Главная » Статьи » Психология и педагогика

Личностные особенности тревожных детей 6–7 лет



Проблема  тревожности  является  одной  из  широко  изученных  в  психологии.  Ее 
анализ затрагивает все аспекты личности человека: когнитивный, эмоциональный, пове-
денческий.  Решением  этой  проблемы  занимались  представители  практически  всех  на-
правлений  в  психологии:  психоанализ,  экзистенциализм,  гуманистическая  психология 
(З.Фрейд, К.Ясперс, К.Роджерс, Э.Фромм). 

Исследования тревожности также проводились в рамках решения прикладных за-
дач психологии (Ханин Ю.А). Анализ указанной проблемы проводился в исследованиях 
генеза неврозов (Мясищев Н.Д., Гарбузов В.И.), в разработке практической работы со 
страхами (Захаров А.И.), в описаниях влияния на личность социальных аспектов (Име-
дадзе Н.В., Кисловская В.Р., БожовичЛ.И.). Наиболее полное описание возрастной ди-
намики  тревожности  отражено  в  работах  Прихожан  А.М.  Также  проблему  тревоги  в 
рамках исследования психических состояний рассматривали Березин Ф.Б., Левитов Н.Д. 
Все это указывает на высокое значение проблемы тревоги и тревожности как характери-
стики для исследования личности в различных ее аспектах. 

На  сегодняшний  день  получены данные,  свидетельствующие  о  наличии  ряда  ха-
рактеристик, имеющих связь с тревожностью, таких как низкая самооценка, завышен-
ный уровень притязаний. Наиболее выраженной характеристикой мотивации взрослых 
людей с высоким уровнем тревожности является избегание социальных неудач. 

В то же время, несмотря на большое количество работ по рассматриваемой про-
блеме, исследованию именно детской тревожности уделяется недостаточное внимание. 
Анализ тревожности у детей, главным образом, исследуется как результат неблагополу-
чия  детско-родительских  отношений (Имедадзе  Н.В.,  Савина  Е.).  В  этом  отношении 
можно сказать, что доминирует социальный подход в исследовании проблемы в указан-
ном возрасте. Учитывая значимость возрастного периода 6–7лет можно говорить об ак-
туальности исследуемой проблемы. 

Проблемой  данного  исследования  является  рассмотрение  тревожности  детей,  ее 
характеристик и связей с другими чертами личности в рамках возрастного периода 6–7 
лет. В исследовании приняло участие 28 детей подготовительной группы детского сада. 
Анализ личностных особенностей детей, участвовавших в эксперименте, проходил 
по следующим показателям: 

•  представления об окружающем мире и о себе в нем (схематическое детское миро-
воззрение). 

•  особенности самоотношения. 

•  ситуации, значимые для возникновения тревоги. 

Учитывая потребность в признании и особенности возраста, выделялись показате-
ли: мотивация достижений и уровень притязаний. 
Исследуемые показатели могут проявляться в поведении, которое также было объ-
ектом исследования 

Для исследования каждого из показателей была введена соответствующая методика: 
Активность/пассивность  по  отношению  к  окружающему  миру  и  особенность 
обобщенных  представлений  о  нем (ориентация  на  один  из  аспектов:  благоприят-
ный/неблагоприятный) выделялся с помощью методики «Миродействие». Также на ос-
новании этой методики выявлялась способность к децентрации ребенка, т.е. насколько 
он видит и осознает желания и интересы других людей 

Самоотношение ребенка и дифференцируемость этого показателя в зависимости от 
ситуаций – исследовалось с помощью методики на самоотношение 
Ситуации, значимые для возникновения тревожности у ребенка выделялись по ря-
ду методик: «Тест тревожности» и «МД-Решетка Шмальта»; 

Особенности мотивации исследовались с помощью «МД-Решетка Шмальта»; Уро-
вень притязаний определялся соответствующей методикой. 

Поведенческие особенности детей выявлялись методом наблюдения в ходе пове-
дения диагностических методик, а также на основе методик Заззо. 
В работе рассматривался также ряд факторов, имеющих влияние на возникновение 
и развитие тревожности, таких как детско-родительские отношения и влияние кризисно-
го периода. 

Степень принятия ребенка родителями анализировалась на основе методики роди-
тельского отношения. 

Специфика кризисного возраста рассматривалась с помощью исследования вооб-
ражения как показателя вступления или преодоления кризиса 7 лет. 
Процедуры исследования: корреляционный анализ данных, статистические крите-
рии проверки гипотез, качественный анализ данных. Все вычисления проводились в ста-
тистическом пакете SPSS 11.5. 

Были  получены  следующие  результаты  экспериментального  изучения  особенно-
стей тревожных детей и их отличий от не тревожных: 

1. Тревожность 6–7 летних детей как вариант неблагоприятного развития эмоцио-
нальной  сферы  приводит  к  изменениям  в  других  характеристиках  личности.  Тревож-
ность влияет на мотивацию достижений. Мотивация достижений опирается на желание 
продемонстрировать свою успешность, в то время как интересность заданий детей моти-
вирует мало. Для них характерен высокий уровень притязаний. В мировосприятии тре-
вожных детей доминирует представление об окружающем мире как о неблагоприятном, 
несущем угрозу. В их сфере потребностей преобладают желания «быть маленьким», за-
щищенным, отмечается присутствие страха отвержения со стороны родителей. В целом, 
тревожные дети характеризуются неудовлетворенностью собой, своей позицией в окру-
жающем мире, испытывают чувство недовольства. 2. Тревожность детей проявляется в широком спектре ситуаций. Было отмечено, 
что тревожность возникает в оценочных ситуациях, а оценочными – выступают и те, ко-
торые на самом деле такими не являются, для этих детей такими являются ситуации да-
же без непосредственного присутствия других людей. Были выделены группы по клас-
сам  людей,  оценка  которых  является  наиболее  значимой (сверстники,  взрослые,  педа-
гог). Оценочными для ребенка являются ситуации, в которых ребенок себя ниже всего 
оценивает. 

3.  Анализ  тревожности  с  учетом  характеристик  исследуемого  возраста  показал 
значимость введенной характеристики – «социальной желательности». На основе анали-
за ее компонентов было определено, что демонстрация тревожными детьми норм и пра-
вил  в  своем  поведении  носит  защитный  характер.  Желание  выглядеть «хорошими»  в 
глазах  окружающих,  приводит  тревожных  детей  к  стремлению  показывать  социально 
желательное поведение, но при этом страх не суметь показать это приводит к невозмож-
ности работать с усвоенными нормами, изменять их сообразно ситуациям. 
Результаты проведенного исследования позволяют описать структуру личностной 
организации тревожных детей. Однако они также отражают необходимость дальнейшей 
типологии тревожных детей для построения эффективной диагностической и коррекци-
онной работы. 

Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 1685 | Рейтинг: 0.0/0