Главная » Статьи » Психология и педагогика

Нейрокогнитивные механизмы заикания: интеграция данных психофизиологии, нейропсихологии, биомеханики и клинической психологии


Кисельников Андрей Александрович 

Феномен заикания является одним из наиболее загадочных и интересных в совре-
менных  когнитивных  нейронауках,  его  изучением  занимаются  все  большее  и  большее 
число научных лабораторий по всему миру. Этот дефект речи представляет собой очень 
сложное, многостороннее, системное нарушение. Имея в своей основе, по-видимому, пер-
вичный генетически детерминированный дефект, связанный с фактором речевой готовно-
сти, заикание в виде сформировавшегося патологического явления у взрослых людей сис-
темно нарушает когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты психической дея-
тельности.  Очень  важной  как  в  научном,  так  и  в  прикладном (перспективы  создания 
принципиально новых методик лечения) плане является задача выявления и изучения ме-
ханизмов формирования, функционирования и излечивания заикания. Одним из классов 
таких механизмов являются мозговые механизмы заикания. Изучение мозговых механиз-
мов такого многоаспектного феномена должно вестись в русле интеграции подходов и ме-
тодов когнитивных нейронаук, таких как психофизиология и нейропсихология. Реализо-
ванный в нашем экспериментальном исследовании метод изучения мозговых механизмов 
заикания и представляет собой такой мульти- и междисциплинарный интегральный под-
ход. Особый интерес в системном изучении заикания заключается в том, что оно пред-
ставляет собой специфическое нарушение, вскрывающее работу очень тонких, внутрен-
них  звеньев  функциональной  системы  речи.  Это  подтверждается  большой  сложностью 
феноменологии заикания, его нестабильностью, плохой прогнозируемостью его «включе-
ния» и «включения», тесной, интимной связью со многими психологическими перемен-
ными. Фундаментальные нейронные механизмы заикания до сих пор неясны, тем не ме-
нее,  в последние годы появилась возможность изучения патологии этих тонких звеньев 
функциональной системы речи с помощью объективных методов. 

В  междисциплинарном  исследовании  нейрокогнитивных  механизмов  заикания 
очень продуктивным является лонгитюдное изучение этого феномена в процессе его ус-
пешной коррекции (системы Л.З Арутюнян, 1993; Ю.Б. Некрасовой, 1992). В нашей реа-
лизации этого подхода мы делали три среза – до основного курса коррекции, после и 
спустя  определенное  время  поддерживающей  терапии.  Такой  подход  позволяет  выяв-
лять динамические, связанные с обратным развитием и компенсацией заикания звенья и 
компоненты внутри психологических и нейронных механизмов этого нарушения речи и 
уточнить пути их перестроек в ходе логопедической и психологической коррекции. 
В эмпирическом исследовании были использованы следующие методы, комплекс-
ное  применение  которых  в  рамках  единой  экспериментальной  парадигмы  позволило 
провести  мозговую  локализацию  дефектных компонентов  речевой деятельности  и  вы-
явить их динамику в процессе коррекции заикания: 1) метод регистрации ССП – связан-
ных с событиями потенциалов (включая: зрительные вызванные потенциалы, слуховые 
вызванные потенциалы и потенциалы мозга, связанные с движением); 2) метод фактор-
ного анализа ЭЭГ и ССП (Вартанов, 2002); 3) метод локализации источников электриче-
ской активности мозга с помощью эквивалентных электрических диполей (программный 
комплекс BrainLock); 4) метод комплексной нейропсихологической диагностики испы-
туемых  по  схеме  А.Р.  Лурия  с  качественной  и  количественной  оценкой  полученных 
данных  по  Ж.М.  Глозман (1999); 5) методика  исследования  реактивной  и  личностной 
тревожности (опросник  Спилбергера),  экспериментально-психологическая  методика 
изучения фрустрационных реакций (модификация методики С.Розенцвейга, разработан-
ная в НИИ им. В.М. Бехтерева) и «Опросник критических ситуаций» (ОКС), позволяю-
щий дифференцировать психологические особенности коммуникативных ситуаций, кри-
тических для заикающихся людей; 6) специальная аппаратная методика изучения дви-
жений (ходьбы) у заикающихся (система «Биомеханика-2»). Важно заметить, что пред-
лагаемая комплексная система изучения механизмов заикания позволяет объективно со-
поставлять результаты различных методик лечения заикания. В исследовании приняли 
участие 12 заикающихся  испытуемых,  проходящих  речевую  и  личностно-
психологическую коррекцию по методике устойчивой нормализации речи (6 чел. – сис-
тема Л.З. Арутюнян) и по методике групповой логопсихотерапии (6 чел. – система Ю.Б. 
Некрасовой), а также 12 человек с плавной речью (норма). 

Изучение особенностей реагирования в критических коммуникативных ситуациях у 
заикающихся  показало,  что  наиболее  критическими  для  них  являются  типы  ситуаций 
«Публичное общение с большой аудиторией» и «Коммуникация с просьбой/выполнением 
помощи», и по этим же двум типам наблюдается максимальная положительная динамика 
в ходе коррекции. Изучение особенностей поведенческого реагирования заикающихся в 
ситуациях  фрустрации  по  методике  С.  Розенцвейга  показало  преобладание  экстрапуни-
тивных реакций в форме вербальной агрессии, снятия с себя ответственности за преодо-
ление  ситуации  и  низкочастотность  интропунитивных  реакций (характеризующих  на-
правленность реакций субъекта на самого себя, в том числе стремление взять ответствен-
ность за самостоятельное разрешение ситуации). После коррекции снизилось количество 
экстрапунитивных реакций и возросло число реакций с фиксацией на удовлетворении по-
требности, характеризующих интенцию к активному, «действенному» разрешению ситуа-
ции. Изучение тревожности показывает, что как личностная, так и реактивная компонента 
тревожности повышены при заикании и редуцируются в ходе терапии. 

Результаты анализа ССП всех исследованных типов показывают, что волновая фор-
ма  ССП (в  т.ч.  амплитуды  и  латентности  компонентов)  отличается  у  заикающихся  по 
сравнению с нормой, причем возможно выделить тенденции изменения этих параметров в 
динамике  коррекции.  Выявляются  различия  в  дипольной  локализации  ССП  в  объеме 
нервной ткани как при сравнении групп нормы и заикания, так и между фазами коррекции 
в группе заикания. Результаты анализа движений у заикающихся показывают, что многие 
моторные параметры походки и постуральной устойчивости нарушаются при заикании, и 
прежде всего возникают проблемы в динамическом распределении и переключении ком-
понентов действия, в частности, увеличивается относительный период переноса движения 
на двойную опору. Этот компонент действия можно интерпретировать как отражающий 
готовность к движению (шагу). Это позволяет нам говорить о единстве мозговых меха-
низмов моторной и когнитивной готовности в психическом функционировании человека. 
Результаты анализа нейропсихологического исследования показывают, что больше всего 
при  заикании  нарушаются  мнестическая,  нейродинамическая  и  двигательная  сферы,  а 
больше всего нейропсихологических симптомов порождаются нарушениями в работе глу-
бинных и заднелобных структур мозга. При коррекции наибольшую положительную ди-
намику показывают нейродинамическая и мнестическая сферы. 

Таким  образом,  проведенное  исследование  позволило  объективно  рассмотреть 
нейрокогнитивные механизмы заикания и его коррекции. 
Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 793 | Рейтинг: 0.0/0