| Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Личностные особенности подростков в зависимости от пола и стажа увлеченности компьютерными играми
|
|
|
В современном мире все более актуальным становится вопрос о структурных и функциональных изменениях в психике человека при взаимодействии с компьютером. Различные аспекты этой проблемной области рассматриваются О.К. Тихомировым и его учениками О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабаниным, Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунским. В связи с массовым увлечением компьютерными играми весьма актуальной стала проблема изу- чения особенностей личности, подталкивающих к развитию компьютерной аддикции. Некоторые данные о личностной обусловленности компьютерной аддикции представле- ны А.Г. Макалатия, утверждающим, что выбор компьютерной игры происходит на ос- новании соответствия предпочитаемым «аспектам удовольствия», а возникновение ув- леченности определяет качество опыта [2], а так же Д.В. Ивановым, показывающим, что высокая тревожность у аддиктов – это и причина, и следствие аддикции [1]. Как для профилактики, так и для избавления от этой зависимости важно учитывать личностные особенности в связи с половыми различиями аддиктов, что до сих пор является мало- изученной темой. Мы предполагаем, что существуют различия личностных особенностей мальчиков и девочек с разным стажем увлеченности компьютерными играми. Для сбора материала об особенностях личности использовались 5 методик: «Шкала проявления тревоги», «Шкала поиска острых ощущений», «Шкала оценки потребности в достижении», опрос- ник «Способность к самоуправлению», и опросник «Мотивации аффилиации». Экспе- риментальные группы были сформированы на основе разработанного нами опросника, который определяет стаж и глубину увлеченности компьютерными играми. Испытуе- мыми стали 64 ученика 9–10 классов разделенные на экспериментальные группы: 1 группа – 16 неиграющих в компьютерные игры девочек, 2 группа – 10 девочек зависи- мых от компьютерных игр, 3 группат – 14 девочек с небольшим стажем увлеченности компьютерными играми, 4 группа – 14 мальчиков зависимых от компьютерных игр, 5 группа – 10 мальчиков с небольшим стажем увлеченности компьютерными играми. Для обработки данных использовались: анализ средних значений, статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ по формуле Пирсона, дивергентное сравнение корреляционных матриц. Выявились значимые различия в структуре взаимосвязей показателей системы спо- собности к самоуправлению между всеми группами. В структуре составляющих способ- ности к самоуправлению в группе неиграющих девочек каждый элемент структуры связан не только с общей способностью самоуправления, но и со всеми другими элементами. В группе девочек с малым стажем увлечения компьютерными играми гораздо меньше взаи- мосвязей между отдельными составляющими частями способности к самоуправлению, что свидетельствует о меньшей целостности всей системы самоуправления. В группе де- вочек с большим стажем увлечения компьютерными играми наблюдается еще большая раздробленность элементов самоуправления. У мальчиков более сильная по сравнению с девочками раздробленность структуры самоуправления проявляется в группе и с малым и с большим стажем увлеченности компьютерными играми. То есть, у девочек формирова- ние системы самоуправления взаимосвязано со стажем увлеченности компьютерными иг- рами, а у мальчиков эта взаимосвязь отсутствует. Однако остается вопрос о природе и следствиях такой раздробленности элементов: является ли это проявлением процесса раз- вития дифференциации и перестройки структуры способности самоуправления в следст- вие увлечения компьютерными играми, или же это проявление ее деструкции. У мальчиков и девочек с малым стажем игры выявлены различия по показателям тревожности и страха отвержения. У мальчиков с малым стажем увлеченности эти пока- затели жестко связаны, а в группе девочек эта связь отсутствует. Это говорит о том, что у девочек с малым стажем игры высокий уровень тревожности не влечет за собой такой мотив как страх отвержения, тогда как у мальчиков возникновение одного, скорее всего, будет порождать второе. В отличие от группы девочек мало играющих у неиграющих девочек есть жесткие прямые взаимосвязи между показателями прогнозирование, критерий оценки, общая способность самоуправления и поиск острых ощущений. Тогда как у играющих эти взаимосвязи обратные. Значит, неиграющие девочки стремятся к острым ощущениям тогда, когда они четко знают, как оценить свою деятельность и хорошо прогнозируют ситуацию на данный момент, а играющие – стремятся к острым ощущениям в ситуации неопределенности. Выявлены различия в личностных особенностях у подростков в зависимости от стажа игры. И мальчикам, и девочкам, увлеченным компьютерными играми, более свой- ственна потребность принятия, нежели страх отвержения. У неиграющих же девочек и мальчиков более выражен страх отвержения по сравнению с потребностью принятия. Причем данная закономерность более ярко выражена у девочек, чем у мальчиков. Это показывает, что у подростков, особенно у девочек, компьютерная игра может являться средством включения в подростковую группу, обеспечивая более гармоничную мотива- цию общения, где потребность принятия и страх отвержения уравновешивают друг дру- га. Следовательно, возникновение компьютерной аддикции в подростковом возрасте ос- новано на актуальных для этого возраста мотивах включения в группу ровесников. В структуре взаимосвязей мальчиков и девочек есть одинаковые взаимосвязи, ха- рактер которых зависит только от стажа игры. Во-первых, это взаимосвязь показателей «Анализ противоречий» (составляющая структуры способности к самоуправлению) и поиск острых ощущений: у неиграющих мальчиков и девочек она качественно отличает- ся от характера взаимосвязей у играющих подростков. У неиграющих подростков неза- висимо от пола эта связь является обратной, а у мало играющих – прямой. Это значит, чем больше подростки, не увлеченные компьютерными играми, пытаются собрать ин- формацию о ситуации, тем меньше они жаждут новых ощущений. Во-вторых, взаимо- связь показателей самокоррекции и общей способностью к самоуправлению: в выборках мальчиков и девочек с большим стажем увлеченности компьютерными играми взаимо- связь самокоррекции с общей способностью самоуправления является жесткой. Тогда как, у мало играющих подростков не зависимо от пола эта связь вообще не обнаружива- ется. По-видимому, это опять связанно с природой дифференциации элементов способ- ности самоуправления. Таким образом, выявлены различия в личностных особенностях мальчиков и дево- чек: это система способности к самоуправлению, тревожность и поиск острых ощуще- ний, которые проявляют зависимость и от пола, и от стажа увлеченности. Так же выяв- лены различия в личностных особенностях, касающиеся мотивации общения, которые связаны только со стажем увлеченности компьютерными играми и не зависят от пола.
| |
|
|
|
| Просмотров: 721 | Рейтинг: 0.0/0 | |