Главная » Статьи » Психология и педагогика

Методологическое развитие идей Л.С.Выготского А.Р.Лурией


Буланова Анна Александровна 

Внесение в отечественную психологическую науку исторического подхода к раз-
витию психических процессов человека, борьба за создание конкретно-психологической 
теории сознания и в связи с этим углубленное экспериментальное изучение развития по-
нятий  у  детей,  разработка  сложного  вопроса  о  соотношении  обучения  и  умственного 
развития ребенка - таков был вклад Л.С. Выготского в отечественную психологию в пе-
риод ее формирования как независимой науки. 
Материалистическое  понимание  психической  деятельности  человека  получило  в 
России во второй половине 19 в. и в начале 20 в.  солидную научную основу. Она была 
создана  философскими  трудами  отдельных  мыслителей,  работами  И.М. Сеченова  и 
И.П. Павлова.  
Л.С. Выготский был одним из первых отечественных авторов, который оценил всю 
важность для психологии проблемы сознания, эта проблема стала в центре его психологи-
ческих исследований, которые шли с позиций исторического подхода к психике человека. 
Гипотеза  Л.С. Выготского,  которая  была  положена  им  в  основу  его  дальнейших 
работ, заключалась в том, что психические процессы изменяются у человека так же, как 
изменяются процессы его практической деятельности.  
Учение о системном строении сознания было первым, быстро пройденным этапом 
развития  идей  Л.С. Выготского,  возникла  новая  задача -психологически  исследовать 
значение, его происхождение и законы, по которым оно строится. В своей новой форме 
значение представлено в слове.  
Значение  слова  никогда  не  исчерпывается  указанием  на  одну  индивидуальную 
речь, значение слова – это то обобщение, которое фиксировано им, это также система 
связей и отношений, которая им обозначается. Общество, его наука, его язык – все это 
является системой значений и чтобы изучить значение слова, необходимо изучить сис-
тему  процессов,  которая  реально  вызывается  к  жизни  употреблением  данного  слова. 
Чтобы изучить значение слова, нужно изучить ту систему процессов, которая реально 
вызывается к жизни употреблением данного слова, опосредствующего объективного со-
держание, которое обобщенно отражено в его значении. 
Далее Л.С. Выготский раскрывает функцию слова в процессе формирования поня-
тия, тем самым,  в противоположность Н. Аху (для которого основным фактором была 
задача, цель, порождающая «детерминирующую тенденцию»), главная проблема заклю-
чалась в изучении умственных процессов, приводящих к образованию понятий. 
Как  показывали  экспериментальные  исследования,  процессы  функционального 
употребления слова могут быть глубоко различными. В одних случаях эти процессы со-
стоят  в  выделении  признаков  на  основе  непосредственно  чувственных  впечатлений,  в 
других они заключаются в объединении объектов по их участию в конкретной ситуации, 
также они могут заключаться установлении соотношений между различными обобщен-
ными признаками. 
Л.С. Выготским выделил основные ступени развития обобщений: от непосредст-
венно-чувственного к наглядно - ситуационному и от него к логическому, понятийному,  
что стало одним из важнейших  достижений отечественной  психологии. 
Это привело Л.С. Выготского к смысловому и системному строению сознания. 

Исследование  развития  понятий  Л.С.  Выготским,  несмотря  на  имевшуюся  критику 
некоторых методических приемов,  внесло вклад в экспериментальное изучение мышления. 
А.Р. Лурия, фактически продолжил исследования по психологической программе 
Л.С. Выготского на материале органических и функциональных нарушениях работы го-
ловного мозга. Системное осмысление идей Л.С. Выготского А.Р. Лурией позволило по-
следнему  разработать  теорию  динамической  локализации  высших  психических  функ-
ций, что стало огромным вкладом не только в развитие отечественной нейропсихологии, 
но и мировой психологической науки в целом. 

Категория: Психология и педагогика | (02.01.2013)
Просмотров: 1287 | Рейтинг: 0.0/0