| Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Личностные особенности тревожных детей 6–7 лет
|
|
|
Проблема тревожности является одной из широко изученных в психологии. Ее анализ затрагивает все аспекты личности человека: когнитивный, эмоциональный, пове- денческий. Решением этой проблемы занимались представители практически всех на- правлений в психологии: психоанализ, экзистенциализм, гуманистическая психология (З.Фрейд, К.Ясперс, К.Роджерс, Э.Фромм). Исследования тревожности также проводились в рамках решения прикладных за- дач психологии (Ханин Ю.А). Анализ указанной проблемы проводился в исследованиях генеза неврозов (Мясищев Н.Д., Гарбузов В.И.), в разработке практической работы со страхами (Захаров А.И.), в описаниях влияния на личность социальных аспектов (Име- дадзе Н.В., Кисловская В.Р., БожовичЛ.И.). Наиболее полное описание возрастной ди- намики тревожности отражено в работах Прихожан А.М. Также проблему тревоги в рамках исследования психических состояний рассматривали Березин Ф.Б., Левитов Н.Д. Все это указывает на высокое значение проблемы тревоги и тревожности как характери- стики для исследования личности в различных ее аспектах. На сегодняшний день получены данные, свидетельствующие о наличии ряда ха- рактеристик, имеющих связь с тревожностью, таких как низкая самооценка, завышен- ный уровень притязаний. Наиболее выраженной характеристикой мотивации взрослых людей с высоким уровнем тревожности является избегание социальных неудач. В то же время, несмотря на большое количество работ по рассматриваемой про- блеме, исследованию именно детской тревожности уделяется недостаточное внимание. Анализ тревожности у детей, главным образом, исследуется как результат неблагополу- чия детско-родительских отношений (Имедадзе Н.В., Савина Е.). В этом отношении можно сказать, что доминирует социальный подход в исследовании проблемы в указан- ном возрасте. Учитывая значимость возрастного периода 6–7лет можно говорить об ак- туальности исследуемой проблемы. Проблемой данного исследования является рассмотрение тревожности детей, ее характеристик и связей с другими чертами личности в рамках возрастного периода 6–7 лет. В исследовании приняло участие 28 детей подготовительной группы детского сада. Анализ личностных особенностей детей, участвовавших в эксперименте, проходил по следующим показателям: • представления об окружающем мире и о себе в нем (схематическое детское миро- воззрение). • особенности самоотношения. • ситуации, значимые для возникновения тревоги. Учитывая потребность в признании и особенности возраста, выделялись показате- ли: мотивация достижений и уровень притязаний. Исследуемые показатели могут проявляться в поведении, которое также было объ- ектом исследования Для исследования каждого из показателей была введена соответствующая методика: Активность/пассивность по отношению к окружающему миру и особенность обобщенных представлений о нем (ориентация на один из аспектов: благоприят- ный/неблагоприятный) выделялся с помощью методики «Миродействие». Также на ос- новании этой методики выявлялась способность к децентрации ребенка, т.е. насколько он видит и осознает желания и интересы других людей Самоотношение ребенка и дифференцируемость этого показателя в зависимости от ситуаций – исследовалось с помощью методики на самоотношение Ситуации, значимые для возникновения тревожности у ребенка выделялись по ря- ду методик: «Тест тревожности» и «МД-Решетка Шмальта»; Особенности мотивации исследовались с помощью «МД-Решетка Шмальта»; Уро- вень притязаний определялся соответствующей методикой. Поведенческие особенности детей выявлялись методом наблюдения в ходе пове- дения диагностических методик, а также на основе методик Заззо. В работе рассматривался также ряд факторов, имеющих влияние на возникновение и развитие тревожности, таких как детско-родительские отношения и влияние кризисно- го периода. Степень принятия ребенка родителями анализировалась на основе методики роди- тельского отношения. Специфика кризисного возраста рассматривалась с помощью исследования вооб- ражения как показателя вступления или преодоления кризиса 7 лет. Процедуры исследования: корреляционный анализ данных, статистические крите- рии проверки гипотез, качественный анализ данных. Все вычисления проводились в ста- тистическом пакете SPSS 11.5. Были получены следующие результаты экспериментального изучения особенно- стей тревожных детей и их отличий от не тревожных: 1. Тревожность 6–7 летних детей как вариант неблагоприятного развития эмоцио- нальной сферы приводит к изменениям в других характеристиках личности. Тревож- ность влияет на мотивацию достижений. Мотивация достижений опирается на желание продемонстрировать свою успешность, в то время как интересность заданий детей моти- вирует мало. Для них характерен высокий уровень притязаний. В мировосприятии тре- вожных детей доминирует представление об окружающем мире как о неблагоприятном, несущем угрозу. В их сфере потребностей преобладают желания «быть маленьким», за- щищенным, отмечается присутствие страха отвержения со стороны родителей. В целом, тревожные дети характеризуются неудовлетворенностью собой, своей позицией в окру- жающем мире, испытывают чувство недовольства. 2. Тревожность детей проявляется в широком спектре ситуаций. Было отмечено, что тревожность возникает в оценочных ситуациях, а оценочными – выступают и те, ко- торые на самом деле такими не являются, для этих детей такими являются ситуации да- же без непосредственного присутствия других людей. Были выделены группы по клас- сам людей, оценка которых является наиболее значимой (сверстники, взрослые, педа- гог). Оценочными для ребенка являются ситуации, в которых ребенок себя ниже всего оценивает. 3. Анализ тревожности с учетом характеристик исследуемого возраста показал значимость введенной характеристики – «социальной желательности». На основе анали- за ее компонентов было определено, что демонстрация тревожными детьми норм и пра- вил в своем поведении носит защитный характер. Желание выглядеть «хорошими» в глазах окружающих, приводит тревожных детей к стремлению показывать социально желательное поведение, но при этом страх не суметь показать это приводит к невозмож- ности работать с усвоенными нормами, изменять их сообразно ситуациям. Результаты проведенного исследования позволяют описать структуру личностной организации тревожных детей. Однако они также отражают необходимость дальнейшей типологии тревожных детей для построения эффективной диагностической и коррекци- онной работы. | |
|
|
|
| Просмотров: 1685 | Рейтинг: 0.0/0 | |