Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Нейрокогнитивные механизмы заикания: интеграция данных психофизиологии, нейропсихологии, биомеханики и клинической психологии
|
|
Кисельников Андрей Александрович Феномен заикания является одним из наиболее загадочных и интересных в совре- менных когнитивных нейронауках, его изучением занимаются все большее и большее число научных лабораторий по всему миру. Этот дефект речи представляет собой очень сложное, многостороннее, системное нарушение. Имея в своей основе, по-видимому, пер- вичный генетически детерминированный дефект, связанный с фактором речевой готовно- сти, заикание в виде сформировавшегося патологического явления у взрослых людей сис- темно нарушает когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты психической дея- тельности. Очень важной как в научном, так и в прикладном (перспективы создания принципиально новых методик лечения) плане является задача выявления и изучения ме- ханизмов формирования, функционирования и излечивания заикания. Одним из классов таких механизмов являются мозговые механизмы заикания. Изучение мозговых механиз- мов такого многоаспектного феномена должно вестись в русле интеграции подходов и ме- тодов когнитивных нейронаук, таких как психофизиология и нейропсихология. Реализо- ванный в нашем экспериментальном исследовании метод изучения мозговых механизмов заикания и представляет собой такой мульти- и междисциплинарный интегральный под- ход. Особый интерес в системном изучении заикания заключается в том, что оно пред- ставляет собой специфическое нарушение, вскрывающее работу очень тонких, внутрен- них звеньев функциональной системы речи. Это подтверждается большой сложностью феноменологии заикания, его нестабильностью, плохой прогнозируемостью его «включе- ния» и «включения», тесной, интимной связью со многими психологическими перемен- ными. Фундаментальные нейронные механизмы заикания до сих пор неясны, тем не ме- нее, в последние годы появилась возможность изучения патологии этих тонких звеньев функциональной системы речи с помощью объективных методов. В междисциплинарном исследовании нейрокогнитивных механизмов заикания очень продуктивным является лонгитюдное изучение этого феномена в процессе его ус- пешной коррекции (системы Л.З Арутюнян, 1993; Ю.Б. Некрасовой, 1992). В нашей реа- лизации этого подхода мы делали три среза – до основного курса коррекции, после и спустя определенное время поддерживающей терапии. Такой подход позволяет выяв- лять динамические, связанные с обратным развитием и компенсацией заикания звенья и компоненты внутри психологических и нейронных механизмов этого нарушения речи и уточнить пути их перестроек в ходе логопедической и психологической коррекции. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методы, комплекс- ное применение которых в рамках единой экспериментальной парадигмы позволило провести мозговую локализацию дефектных компонентов речевой деятельности и вы- явить их динамику в процессе коррекции заикания: 1) метод регистрации ССП – связан- ных с событиями потенциалов (включая: зрительные вызванные потенциалы, слуховые вызванные потенциалы и потенциалы мозга, связанные с движением); 2) метод фактор- ного анализа ЭЭГ и ССП (Вартанов, 2002); 3) метод локализации источников электриче- ской активности мозга с помощью эквивалентных электрических диполей (программный комплекс BrainLock); 4) метод комплексной нейропсихологической диагностики испы- туемых по схеме А.Р. Лурия с качественной и количественной оценкой полученных данных по Ж.М. Глозман (1999); 5) методика исследования реактивной и личностной тревожности (опросник Спилбергера), экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций (модификация методики С.Розенцвейга, разработан- ная в НИИ им. В.М. Бехтерева) и «Опросник критических ситуаций» (ОКС), позволяю- щий дифференцировать психологические особенности коммуникативных ситуаций, кри- тических для заикающихся людей; 6) специальная аппаратная методика изучения дви- жений (ходьбы) у заикающихся (система «Биомеханика-2»). Важно заметить, что пред- лагаемая комплексная система изучения механизмов заикания позволяет объективно со- поставлять результаты различных методик лечения заикания. В исследовании приняли участие 12 заикающихся испытуемых, проходящих речевую и личностно- психологическую коррекцию по методике устойчивой нормализации речи (6 чел. – сис- тема Л.З. Арутюнян) и по методике групповой логопсихотерапии (6 чел. – система Ю.Б. Некрасовой), а также 12 человек с плавной речью (норма). Изучение особенностей реагирования в критических коммуникативных ситуациях у заикающихся показало, что наиболее критическими для них являются типы ситуаций «Публичное общение с большой аудиторией» и «Коммуникация с просьбой/выполнением помощи», и по этим же двум типам наблюдается максимальная положительная динамика в ходе коррекции. Изучение особенностей поведенческого реагирования заикающихся в ситуациях фрустрации по методике С. Розенцвейга показало преобладание экстрапуни- тивных реакций в форме вербальной агрессии, снятия с себя ответственности за преодо- ление ситуации и низкочастотность интропунитивных реакций (характеризующих на- правленность реакций субъекта на самого себя, в том числе стремление взять ответствен- ность за самостоятельное разрешение ситуации). После коррекции снизилось количество экстрапунитивных реакций и возросло число реакций с фиксацией на удовлетворении по- требности, характеризующих интенцию к активному, «действенному» разрешению ситуа- ции. Изучение тревожности показывает, что как личностная, так и реактивная компонента тревожности повышены при заикании и редуцируются в ходе терапии. Результаты анализа ССП всех исследованных типов показывают, что волновая фор- ма ССП (в т.ч. амплитуды и латентности компонентов) отличается у заикающихся по сравнению с нормой, причем возможно выделить тенденции изменения этих параметров в динамике коррекции. Выявляются различия в дипольной локализации ССП в объеме нервной ткани как при сравнении групп нормы и заикания, так и между фазами коррекции в группе заикания. Результаты анализа движений у заикающихся показывают, что многие моторные параметры походки и постуральной устойчивости нарушаются при заикании, и прежде всего возникают проблемы в динамическом распределении и переключении ком- понентов действия, в частности, увеличивается относительный период переноса движения на двойную опору. Этот компонент действия можно интерпретировать как отражающий готовность к движению (шагу). Это позволяет нам говорить о единстве мозговых меха- низмов моторной и когнитивной готовности в психическом функционировании человека. Результаты анализа нейропсихологического исследования показывают, что больше всего при заикании нарушаются мнестическая, нейродинамическая и двигательная сферы, а больше всего нейропсихологических симптомов порождаются нарушениями в работе глу- бинных и заднелобных структур мозга. При коррекции наибольшую положительную ди- намику показывают нейродинамическая и мнестическая сферы. Таким образом, проведенное исследование позволило объективно рассмотреть нейрокогнитивные механизмы заикания и его коррекции.
| |
|
|
Просмотров: 793 | Рейтинг: 0.0/0 |