизация» [8. С. 21]. Дело не в том, что человек, свободный от демагогического аутизма, не станет строить такие словесные конструкции (английский славист К. Мерридейл пишет о подобных теориях, появляющихся в России, как о заумных и неестественных, непонятных для западного человека) [11. С. 50]. Приведенные слова — заумь, квазинаука, но дело еще и в том, что по глубинному своему существу таящиеся за словами смыслы носят экстремистский характер и тайный умысел психологически компенсировать крушение прежних идеологических ориентиров. Как пишет С. Панарин, «настойчивые заклинания по поводу особой миссии России и русских в мировой истории о необходимости возродить империум в очередной раз уводят от реалистического политического действия, подлинного культуротворчества и безопасности во всех ее аспектах, включая безопасность идентичности» [14. С. 15]. В этой связи следует обратиться к анализу истоков тоталитаризма и панславизма в России [2]. Главная опасность нашего времени состоит в том, что мы можем столкнуться «с реальной угрозой необратимой социальной аномии — самой серьезной угрозой для современного российского общества. Поэтому призывы нащупать идею, способную сплотить российское общество, вовсе не праздны» [10. С. 99—114]. Как бы то ни было, средства массовой информации, распространяя «новые» идеи под эгидой обсуждения концепции национальной безопасности, пока скорее разделяют народы России, чем объединяют их. Газеты, журналы, TV, Интернет — каждые на свой лад — создают коммуникационные поля, транслирующие новые идеи эпохи цивилизации, цель которых — интегрировать отдельного человека и каждый этнос во всеобщую человеческую культуру. Конечно, неизбежное произойдет. Но для всего нужно время и место. Торопливые теоретики и политики подчас сами не ведают, что творят. Дело психологии — рассматривать культурологические и политические инновации как составную часть бытия — условие современной жизни отдельного человека и отдельного этноса. На этническое самосознание людей, повернутых на ценности традиционной культуры, безусловно, не могут не воздействовать новые ценности современной цивилизации. В этом случае отдельная личность и группы лиц внутри этноса могут проходить разные ак- культурационные стратегии. Это могут быть: противоположные друг другу интеграция и маргинализация, а также ассимиляция и сепарация. Сензитив- ность к разным социальным явлениям представителей единого этноса, с одной стороны, в известной мере отражает жизнеспособность, но с другой — разрушает этническую консолидацию. В результате внутри каждого отдельного этноса соотношение разных стратегий аккультурации имеет свои особенности и по-своему создает новые конструкты этнической идентичности как в контексте идей и реальных предложений наступающей цивилизации, так и в контексте традиционных межэтнических отношений, сложившихся в условиях единого геоисторического пространства. Чтобы понять особенности этнического самосознания современных этносов, проживающих в едином геоисторическом пространстве, следует изучать в первую очередь особенности этнического самосознания молодежи как наиболее сензитивной к традициям и новому влиянию части этноса. Особый интерес сегодня представляет изучение этнического самосознания молодежи таких регионов России, где проживают русские и другие народы со своей традиционной культурой, не совпадающей в вероисповедании. Рассмотрение особенностей аккультурации сопряженных в одном геоисторическом пространстве этносов с мировым сообществом и друг с другом в условиях традиционного межэтнического взаимодействия — актуальная не только для психологии как науки, но для России и для мирового сообщества в целом проблема. Наряду с проблемами аккультурации в мировом сообществе целых этносов встает проблема аккультурации отдельного человека — в амбивалентной его сущности: как социальной единицы и как уникальной личности. Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации Проблема реализации человеком своего предназначения как личности является актуальной для многих людей, которые присвоили продуктивные идеи XX века о ценностном предназначении свободной личности в свободном обществе. Общей методологической основой нашего анализа сегодняшних проблем личности в мире является марксистская идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры общества». Прежде всего, речь здесь идет о «присвоении» традиционных ценностей и новых идей, интернализации современных цивилизаций. В нашем исследовании развитие личности мы рассматриваем через разработанную нами концепцию развития структуры самосознания. Мы понимаем самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Согласно этой концепции, самосознание человека как личности содержит пять звеньев: 1 — идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, индивидуальная духовная сущность человека; 2 — притязание на признание; 3 — половая идентификация; 4 — психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 — социальное пространство личности (права и обязанности). Эти звенья самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик этнической среды и от социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей [13]. Сегодня, в период глобальных перемен в мире, в мировом сообществе наряду с идеей уникальной личности утверждается идея интернализации всей общественной жизни. Действительно: XX век подарил западным странам и России обольстительные идеи «чувства личности», «уникальной личности», «прав человека» [5] и вытекающие из этого тезауруса социальные позиции каждого отдельного человека как личности. В то же время сегодня уникальной личности следует найти место не только в рамках своего этноса и государства, но и в условиях интернализации всего человечества, в условиях глобальной аккультурации. Никто до конца не может себе представить, что дадут каждой отдельной личности и каждому этносу последствия глобальной аккультурации при взаимодействии цивилизаций. Межэтническая аккультурация Помимо межэтнических отношений в условиях проживания в едином геоисторическом пространстве, в контексте нашего исследования необходимо указать на межэтнические отношения, возникающие в условиях межэтнической аккультурации. Как принято считать, этническая аккультурация рассматривается как процесс и результат взаимовлияния национальных культур. Известно, формы обмена культурной информацией между этносами весьма разнообразны. Аккультурация сегодня захватывает все народы земли и способствует широкому распространению культуры. Аккультурация, как показывают исследования, обычно ведет к ассимиляции, интеграции, сепарации, маргинализации. Дж. Берри и его коллеги разработали концепцию аккультурации, создав модели ее стратегий, поведенческих сдвигов, а также аккультурационного стресса и адаптации. Наибольшую популярность получила модель аккультуральных стратегий, которую используют многие социологи, социальные психологи и представители других отраслей знания, заинтересованные в изучении этнического самосознания и межэтнических отношений. Дж. Берри за многие годы изучения феномена аккультурации не только разработал модели ее стратегий, но и обогатил эту область логически и эмпирически точно описанными положениями. Дж. Берри показал следующее. В результате аккультурации происходят изменения на личностном уровне. Как указывает Дж. Берри, на личностном уровне происходит очень много психологических изменений [22]. Психологические изменения включают ценности, аттитьюды, способности и мотивы. Подобные изменения определяются как поведенческие сдвиги: меняются существующие идентификация и аттитьюды и развиваются новые; личностная идентификация и этническая идентификация часто сдвигаются в сторону от изначальных показателей (77. Боски) [28. Р. 124—141]; поднимаются вопросы о том, насколько следует участвовать в процессе аккультурации (Дж. Берри, У. Ким, С. Пауэр, М. Янг, М. Буджаки) [27. Р. 185—206]; другие аттитьюды (такие, как межгрупповые аттитьюды и жизненные преференции) также меняются и развиваются в процессе аккультурации. Как указывают исследователи, на личностном уровне в процессе аккультурации часто проявляются социальные и психологические проблемы. Эти проблемы относятся к понятию «аккультурационный стресс» (Дж. Берри, У. Ким, Т. Минде,Д. Мок', [25, Р. 491—511] в других работах термин обозначается как «культурный шок» — А. Фернхэм, С. Боннер) [С. 29]. Как раз в этой сфере и происходят изменения в плане психологических, социальных и физических последствий аккультурации. Подобные негативные и нежелательные последствия неизбежны, существует множество возможностей столкнуться с ними в процессе аккультурации (М. Байзер и др; Дж. Берри, У Ким) [21; 26. Р. 207-236]. Согласно Дж. Берри, для концептуальных целей можно использовать ди- хотомичные значения («да» и «нет»), создавая, таким образом, четырехступенчатую модель. Каждая ступень в этой классификации рассматривается как аккультурационная опция (одновременно стратегия и последствие) для индивидов и групп в этнически плюралистических обществах. Это следующие опции: ассимиляция, интеграция, сепарация, маргинализация. Ассимиляция. Если ответ на первую посылку «нет», а на вторую «да», то опцией будет ассимиляция, то есть отказ от своей культурной идентичности и традиций и переход в более крупное общество. Это может происходить путем абсорбции недоминирующей группы в устоявшуюся доминирующую группу или путем соединения многих групп с целью создания нового общества. Интеграция. Подразумеваются сохранение некоторой культурной целостности группы (то есть реакция на перемены или некоторое сопротивление переменам) и стремление стать неотъемлемой частью большого общества (то есть некоторое приспособление). В случае интеграции выбор падает на сохранение культурной идентичности и присоединение к доминирующему обществу. Когда такая стратегия широко распространяется, тогда появляется несколько разных этнических групп, которые сотрудничают внутри большой социальной системы. Сегрегация или сепарация. Если нет значимых отношений с большим обществом, сопровождаемых сохранением этнической идентичности и традиций, то появляется другая опция. В зависимости от того, какая группа (доминирующая или недоминирующая) контролирует ситуацию, эта опция может принять форму либо сегрегации, либо сепарации. Когда образец поведения навязывается доминирующей группой, тогда возникает сегрегация с тем, чтобы держать людей из другой группы «на своем месте». С другой стороны, сохранение традиционного стиля жизни вне полного участия в жизни большого общества может быть желанным для аккультурационной группы и, таким образом, вести к независимому существованию, как в случае с сепаратистскими движениями (то есть реакция, следующая за отказом). В терминах Дж. Берри сегрегация и сепарация отличаются в основном тем, какая группа или группы определяют последствия.
| |
|
|
Просмотров: 1463 | Рейтинг: 3.0/1 |