Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Нейропсихологические особенности подростков, совершивших преступления
|
|
Мельник Серафима Николаевна Проблема преступности и причин, порождающих преступное поведение, во все времена занимала умы многих ученых. За последние десять лет в России существенно увеличилось количество преступлений, совершаемое несовершеннолетними. Нам представляется важным вопрос учета нейропсихологического фактора при изучении подростковой преступности. Особенности функционирования нервной систе- мы несовершеннолетнего и мозговая организация психических процессов оказывают существенное влияние на психологические черты, а, следовательно, и на их проявлении в общественно опасном поведении, составляя нейрофизиологическую основу крими- нального поведения. Следует отметить, что речь идет не о биологизации некоторых причин преступности, а о влиянии мозговой организации на специфику функционирова- ния и проявления некоторых аспектов преступного поведения. По мнению многих авторов, органический фактор является обязательным этиопа- тогенетическим звеном в механизме формирования девиаций поведения и основное па- тологическое воздействие приходится именно на тот этап онтогенеза, когда еще не за- кончено биологическое созревание, как морфологических структур, так и механизмов функционирования мозга. Характер этих нарушений, преломляя весь ход церебрального развития, не может не находить своего отражения в актуальном состоянии психических процессов и специфике их мозговой организации. Их выявление и анализ должны иметь решающее значение для изучения патогенетических механизмов формирования и регу- ляции антисоциального поведения. Исследования нейропсихологических особенностей правонарушителей весьма не- многочисленны, однако, анализ литературы по интересующей проблеме позволяет пред- полагать, что незрелость или дисфункции определенных областей мозга, могут состав- лять нейрофизиологическую основу асоциального поведения. Чаще всего речь идет о незрелости или дисфункциях лобных и лобно-височных отделов коры головного мозга, составляющих морфологическую основу третьего функционального блока мозга, кото- рый обеспечивает контроль, регуляцию и программирование своей деятельности. В проведённом нами исследовании были изучены нейропсихологические особен- ности подростков-правонарушителей, отбывающих наказание в одной из воспитатель- ных колоний Иркутской области. Для изучения исследуемого нами явления была ис- пользована батарея нейропсихологических тестов, основанная на схеме нейропсихоло- гического исследования Е.Д. Хомской. В исследовании принимали участие 26 воспитанников в возрасте от 14 до 18 лет, большую часть (15 человек) составляют воспитанники в возрасте семнадцати лет. До поступления в исправительное учреждение 16 испытуемых обучались в школе, 6 окон- чили начальную школу и работали, 4 испытуемых не работали и не учились. Большую часть воспитанников 20 человек (77%) составили выходцы из неполных семей со средним и низким материальным достатком, процент судимостей в семьях со- ставил 79%. В исследуемой группе на первый план выступают нарушения внимания и мысли- тельной деятельности. Внимание отличается низкой степенью концентрации и переключаемости у 12 воспитанников (45,8%). Успешность выполнения заданий на опосредованное запоминание составляет 43,5% что может объясняться несколько сниженной способностью к абстрагированию. Операции анализа и синтеза несколько затруднены. Процессы установления логи- ческих связей и отношений доступны, однако продуктивность выполнения такого рода заданий составляет 55%. Ошибочные решения при выполнении экспериментальных заданий на счетные операции составили 43,4%, что в большинстве наблюдений связано с упрощением про- граммы действий, неспособностью составить внутренний план действий, наличием пер- севераторных ошибок и колебанием внимания. Следует обратить внимание на ряд интегративных параметров, одним из которых является оценка состояния нейродинамической составляющей психических процессов. Ее недостаточность различной степени имела место в 62,5% случаев и наиболее часто выражалась в колебаниях внимания, активности и работоспособности, феноменах нару- шения избирательности психических процессов. Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем говорить о заинтересованности лобных зон коры головного мозга, которые входят в структуру третьего функционального блока мозга, обеспечивающего программирование, регуля- цию и контроль деятельности и составляющего нейрофизиологическую основу социаль- но приемлемых форм поведения. Исследования в данной области могут использоваться в психологическом консуль- тировании по проблемам преступности в подростковой среде, дадут материал для про- ведения комплексных судебно-психиатрических экспертиз, позволит более продуктивно проводить коррекцию данного типа девиантного поведения. | |
|
|
Просмотров: 695 | Рейтинг: 0.0/0 |