Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Методологическое развитие идей Л.С.Выготского А.Р.Лурией
|
|
Буланова Анна Александровна Внесение в отечественную психологическую науку исторического подхода к раз- витию психических процессов человека, борьба за создание конкретно-психологической теории сознания и в связи с этим углубленное экспериментальное изучение развития по- нятий у детей, разработка сложного вопроса о соотношении обучения и умственного развития ребенка - таков был вклад Л.С. Выготского в отечественную психологию в пе- риод ее формирования как независимой науки. Материалистическое понимание психической деятельности человека получило в России во второй половине 19 в. и в начале 20 в. солидную научную основу. Она была создана философскими трудами отдельных мыслителей, работами И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Л.С. Выготский был одним из первых отечественных авторов, который оценил всю важность для психологии проблемы сознания, эта проблема стала в центре его психологи- ческих исследований, которые шли с позиций исторического подхода к психике человека. Гипотеза Л.С. Выготского, которая была положена им в основу его дальнейших работ, заключалась в том, что психические процессы изменяются у человека так же, как изменяются процессы его практической деятельности. Учение о системном строении сознания было первым, быстро пройденным этапом развития идей Л.С. Выготского, возникла новая задача -психологически исследовать значение, его происхождение и законы, по которым оно строится. В своей новой форме значение представлено в слове. Значение слова никогда не исчерпывается указанием на одну индивидуальную речь, значение слова – это то обобщение, которое фиксировано им, это также система связей и отношений, которая им обозначается. Общество, его наука, его язык – все это является системой значений и чтобы изучить значение слова, необходимо изучить сис- тему процессов, которая реально вызывается к жизни употреблением данного слова. Чтобы изучить значение слова, нужно изучить ту систему процессов, которая реально вызывается к жизни употреблением данного слова, опосредствующего объективного со- держание, которое обобщенно отражено в его значении. Далее Л.С. Выготский раскрывает функцию слова в процессе формирования поня- тия, тем самым, в противоположность Н. Аху (для которого основным фактором была задача, цель, порождающая «детерминирующую тенденцию»), главная проблема заклю- чалась в изучении умственных процессов, приводящих к образованию понятий. Как показывали экспериментальные исследования, процессы функционального употребления слова могут быть глубоко различными. В одних случаях эти процессы со- стоят в выделении признаков на основе непосредственно чувственных впечатлений, в других они заключаются в объединении объектов по их участию в конкретной ситуации, также они могут заключаться установлении соотношений между различными обобщен- ными признаками. Л.С. Выготским выделил основные ступени развития обобщений: от непосредст- венно-чувственного к наглядно - ситуационному и от него к логическому, понятийному, что стало одним из важнейших достижений отечественной психологии. Это привело Л.С. Выготского к смысловому и системному строению сознания. Исследование развития понятий Л.С. Выготским, несмотря на имевшуюся критику некоторых методических приемов, внесло вклад в экспериментальное изучение мышления. А.Р. Лурия, фактически продолжил исследования по психологической программе Л.С. Выготского на материале органических и функциональных нарушениях работы го- ловного мозга. Системное осмысление идей Л.С. Выготского А.Р. Лурией позволило по- следнему разработать теорию динамической локализации высших психических функ- ций, что стало огромным вкладом не только в развитие отечественной нейропсихологии, но и мировой психологической науки в целом. | |
|
|
Просмотров: 1287 | Рейтинг: 0.0/0 |