Главная » Статьи » Психология и педагогика

Личностные особенности подростков в зависимости от пола и стажа увлеченности компьютерными играми


В  современном  мире  все  более  актуальным  становится  вопрос  о  структурных  и 
функциональных изменениях в психике человека при взаимодействии с компьютером. 
Различные аспекты этой проблемной области рассматриваются О.К. Тихомировым и его 
учениками О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабаниным, Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунским. В связи 
с массовым увлечением компьютерными играми весьма актуальной стала проблема изу-
чения  особенностей  личности,  подталкивающих  к  развитию  компьютерной  аддикции. 
Некоторые данные о личностной обусловленности компьютерной аддикции представле-
ны А.Г. Макалатия, утверждающим, что выбор компьютерной игры происходит на ос-
новании соответствия предпочитаемым «аспектам удовольствия», а возникновение ув-
леченности определяет качество опыта [2], а так же Д.В. Ивановым, показывающим, что 
высокая  тревожность  у  аддиктов – это  и  причина,  и  следствие  аддикции [1]. Как  для 
профилактики, так и для избавления от этой зависимости важно учитывать личностные 
особенности в связи с половыми различиями аддиктов, что до сих пор является мало-
изученной темой. 

Мы предполагаем, что существуют различия личностных особенностей мальчиков 
и девочек с разным стажем увлеченности компьютерными играми. Для сбора материала 
об  особенностях  личности  использовались 5 методик: «Шкала  проявления  тревоги», 
«Шкала поиска острых ощущений», «Шкала оценки потребности в достижении», опрос-
ник «Способность к самоуправлению», и опросник «Мотивации аффилиации». Экспе-
риментальные группы были сформированы на основе разработанного нами опросника, 
который  определяет  стаж  и  глубину  увлеченности  компьютерными  играми.  Испытуе-
мыми  стали 64 ученика 9–10 классов  разделенные  на  экспериментальные  группы: 1 
группа – 16 неиграющих в компьютерные игры девочек, 2 группа – 10 девочек зависи-
мых от компьютерных игр, 3 группат – 14 девочек с небольшим стажем увлеченности 
компьютерными играми, 4 группа – 14 мальчиков зависимых от компьютерных игр, 5 
группа – 10 мальчиков с небольшим стажем увлеченности компьютерными играми. Для 
обработки данных использовались: анализ средних значений, статистическое сравнение 
по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ по формуле Пирсона, дивергентное 
сравнение корреляционных матриц. 

Выявились значимые различия в структуре взаимосвязей показателей системы спо-
собности к самоуправлению между всеми группами. В структуре составляющих способ-
ности к самоуправлению в группе неиграющих девочек каждый элемент структуры связан 
не только с общей способностью самоуправления, но и со всеми другими элементами. В 
группе девочек с малым стажем увлечения компьютерными играми гораздо меньше взаи-
мосвязей  между  отдельными  составляющими  частями  способности  к  самоуправлению, 
что свидетельствует о меньшей целостности всей системы самоуправления. В группе де-
вочек с  большим стажем увлечения  компьютерными играми наблюдается еще большая 
раздробленность элементов самоуправления. У мальчиков более сильная по сравнению с 
девочками раздробленность структуры самоуправления проявляется в группе и с малым и 
с большим стажем увлеченности компьютерными играми. То есть, у девочек формирова-
ние системы самоуправления взаимосвязано со стажем увлеченности компьютерными иг-
рами,  а  у  мальчиков  эта  взаимосвязь  отсутствует.  Однако  остается  вопрос  о  природе  и 
следствиях такой раздробленности элементов: является ли это проявлением процесса раз-
вития дифференциации и перестройки структуры способности самоуправления в следст-
вие увлечения компьютерными играми, или же это проявление ее деструкции.
 
У мальчиков и девочек с малым стажем игры выявлены различия по показателям 
тревожности и страха отвержения. У мальчиков с малым стажем увлеченности эти пока-
затели жестко связаны, а в группе девочек эта связь отсутствует. Это говорит о том, что 
у девочек с малым стажем игры высокий уровень тревожности не влечет за собой такой 
мотив как страх отвержения, тогда как у мальчиков возникновение одного, скорее всего, 
будет порождать второе. 

В отличие от группы девочек мало играющих у неиграющих девочек есть жесткие 
прямые  взаимосвязи  между  показателями  прогнозирование,  критерий  оценки,  общая 
способность  самоуправления  и  поиск  острых  ощущений.  Тогда  как  у  играющих  эти 
взаимосвязи  обратные.  Значит,  неиграющие  девочки  стремятся  к  острым  ощущениям 
тогда, когда они четко знают, как оценить свою деятельность и хорошо прогнозируют 
ситуацию на данный момент, а играющие – стремятся к острым ощущениям в ситуации 
неопределенности. 

Выявлены  различия  в  личностных  особенностях  у  подростков  в  зависимости  от 
стажа игры. И мальчикам, и девочкам, увлеченным компьютерными играми, более свой-
ственна потребность принятия, нежели страх отвержения. У неиграющих же девочек и 
мальчиков  более  выражен  страх  отвержения  по  сравнению  с  потребностью  принятия. 
Причем данная закономерность более ярко выражена у девочек, чем у мальчиков. Это 
показывает, что у подростков, особенно у девочек, компьютерная игра может являться 
средством включения в подростковую группу, обеспечивая более гармоничную мотива-
цию общения, где потребность принятия и страх отвержения уравновешивают друг дру-
га. Следовательно, возникновение компьютерной аддикции в подростковом возрасте ос-
новано на актуальных для этого возраста мотивах включения в группу ровесников. 

В структуре взаимосвязей мальчиков и девочек есть одинаковые взаимосвязи, ха-
рактер которых зависит только от стажа игры. Во-первых, это взаимосвязь показателей 
«Анализ  противоречий» (составляющая  структуры  способности  к  самоуправлению)  и 
поиск острых ощущений: у неиграющих мальчиков и девочек она качественно отличает-
ся от характера взаимосвязей у играющих подростков. У неиграющих подростков неза-
висимо от пола эта связь является обратной, а у мало играющих – прямой. Это значит, 
чем больше подростки, не увлеченные компьютерными играми, пытаются собрать ин-
формацию о ситуации, тем меньше они жаждут новых ощущений. Во-вторых, взаимо-
связь показателей самокоррекции и общей способностью к самоуправлению: в выборках 
мальчиков и девочек с большим стажем увлеченности компьютерными играми взаимо-
связь  самокоррекции  с  общей  способностью  самоуправления  является  жесткой.  Тогда 
как, у мало играющих подростков не зависимо от пола эта связь вообще не обнаружива-
ется. По-видимому, это опять связанно с природой дифференциации элементов способ-
ности самоуправления. 

Таким образом, выявлены различия в личностных особенностях мальчиков и дево-
чек: это система способности к самоуправлению, тревожность и поиск острых ощуще-
ний, которые проявляют зависимость и от пола, и от стажа увлеченности. Так же выяв-
лены различия в личностных особенностях, касающиеся мотивации общения, которые 
связаны только со стажем увлеченности компьютерными играми и не зависят от пола. 
Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 721 | Рейтинг: 0.0/0