Главная » Статьи » Психология и педагогика

Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций

Мухина В. С. 

Достижением человечества в познании собственной природы является 
выделение таких значимых для самопознания феноменов, как личность,  
этносы, человечество. 
Личность в современном мире 
Понятие «личность» — как живое отражение стремлений человечества к 
осознанию потенциальной ценности отдельного человека — претерпевает во 
времени выраженные метаморфозы. Только в нашей стране за 50 лет  
понятие «личность» разительно изменило свои значения и смыслы. 
Уже в первые десятилетия после Великой Отечественной войны БСЭ 
вводит понятие «личность» для ориентировки советского человека. Тираж 
энциклопедии значительный: 300000. Вот как звучит определение понятия 
«личность». «Личность — человек как общественное существо, субъект  
познания и активного преобразования мира. Личностью является только  
человек как разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой 
деятельности. 
Со стороны духовного облика личность изучается психологией. Духовный 
облик человека представляет собой исторически сложившуюся  
совокупность наиболее существенных, относительно устойчивых психических 
свойств: черт характера, темперамента, способностей, одаренности,  
склонностей, интересов,..» [4. С. 304]. Опуская известную критику в адрес  
«идеалистов», «буржуазных ученых» и персонально «мракобеса 3. Фрейда»,  
обратимся к изложению основных идей марксистской психологии. В ту пору  
психология педалировала идею о том, «что физиологической основой психических 
процессов и свойств личности является высшая нервная деятельность — 
процессы, протекающие в коре головного мозга, основные закономерности 
которых вскрыты исследованиями И. П. Павлова» [4. С. 304]. И далее:  
«Унаследованные от рождения особенности нервной системы, строения мозга, 
органов чувств ребенка являются необходимой предпосылкой для его  
духовного развития. Врожденные возможности становятся действительными 
свойствами личности лишь в результате воздействия окружающей среды на 
ребенка, под регулирующим влиянием обучения и воспитания. Воспитанию 
принадлежит решающая роль в формировании личности человека. 
По мере формирования личности, развития ее самостоятельности  
увеличивается значение самовоспитания, то есть сознательной работы человека 
над выработкой своих психических свойств. Громадную роль в развитии  
личности играет также коллектив, особенно в условиях советского общества.  
Духовный облик человека отражает его жизненный путь: в преодолении  
встречающихся на жизненном пути трудностей формируется и закаляется характер, 
в процессе того или иного вида деятельности складываются и развиваются 
соответствующие интересы и способности. Исключительно важное значение 
для формирования личности имеет мировоззрение, то есть система взгладов 
человека на окружающие явления природы и общества... Личность  
проявляется и раскрывается в многообразных отношениях с действительностью, в 
общении с другими людьми, в своих поступках и поведении. В то же время 
личность сама является активным участником и деятелем общественной 
жизни, играет действенную роль в истории общества» [4. С. 304]. Мы специально привели в столь развернутом виде понимание существа 
личности, сформулированного в БСЭ пятьдесят лет тому назад, в эпоху  
построения социалистического общества. 
За прошедшее время психологи перестали объяснять психические  
процессы исключительно через ВНД. Однако при этом они ничуть не умаляют 
значение для науки роли И. П. Павлова и отдают должное ВНД. Психологи 
стали изучать более целенаправленно предмет психологии. 
Сегодня наша наука также исходит из того, что развитие психики  
осуществляется через три составляющие: 1 — предпосылки психического развития; 2 — 
условия психического развития; 3 — внутренняя позиция самого человека. 
Сегодня личность также изучается со стороны духовного облика. Однако 
современные психологи выражают сомнение: следует ли относить к  
духовному облику характер, темперамент, способности, склонности, интересы? И 
если следует, то какое место отвести этим психическим свойствам? 
Мы не будем здесь вести речь о развитии идеи сущности личности в  
психологии. Наша цель — высказать свое понимание сути личности для того, 
чтобы обратиться к обсуждению проблемы личности современного человека 
в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций. 
Мы исходим из утвердившихся в общественном самосознании научных 
положений о том, что человек по природе своей социален и потому включен 
в общественное бытие и конкретно в свой этнос, в свою государственную 
структуру (еще Аристотель прозорливо назвал человека общественным  
существом). 
Как нам показали ученые XX века, личность постепенно, по ходу  
истории человечества выкристаллизовывалась из материи социального, из  
сообщества индивидов. Постепенно в истории человечества появляются понятия 
«индивид» и «общество», которые позволяют дифференцировать и того, и 
другого. 
Б. Ф. Поршнев, давая теоретический анализ социальной психологии в 
контексте истории, уделял особое внимание категориям «Мы и Они» и «Я и 
Ты». Он стремился показать, что лишь в процессе истории «Они»  
персонифицировались в «Он», «Мы» — в «Я», «Вы» — в «Ты» [15]. 
В современных условиях западное общество поднимает ценность «Я» на 
исключительную высоту. Так, Норберт Элиас, известный немецкий социолог, 
автор фундаментального исследования «О процессе цивилизации»,  
специально анализировал отношения между категориями «общество» и «индивид». Он 
писал: «Для структуры наиболее развитых обществ наших дней характерно, 
что тому, что отличает людей друг от друга, их Я-идентичности, приписывают 
сегодня большую ценность, чем тому, что у них есть общего — их Мы-иден- 
тичности. Я-идентичность превалирует над Мы-идентичностью» [20. С. 217]. 
Сегодня человек западной ментальное™ заявляет о своих правах и  
свободах, считая, что «Права человека» не миф, а документ, который существует 
для подтверждения того, чтобы каждый мог реализовать себя как  
уникальную личность. 
Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Конечно,  
развитие личности опосредовано системой общественных отношений и  
осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ  
материальной и духовной культуры. Но вместе с тем это опосредование не исключает 
возможностей формирования собственно внутренних позиций личности, 
выходящих за пределы наличных общественных условий. 
Когда мы беремся размышлять о личности, следует помнить, что в  
соответствии со своей социально-психологической феноменологией человек  
существует в двух присущих ему ипостасях: как социальная единица и как  
уникальная личность, способная самостоятельно решать проблемные ситуации в  
политике, экономике, этике, науке и других жизненных сферах через 
индивидуальную систему личностных смыслов. 
Процесс развития человеческой личности в принципе бесконечен.  
Человек способен выйти за рамки любых ограничений, осознавая и обретая в себе 
потребность в развитии. Для этого человек организует свою волю, действуя 
как существо сознательное. Однако типология сознания зависит не только от 
индивидуального пути отдельной личности, но и от момента исторического 
развития общества, в котором существует человек. Сегодня это: этнос,  
государство и тенденция всеобщей интеграции человечества наряду с  
прогнозами катастрофических столкновений ключевых цивилизаций. 
Что будет происходить с отдельной личностью — с ее правами человека и 
индивидуальной свободой — в изменяющемся мире? 
Обратимся к этническим проблемам и перспективе бытия личности в 
условиях этнического возрождения. 
Этносы в современном мире 
В конце XX века ученые, заинтересованные в науках, изучающих  
человека в современном мире, открыли новый феномен — этническое возрождение, 
или этнический парадокс современности. Сущность этого феномена состоит в 
значительном повышении роли этничности в общественных процессах,  
новой волне повышенного интереса к этнической идентичности, языку,  
культуре, традициям и образу жизни. Ценностное отношение к традиционному 
обществу нарастает на фоне интернационализации экономической и  
социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности на  
нашей планете, а также международной интеграции современных ценностей 
цивилизаций. 
В создавшихся условиях социально-исторической амбивалентности  
положения многих современных этносов необходимо специально обратиться к  
изучению особенностей этнического самосознания, этнической идентичности  
представителей этносов, сопряженных в одном геоисторическом пространстве. 
Этническая идентичность — социокультурный и  
социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные  
представления и переживания личности об этнических группах, возникающие в  
реальных актах взаимодействия со своим и другим этносом. 
Исследования показывают, что этничность проявляется наиболее полно 
в сфере общественного сознания. В индустриальном и постиндустриальном 
обществах этничность проявляет себя как в сфере духовной культуры  
(прежде всего — в сфере этнического самосознания), так и в сфере материальной 
культуры, которая интегрирует новые общемировые ценности в исконные. 
Этничность при этом трансформируется в своих проявлениях. 
Как считает С. В. Соколовский, в условиях немыслимого прежде  
масштаба тиражирования фактов, известий, слухов об отношениях «других» к «нам» 
и «нас» к «другим» этническая мобилизация, ксенофобия и экспрессивность 
становятся повседневностью [16. С. 27—28]. 
В то же время У. Альтерматт указывает, что современное развитие все  
больше отдаляет человека от центров принятия решений, для него анонимных, 
и он больше не чувствует совместной ответственности за эти решения.  
Многие люди ощущают это как потерю общности. Чем в большей степени людей 
сближают одинаковые взгляды на жизнь и моду, тем больше они пекутся о 
своих традициях, связанных с происхождением и культурной ориентацией. 
При кризисных явлениях в экономике культурное сознание все чаще  
обращается к прошлому. Прогрессирующую этнизацию У. Альтерматт  
предлагает рассматривать в рамках общественных явлений (безработица, конфликты 
распределения, страх перед конкуренцией). По мере того как современное 
общество становится анонимным, возрастает потребность людей в  
объединении и общении друг с другом. Эта потребность и выдвигает на первый план 
этнокультурную народность или религиозно-фундаменталистскую  
общность, основанную на единстве веры [1. С. 204—205]. 
Возрастание роли этничности в современных условиях является  
естественной реакцией на так называемый эффект неопределенности.  
Нетерпимость к неопределенности является выраженной психологической  
особенностью человека. Эффект неопределенности влияет на специфику  
обратимости-необратимости взаимодействия социально-психологической триады 
«личность — этнос — цивилизация». 
Мы согласны с мнением Н. М. Лебедевой, которая считает, что при  
разрушении любой (государственной, социальной) идеи, скреплявшей  
общество, в целях удовлетворения основной потребности человека в  
определенности на сцену выходит более древняя и устойчивая форма  
структурирования мира — этническая [9. С. 11]. Это мнение присутствует во многих 
современных работах, заинтересованных в объяснении факта «этнического 
ренессанса». 
Действительно, если вслед за Л. Н. Гумилевым рассматривать рождение, 
жизнь и угасание этносов по аналогии с развитием и бытием  
индивидуального человека, то, как и в индивидуальной истории человека, в экстремальной 
ситуации у этноса может произойти регресс — возвращение к более раннему 
уровню развития. В случае с индивидуальной историей этноса  
социально-психологические катаклизмы приводят к усугублению этнической  
сплоченности и этническому капсулированию. 
Этническое капсулирование сопряжено с исторически сложившимся пер- 
систентом, а также со специфической реакцией этноса на новые условия, 
предъявляемые государством, мировым сообществом, этносами,  
проживающими в едином геоисторическом пространстве или государственной системе. 
Персистент рассматривается как этнические системы, прошедшие все 
фазы этногенеза и устойчиво находящиеся в состоянии этнического гоме- 
остаза. Как указывал Л. Н. Гумилев, такая система может существовать  
долговременно, практически не изменяясь, и легко погибнуть от внешнего  
воздействия [6. С. 513]. 
Исторически сложившийся персистент, по существу, определяет  
психологическое капсулирование этноса, когда система лишается не только  
механизмов, обеспечивающих адаптивность (не включается межэтническая 
идентификация, а действует лишь сугубо этническая идентификация и  
межэтническое обособление), но лишена и психологической готовности  
приспособления к новым условиям. Такое положение лишает капсулированный 
этнос обеспечения безопасности. 
Во взаимодействиях между этносами всегда заложены тенденции к  
обеспечению безопасности. Еще в родовых культурах безопасность на  
эмпирическом уровне была заложена в традиции рода и традиции межродовых  
отношений (Ч. Дарвин, Л. Леви-Брюлъ, Б. Ф. Поршнев и др.). 
Сегодня в мировом сообществе либеральное сознание современных  
мыслителей-политологов, историков, социологов и других представителей наук, 
заинтересованных в провидении будущего, создало тезаурус, презентирую- 
щий цивилизации теперь уже XXI века. В число основных понятий, наряду с 
понятиями «демократия» и «права человека», входит понятие «безопасность». 
За последнее время понятие «безопасность» претерпело ряд метаморфоз. 
Пятьдесят лет назад в СССР речь шла лишь о «безопасности  
международной», когда обсуждалось «состояние политических, экономических и других 
отношений между государствами, устраняющее угрозу агрессии и  
обеспечивающее мирное сосуществование государств на началах равноправия,  
национальную независимость и самостоятельность народов, а также их свободное 
развитие на демократической основе» [3. С. 388]. 
Сегодня общественное сознание расширило содержание «безопасности» и 
пользуется такими понятиями, как «человеческая безопасность»,  
«национальная безопасность» и многими другими. Человеческая безопасность —  
единство природных и социальных условий существования, обеспечивающих  
человеку достойную жизнь: благосостояние, свободу и развитие личности. 
Национальная (или этническая) безопасность — единство внешних и 
внутренних условий существования полиэтнического (или  
моноэтнического) государства, гарантирующих этносу территориальную целостность и  
исключающих насильственное изменение конституции, этнической  
самоидентификации и др. 
Новые понятия рождаются внутри новых представлений о грядущих  
отношениях землян между собой. 
На сегодняшний день политики, политологи и другие заинтересованные 
персоны пребывают в поисках новых подходов для сближения и (или)  
размежевания народов. 
Переустройство миропорядка и глобальное столкновение цивилизаций 
Среди множества заявляемых подходов особой популярностью стала  
пользоваться версия переустройства миропорядка американского политолога 
Сэмюела Хантингтона. В своей книге «Столкновение цивилизаций и  
переустройство мирового порядка» он пишет: «В наступающую эру столкновения 
цивилизаций представляют собой величайшую угрозу всеобщему миру, и 
международный порядок, основанный на цивилизациях, является самой  
надежной защитой против мировой войны» [30. Р. 321]. 
Самая суть цивилизационного миропорядка изложена С. Хантингтоном 
весьма определенно: «Несмотря на ослабление силы западной цивилизации, 
сохранять ее в интересах Соединенных Штатов и европейских стран...  
Добиться большей политической, экономической и военной интеграции и  
координировать свою политику так, чтобы государства, относящиеся к другим  
цивилизациям, не смогли играть на расхождениях между западными странами... 
И, что самое важное, признать, что вмешательство Запада в дела других 
цивилизаций — это, вероятно, единственный наиболее опасный источник 
нестабильности и потенциального глобального конфликта в мультицивили- 
зованном мире» [30. Р. 312]. 
С. Хантингтон в русле американской прикладной политологии  
рекомендует правящим кругам США делать ставку на военное превосходство и  
консолидацию своего «цивилизационного лагеря», углубляя и жестко фиксируя 
разломы между цивилизациями. Линии будущих военных столкновений 
совпадут с «межцивилизационными разломами» [18]. 
С. Хантингтон представляет Запад не просто как «культурную общность 
наивысшего ранга», но имеет в виду еще и специфическую идентичность, 
которая объединяет европейцев и американцев XX века. При этом остальной 
части мирового сообщества отводится более скромная роль. Остальным 
странам подлежит: поощрять «весторнизацию» Латинской Америки;  
сдерживать развитие военной мощи у исламских государств и Китая; замедлять 
отдаление Японии от Запада и ее примирение с Китаем; признать Россию 
сердцевинным государством православного мира и крупной региональной 
державой, у которой есть законные интересы, связанные с обеспечением ее 
южных границ. Сконструировав столь специфическим образом  
миропорядок цивилизаций, С. Хантингтон предрекает мировую войну 2010 года, когда 
США, Европа, Россия и Индия будут вовлечены в глобальную схватку с  
Китаем, Японией и большинством исламских государств... 
Однако войны можно избежать. Для этого сердцевинные государства не 
должны вмешиваться в дела других цивилизаций. 
В «Столкновении цивилизаций» С. Хантингтон предрекает, что цивили- 
зационный миропорядок не только не сохранит мира, но углубит взаимную 
отчужденность огромных людских масс (в основном по признаку  
религиозной принадлежности) и приведет к цивилизационному столкновению.  
Неизбежным условием цивилизационного миропорядка станет педалирование 
различий между народами и их религиями. Идея безопасности в этих  
условиях будет лишь отчуждать народы друг от друга. (Однако С. Хантингтон  
неоригинален в своих пророчествах. Экзистенциализм настаивал на все  
большем отчуждении людей на протяжении всего XX века. 3. Фрейд создал  
философский миф (или прозорливо предрек?) о человеке, его истории и 
цивилизации, где мажорные перспективы не могут найти себе места: сила 
уничтожения (и самоуничтожения) в условиях современной цивилизации 
приводит психику к опасной грани]) [17]. 
Для обеспечения безопасности мирового сообщества сегодня  
политологами проводится идея интернационализации всей общественной жизни. Эта 
идея не нова: очевидно, что тенденции взаимной интеграции культур, кото- 
рые проявляются в истории народов, поддерживают идею всеобщей  
интернационализации. 
Однако в истории человечества есть также культуры, которые в течение 
веков не обнаруживали податливости к чужеродным влияниям. Здесь будет 
уместным сослаться на Артура Шлезингера, который придает определяющее 
значение этнической исторической памяти, традиции и мифам. Он пишет: 
хотя «наука и технология революционизируют нашу жизнь, но наши  
действия обусловлены памятью, традицией и мифом» [19. С.11]. 
Это очевидное наблюдение А. Шлезингера обращает наше внимание на 
уникальное время, когда традиционное общество поставлено перед  
дилеммой: остаться традиционным и капсул и роваться, чтобы сохранить свою 
идентичность, или становиться «современным» и интегрироваться в  
общечеловеческую культуру [12]. 
Вопрос не столь прост. 
Проблемы личной и этнической безопасности 
Помимо инерции ценностей традиционного общества, его традиций, 
представлений и мифов, возникает проблема опасности быстрой  
перестройки общественного сознания, по-новому видится проблема личной и  
этнической безопасности. 
Концепция безопасности начала пересматриваться на Западе в конце 
80-х годов XX столетия. Ученые и политики попытались раздвинуть рамки 
понятия «безопасность» за пределы «войны и мира», включив в него не  
только традиционные военные, но и нетрадиционные угрозы. 
Среди факторов, определяющих безопасность, сегодня можно выделить 
следующие: 
1 — мир как ценность, отсутствие войны; 
2 — защита от угрозы физической безопасности — непосредственные  
преследования, рост преступности; 
3 — защита от угрозы экономической и социальной безопасности; 
4 — защита от угрозы экологической безопасности; 
5 — защита от угрозы этнокультурной безопасности (безопасности  
этнокультурной идентичности). 
В России с начала 90-х годов оживленно обсуждают подходы к  
национальной безопасности. Недавно принятая концепция национальной  
безопасности исходит из того, что потенциальные угрозы России обусловлены 
прежде всего внутренними причинами и сконцентрированы в экономике, 
социальной и экологической областях [7. С. 10427]. Однако многие народы 
России, потеряв прежние опоры национальной безопасности (хотя во  
многом и иллюзорные), начинают чувствовать значимую для национального  
самосознания угрозу безопасности — чувство безопасности национальной 
идентичности. Это связано не только с интернационализацией мировой  
общественной жизни, но и с процессами распада СССР и построения в России 
нового сообщества. 
Концепция национальной безопасности России должна признать  
исключительную значимость этнокультурного аспекта. Увы (!) — его недостает в 
комплексе, перечисленном по поводу безопасности. 
В действительности в процессе истории в традиционном обществе  
формировались смысловые доминанты культуры, которые определяли  
этническое самосознание, самоидентификацию того или иного этноса. При этом, 
безусловно, традиционное общество имело в виду проблему общей  
этнической и личной безопасности — так или иначе, оно трактовало для себя  
правила взаимоотношений среди своего этноса и с другим этносом. Это всегда 
были отношения «Мы — Они», «Свой — чужой», «Друг — враг». 
Многонациональная Россия всегда имела потенциальную  
напряженность в межэтнических отношениях внутри страны, так как народы не  
интегрировались до такой степени, чтобы расстаться со своей идентичностью: 
языком, традициями, мировоззрением, мифологией, религией и др. Однако 
сегодня, когда проблема безопасности России связывается с сохранением ею 
статуса великой державы, в ход пошли геополитические и цивилизационные 
доводы [14. С. 15]. Первые подчеркивают уникальное место России в  
евразийском пространстве и размеры страны, оправдывающие ее претензии на 
положение в системе международных отношений и системе международной 
безопасности. Вторые делают упор на интегративной миссии русских в  
России и в Евразии. Аргументы при этом черпают из геополитики и  
исторической мифологии. При этом во множестве возникают идеи, жестко  
детерминирующие российское величие, декларируется «русский империум»,  
«сверхнациональное духовноцентрическое государство с союзом народов с поле 
сильной воли» или «евразийская, непотребительская космосоциальная  
цивилизация» [8. С. 21]. Дело не в том, что человек, свободный от  
демагогического аутизма, не станет строить такие словесные конструкции (английский 
славист К. Мерридейл пишет о подобных теориях, появляющихся в России, 
как о заумных и неестественных, непонятных для западного человека) [11. 
С. 50]. Приведенные слова — заумь, квазинаука, но дело еще и в том, что по 
глубинному своему существу таящиеся за словами смыслы носят  
экстремистский характер и тайный умысел психологически компенсировать  
крушение прежних идеологических ориентиров. Как пишет С. Панарин,  
«настойчивые заклинания по поводу особой миссии России и русских в мировой  
истории о необходимости возродить империум в очередной раз уводят от 
реалистического политического действия, подлинного культуротворчества и 
безопасности во всех ее аспектах, включая безопасность идентичности» [14. 
С. 15]. В этой связи следует обратиться к анализу истоков тоталитаризма и 
панславизма в России [2]. Главная опасность нашего времени состоит в том, 
что мы можем столкнуться «с реальной угрозой необратимой социальной 
аномии — самой серьезной угрозой для современного российского  
общества. Поэтому призывы нащупать идею, способную сплотить российское  
общество, вовсе не праздны» [10. С. 99—114]. 
Как бы то ни было, средства массовой информации, распространяя  
«новые» идеи под эгидой обсуждения концепции национальной безопасности, 
пока скорее разделяют народы России, чем объединяют их. 
Газеты, журналы, TV, Интернет — каждые на свой лад — создают  
коммуникационные поля, транслирующие новые идеи эпохи цивилизации, цель 
которых — интегрировать отдельного человека и каждый этнос во всеобщую 
человеческую культуру. Конечно, неизбежное произойдет. Но для всего 
нужно время и место. Торопливые теоретики и политики подчас сами не  
ведают, что творят. 
Дело психологии — рассматривать культурологические и политические 
инновации как составную часть бытия — условие современной жизни  
отдельного человека и отдельного этноса. На этническое самосознание людей, 
повернутых на ценности традиционной культуры, безусловно, не могут не 
воздействовать новые ценности современной цивилизации. В этом случае 
отдельная личность и группы лиц внутри этноса могут проходить разные ак- 
культурационные стратегии. Это могут быть: противоположные друг другу 
интеграция и маргинализация, а также ассимиляция и сепарация. Сензитив- 
ность к разным социальным явлениям представителей единого этноса, с  
одной стороны, в известной мере отражает жизнеспособность, но с другой — 
разрушает этническую консолидацию. В результате внутри каждого  
отдельного этноса соотношение разных стратегий аккультурации имеет свои  
особенности и по-своему создает новые конструкты этнической идентичности 
как в контексте идей и реальных предложений наступающей цивилизации, 
так и в контексте традиционных межэтнических отношений, сложившихся в 
условиях единого геоисторического пространства. 
Чтобы понять особенности этнического самосознания современных  
этносов, проживающих в едином геоисторическом пространстве, следует  
изучать в первую очередь особенности этнического самосознания молодежи как 
наиболее сензитивной к традициям и новому влиянию части этноса. 
Особый интерес сегодня представляет изучение этнического  
самосознания молодежи таких регионов России, где проживают русские и другие  
народы со своей традиционной культурой, не совпадающей в вероисповедании. 
Рассмотрение особенностей аккультурации сопряженных в одном  
геоисторическом пространстве этносов с мировым сообществом и друг с другом в 
условиях традиционного межэтнического взаимодействия — актуальная не 
только для психологии как науки, но для России и для мирового сообщества 
в целом проблема. 
Наряду с проблемами аккультурации в мировом сообществе целых  
этносов встает проблема аккультурации отдельного человека — в амбивалентной 
его сущности: как социальной единицы и как уникальной личности. 
Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации 
Проблема реализации человеком своего предназначения как личности 
является актуальной для многих людей, которые присвоили продуктивные 
идеи XX века о ценностном предназначении свободной личности в  
свободном обществе. 
Общей методологической основой нашего анализа сегодняшних  
проблем личности в мире является марксистская идея о развитии личности путем 
«присвоения материальной и духовной культуры общества». Прежде всего, 
речь здесь идет о «присвоении» традиционных ценностей и новых идей,  
интернализации современных цивилизаций. 
В нашем исследовании развитие личности мы рассматриваем через  
разработанную нами концепцию развития структуры самосознания. Мы  
понимаем самосознание личности как универсальную, исторически  
сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру,  
присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, 
которые составляют содержание ключевых переживаний личности и  
выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и 
окружающему миру. Согласно этой концепции, самосознание человека как 
личности содержит пять звеньев: 1 — идентификация с именем и  
заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, индивидуальная духовная  
сущность человека; 2 — притязание на признание; 3 — половая идентификация; 
4 — психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 — 
социальное пространство личности (права и обязанности). 
Эти звенья самосознания формируются у всех людей, независимо от  
принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном  
наполнении в зависимости от характеристик этнической среды и от социальной  
ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев  
самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных 
потребностей [13]. 
Сегодня, в период глобальных перемен в мире, в мировом сообществе  
наряду с идеей уникальной личности утверждается идея интернализации всей 
общественной жизни. Действительно: XX век подарил западным странам и 
России обольстительные идеи «чувства личности», «уникальной личности», 
«прав человека» [5] и вытекающие из этого тезауруса социальные позиции 
каждого отдельного человека как личности. В то же время сегодня  
уникальной личности следует найти место не только в рамках своего этноса и  
государства, но и в условиях интернализации всего человечества, в условиях  
глобальной аккультурации. 
Никто до конца не может себе представить, что дадут каждой отдельной 
личности и каждому этносу последствия глобальной аккультурации при 
взаимодействии цивилизаций. 
Межэтническая аккультурация 
Помимо межэтнических отношений в условиях проживания в едином 
геоисторическом пространстве, в контексте нашего исследования  
необходимо указать на межэтнические отношения, возникающие в условиях  
межэтнической аккультурации. 
Как принято считать, этническая аккультурация рассматривается как 
процесс и результат взаимовлияния национальных культур. Известно,  
формы обмена культурной информацией между этносами весьма разнообразны. 
Аккультурация сегодня захватывает все народы земли и способствует  
широкому распространению культуры. 
Аккультурация, как показывают исследования, обычно ведет к  
ассимиляции, интеграции, сепарации, маргинализации. Дж. Берри и его коллеги 
разработали концепцию аккультурации, создав модели ее стратегий,  
поведенческих сдвигов, а также аккультурационного стресса и адаптации.  
Наибольшую популярность получила модель аккультуральных стратегий,  
которую используют многие социологи, социальные психологи и представители 
других отраслей знания, заинтересованные в изучении этнического  
самосознания и межэтнических отношений. 
Дж. Берри за многие годы изучения феномена аккультурации не только 
разработал модели ее стратегий, но и обогатил эту область логически и  
эмпирически точно описанными положениями. 
Дж. Берри показал следующее. 
В результате аккультурации происходят изменения на личностном уровне. 
Как указывает Дж. Берри, на личностном уровне происходит очень много 
психологических изменений [22]. 
Психологические изменения включают ценности, аттитьюды,  
способности и мотивы. Подобные изменения определяются как поведенческие сдвиги: 
меняются существующие идентификация и аттитьюды и развиваются новые; 
личностная идентификация и этническая идентификация часто сдвигаются 
в сторону от изначальных показателей (77. Боски) [28. Р. 124—141];  
поднимаются вопросы о том, насколько следует участвовать в процессе  
аккультурации (Дж. Берри, У. Ким, С. Пауэр, М. Янг, М. Буджаки) [27. Р. 185—206];  
другие аттитьюды (такие, как межгрупповые аттитьюды и жизненные  
преференции) также меняются и развиваются в процессе аккультурации. 
Как указывают исследователи, на личностном уровне в процессе  
аккультурации часто проявляются социальные и психологические проблемы. Эти 
проблемы относятся к понятию «аккультурационный стресс» (Дж. Берри, 
У. Ким, Т. Минде,Д. Мок', [25, Р. 491—511] в других работах термин  
обозначается как «культурный шок» — А. Фернхэм, С. Боннер) [С. 29]. Как раз в этой 
сфере и происходят изменения в плане психологических, социальных и  
физических последствий аккультурации. Подобные негативные и  
нежелательные последствия неизбежны, существует множество возможностей  
столкнуться с ними в процессе аккультурации (М. Байзер и др; Дж. Берри, У Ким) [21; 
26. Р. 207-236]. 
Согласно Дж. Берри, для концептуальных целей можно использовать ди- 
хотомичные значения («да» и «нет»), создавая, таким образом,  
четырехступенчатую модель. Каждая ступень в этой классификации рассматривается 
как аккультурационная опция (одновременно стратегия и последствие) для 
индивидов и групп в этнически плюралистических обществах. Это  
следующие опции: ассимиляция, интеграция, сепарация, маргинализация. 
Ассимиляция. Если ответ на первую посылку «нет», а на вторую «да», то  
опцией будет ассимиляция, то есть отказ от своей культурной идентичности и 
традиций и переход в более крупное общество. Это может происходить путем 
абсорбции недоминирующей группы в устоявшуюся доминирующую группу 
или путем соединения многих групп с целью создания нового общества. 
Интеграция. Подразумеваются сохранение некоторой культурной  
целостности группы (то есть реакция на перемены или некоторое сопротивление 
переменам) и стремление стать неотъемлемой частью большого общества (то 
есть некоторое приспособление). В случае интеграции выбор падает на  
сохранение культурной идентичности и присоединение к доминирующему  
обществу. Когда такая стратегия широко распространяется, тогда появляется 
несколько разных этнических групп, которые сотрудничают внутри большой 
социальной системы.  
Сегрегация или сепарация. Если нет значимых отношений с большим  
обществом, сопровождаемых сохранением этнической идентичности и  
традиций, то появляется другая опция. В зависимости от того, какая группа  
(доминирующая или недоминирующая) контролирует ситуацию, эта опция может 
принять форму либо сегрегации, либо сепарации. Когда образец поведения 
навязывается доминирующей группой, тогда возникает сегрегация с тем, 
чтобы держать людей из другой группы «на своем месте». С другой стороны, 
сохранение традиционного стиля жизни вне полного участия в жизни  
большого общества может быть желанным для аккультурационной группы и,  
таким образом, вести к независимому существованию, как в случае с  
сепаратистскими движениями (то есть реакция, следующая за отказом). В терминах 
Дж. Берри сегрегация и сепарация отличаются в основном тем, какая группа 
или группы определяют последствия. 
Категория: Психология и педагогика | (23.11.2012)
Просмотров: 1463 | Рейтинг: 3.0/1