Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Мотивация учебной деятельности и успешность в обучении
|
|
Изучение мотивации учебной деятельности является одним из наиболее актуаль- ных направлений в психологии образования. Очевидно, что без желания, без хоть каких- то стимулов человек не сможет полноценно учиться. В то же время важно знать, какие именно мотивы и другие составляющие мотивационной сферы помогают достичь наи- большей успешности в обучении. Это необходимо для возможности целенаправленного формирования мотивации учения. Как правило, среди мотивов учения выделяются внешние и внутренние. К внутрен- ним чаще всего относят познавательный мотив: человек учиться, потому что ему это ин- тересно, доставляет удовольствие процесс открытия и освоения нового. Однако С.Л. Ру- бинштейн и Т.В. Габай указывают на то, что учебная деятельность по сути своей является подготовкой к будущей трудовой деятельности, поэтому к внутренним приближается также «деловой» мотив: учиться, чтобы потом легче было работать. Особенно актуально такое понимание учебной деятельности при изучении мотивационной сферы студентов, которые действительно, как правило, учатся, чтобы потом пойти работать. К внешним мо- тивам относят, во-первых, мотивы, внешние по отношению к деятельности учения (чаще всего в работах отечественных психологов), во-вторых, мотивы, внешние по отношению к субъекту деятельности, навязываемые извне (экстринсивная мотивация в теории Деси- Райана). Считается, что внутренняя, познавательная мотивация имеет определенное пре- имущество перед внешней, что она лучше влияет на успешность в обучении. Очевидно, что если человеку хочется знать, то не нужно особых внешних стимулов, чтобы он учился. Однако так ли это на практике? В недавнем исследовании, проведенное Т. Уоллсом и Т. Литтлом, показано, что внутренняя мотивация связывается скорее с положительными эмоциями, а вот осознание важности учения связано с его успешностью. Очевидно, что данные, полученные в совершенно иной культурной среде и других социальных условиях, нельзя прямо переносить на наших соотечественников. Поэтому мы решили провести исследование, которое помогло бы понять, что влияет в наших ус- ловиях на успешность в обучении. Исследование проводилось в Брянском государственном университете на естествен- но-географическом факультете. Испытуемыми являются студенты 3–4 курсов, 73 человека. Мы не будем говорить о том, что изучаем именно мотивы учения, т.к. они далеко не всегда осознаются, но изучаем мотивировки, т.е. то, как студенты сами объясняют причины своего поведения. На первом этапе было принято решение изучать не столь сложный феномен, как учебная деятельность вообще, а деятельность по освоению отдельных предметов: «анато- мия и физиология человека» и «теория и методика обучения биологии». Рассматривались только те мотивы, которые осознаются студентами, о которых они могут дать отчет. На втором этапе мы попросили студентов ответить на вопрос, почему они изучают данные предметы. Таким образом мы получили множество различных мотивировок. Из них удалось при помощи качественного анализа и некоторых обобщений (например, «мои дети» заменялись на «родные и близкие») выделить 43 мотивировки, на основе ко- торых и был создан опросник. Мы попросили оценить по шкале от 1 до 7, насколько то или иное высказывание может являться причиной изучения данных предметов. Затем с помощью факторного анализа было выделено 12 групп мотивировок учения для одного предмета и 11 – для другого. Преподавателям, ведущим эти предметы, были выданы анкеты со списками сту- дентов и инструкцией по оценке каждого учащегося, от 1 до 7. Эта оценка дает опреде- ленное преимущество перед академической успеваемостью, т.к. имеет больший диапа- зон значений, и студенты оцениваются в целом за всю работу, а не за конкретный ответ на экзамене. В настоящий момент данные находятся на стадии обработки, предполагается вы- яснить, какова выраженность каждого фактора у каждого испытуемого и есть ли корре- ляция между определенными группами мотивировок и успешностью в обучении. На данном этапе обработки уже можно сказать, что хотя есть факторы, схожие для двух предметов, есть и определенные различия. Так, например, освоение творческого подхода и любовь к творчеству в одном случае включаются в один фактор, в другом – в разные. Это показывает, что мотивационная сфера человека зависит от конкретных об- стоятельств формирования и функционирования, и трудно разделить внешнюю и внут- реннюю мотивацию
| |
|
|
Просмотров: 1388 | Рейтинг: 0.0/0 |