Главная » Статьи » Психология и педагогика

Нейропсихологические особенности подростков, совершивших преступления


Мельник Серафима Николаевна 

Проблема  преступности  и  причин,  порождающих  преступное  поведение,  во  все 
времена занимала умы многих ученых. За последние десять лет в России существенно 
увеличилось количество преступлений, совершаемое несовершеннолетними. 
Нам  представляется  важным  вопрос  учета  нейропсихологического  фактора  при 
изучении подростковой преступности. Особенности функционирования нервной систе-
мы  несовершеннолетнего  и  мозговая  организация  психических  процессов  оказывают 
существенное влияние на психологические черты, а, следовательно, и на их проявлении 
в  общественно  опасном  поведении,  составляя  нейрофизиологическую  основу  крими-
нального  поведения.  Следует  отметить,  что  речь  идет  не  о  биологизации  некоторых 
причин преступности, а о влиянии мозговой организации на специфику функционирова-
ния и проявления некоторых аспектов преступного поведения. 

По мнению многих авторов, органический фактор является обязательным этиопа-
тогенетическим звеном в механизме формирования девиаций поведения и основное па-
тологическое воздействие приходится именно на тот этап онтогенеза, когда еще не за-
кончено  биологическое  созревание,  как  морфологических  структур,  так  и  механизмов 
функционирования мозга. Характер этих нарушений, преломляя весь ход церебрального 
развития, не может не находить своего отражения в актуальном состоянии психических 
процессов и специфике их мозговой организации. Их выявление и анализ должны иметь 
решающее значение для изучения патогенетических механизмов формирования и регу-
ляции антисоциального поведения. 

Исследования нейропсихологических особенностей правонарушителей весьма не-
многочисленны, однако, анализ литературы по интересующей проблеме позволяет пред-
полагать, что незрелость или дисфункции определенных областей мозга, могут состав-
лять  нейрофизиологическую  основу  асоциального  поведения.  Чаще  всего  речь  идет  о 
незрелости или дисфункциях лобных и лобно-височных отделов коры головного мозга, 
составляющих морфологическую основу третьего функционального блока мозга, кото-
рый обеспечивает контроль, регуляцию и программирование своей деятельности. 
В проведённом нами исследовании были изучены нейропсихологические особен-
ности  подростков-правонарушителей,  отбывающих  наказание  в  одной  из  воспитатель-
ных  колоний  Иркутской  области.  Для  изучения  исследуемого  нами  явления  была  ис-
пользована батарея нейропсихологических тестов, основанная на схеме нейропсихоло-
гического исследования Е.Д. Хомской. 

В исследовании принимали участие 26 воспитанников в возрасте от 14 до 18 лет, 
большую  часть (15 человек)  составляют  воспитанники  в  возрасте  семнадцати  лет.  До 
поступления в исправительное учреждение 16 испытуемых обучались в школе, 6 окон-
чили начальную школу и работали, 4 испытуемых не работали и не учились. 

Большую часть воспитанников 20 человек (77%) составили выходцы из неполных 
семей со средним и низким материальным достатком, процент судимостей в семьях со-
ставил 79%. 

В исследуемой группе на первый план выступают нарушения внимания и мысли-
тельной деятельности. 

Внимание  отличается  низкой  степенью  концентрации  и  переключаемости  у 12 
воспитанников (45,8%). 

Успешность  выполнения  заданий  на  опосредованное  запоминание  составляет 
43,5% что может объясняться несколько сниженной способностью к абстрагированию. 
Операции анализа и синтеза несколько затруднены. Процессы установления логи-
ческих связей и отношений доступны, однако продуктивность выполнения такого рода 
заданий составляет 55%. 

Ошибочные  решения  при  выполнении  экспериментальных  заданий  на  счетные 
операции составили 43,4%, что в большинстве наблюдений связано с упрощением про-
граммы действий, неспособностью составить внутренний план действий, наличием пер-
севераторных ошибок и колебанием внимания. 

Следует обратить внимание на ряд интегративных параметров, одним из которых 
является оценка состояния нейродинамической составляющей психических процессов. 
Ее недостаточность различной степени имела место в 62,5% случаев и наиболее часто 
выражалась в колебаниях внимания, активности и работоспособности, феноменах нару-
шения избирательности психических процессов. 

Таким  образом,  на  основании  проведенного  исследования  мы  можем  говорить  о 
заинтересованности  лобных  зон  коры  головного  мозга,  которые  входят  в  структуру 
третьего  функционального  блока  мозга,  обеспечивающего  программирование,  регуля-
цию и контроль деятельности и составляющего нейрофизиологическую основу социаль-
но приемлемых форм поведения. 

Исследования в данной области могут использоваться в психологическом консуль-
тировании по проблемам преступности в подростковой среде, дадут материал для про-
ведения комплексных судебно-психиатрических экспертиз, позволит более продуктивно 
проводить коррекцию данного типа девиантного поведения. 

Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 695 | Рейтинг: 0.0/0