Главная » Статьи » Психология и педагогика

Некоторые особенности личности близоруких в контексте психосоматики

 
Близорукость (миопия, с греческого myo – прищуриваю, opsis – зрение) является 
наиболее часто встречающимся заболеванием глаз, настолько часто, что статистически 
это  считается  нормальным,  причем  частота  встречаемости  заболевания  возрастает  со-
размерно темпам научно-технического прогресса. 

Факторы, влияющие на становление и развитие близорукости, многочисленны, что 
способствует появлению различных точек зрения на природу заболевания. Так, сущест-
вовала точка зрения о приоритетной роли наследственности в развитии миопии. Не от-
рицая  роль  наследственной  предрасположенности  в  формировании  миопического  рас-
стройства, все же следует признать, что точка зрения о средовых факторах близорукости 
имеет большее фактологическое обоснование. 

Целью  данной  работы  стало  обобщение  немногочисленных  попыток  объяснения 
взаимосвязи,  взаимообусловленности  особенностей  психического  отражения  действи-
тельности и близорукости. 

Выяснение механизмов взаимовлияния болезни и психики, как известно, непосред-
ственная задача психосоматики. Поэтому, в первую очередь, нас заинтересовало, суще-
ствует  ли  объяснение  психогении  расстройств  органа  зрения,  предлагаемое  в  рамках 
этого подхода. 

В психосоматике миопия – функциональное расстройство глаза .Согласно В. Рай-
ху, напряжение в мышцах тела можно обнаружить в семи кругах «мышечной брони», 
пересекающих тело, в том числе и на уровне глаз. Мышечное напряжение изолирует че-
ловека от неприятных эмоций. Можно предположить, что характерный признак близо-
рукости – прищуривание – и представляет собой барьер, устраняющий или сводящий до 
минимума неоконченные эмоциональные переживания.[1]. 

А.Лоуэн видел причины мышечного напряжения на уровне глаз в эмоции страха,  а 
точнее, в её подавлении. Он сравнивал близорукий глаз, широко открытый и неподвижный, 
с глазом, находящимся в состоянии шока, страха. Причинами страха Лоуэн видел в нега-
тивном, агрессивном отношении матери к ребенку в детстве. Причем развитие близоруко-
сти происходит при невозможности отреагировать этот страх в плаче, крике или гневе.[]. 
Основатель онтопсихологии А. Менегетти рассматривал здоровье как «своеобраз-
ное течение энергии, которая, проходя через множество различных частей, сходится в 
единой точке, интегрируется в единое целое. Когда одна из точек многообразия переста-
ет быть точкой приема и передачи энергетического или жизненного импульса, индивид 
испытывает  страдание,  боль.  Это  происходит  и  в  случае  близорукости: «если  субъект 
слишком остро переживает определенные моменты, ситуации, связанные с конкретными 
людьми,  бессознательно  он  способен  понизить  силу  зрения (миопия): «раз  я  не  вижу, 
значит, я не виноват».[3]. 

Как можно заметить, все авторы едины во мнении, что стойкое снижение остроты 
зрения  является  своеобразным  защитным  механизмом,  предохраняющим  человека  от 
неприятных событий и обстоятельств жизни, чувства вины. 

Публикация  эмпирических  же  исследований,  подтверждающих  или  опровергаю-
щих данные предположения, не обнаружено. 

Небольшое  число  экспериментальных  исследований  существует  и  в  отношении 
вопроса специфических психологических особенностей близоруких людей. 
Влияние миопии на характер и поведение детей отмечает В.Р. Ермаков: они стано-
вятся рассеянными, горбятся при рассматривании рисунков, часто жалуются на голов-
ные боли и боли в глазах, усталость, расплывчатость предметов. [4]. 

Нарушение  зрения  обуславливает  своеобразие  в  формировании  зрительного  вос-
приятия, оно отличается неполнотой, фрагментарностью образов. Итак, зрительное вос-
приятие  близоруких  характеризуется  неопределенностью,  расплывчатостью  образов, 
меньшей их детализированностью, схематизмом, тенденцией к объединению разрознен-
ных объектов в единый образ, большей ориентацией, по сравнению с восприятием оф-
тальмологически здоровых людей, на цвет, светлоту объекта, чем на его форму. [5]. 

Интересные данные были получены в эмпирическом исследовании влияния близо-
рукости  на  личность  ребенка.[6].  Так,  обнаружено,  что  больше  чем  у  половины  детей 
10–14  лет,  с  прогрессирующей  близорукостью  разной  величины  в  рисунках  человека 
встречаются «слепые лица», либо «слепые глаза», либо на глазах сделан акцент, что по-
зволяет говорить о концентрации личностных проблем именно в области зрении. 

Также были обнаружены черты личностной тревожности, свойственные всем де-
тям, понятие «Я» окрашено отрицательно у половины испытуемых, что может говорить 
о  низкой  самооценке,  недовольстве  собой,  своей  внешностью.  Эти  дети  испытывают 
трудности в общении в силу своей, как им кажется, неинтересности, малозначимости, 
малоценности. Боязнь отрицательной оценки заставляет идти по пути ограничения кон-
тактов с другими людьми. Такие дети пассивны, негативно оценивают свое будущее. У 
них отмечаются сложные отношения с родителями, одноклассниками и учителями. Об-
наруживается  переживание  в  отношении  успеваемости  в  школе.  Анализ  графического 
исполнения может говорить о жесткости, ригидности, ограниченности средств выполне-
ния деятельности и сниженности творческих возможностей.[5]. 

Глаза, как известно, в действительности выполняют двойную функцию: являются 
органом зрения и контакта. Так, экспериментально установлено, что близорукие имеют 
низкий уровень представлений о мимике, жестах, позах, по сравнению с нормальнови-
дящими  людьми.  Человек  с  нарушением  зрения  имеет  малый  опыт  распознавания  и 
идентификации эмоций, его представления о мимике носят ситуативный, необобщенный 
характер. [5]. 

Немногочисленные теоретические и эмпирические исследования в области психо-
логии близоруких показывают, что причиной близорукости являются не только анатомо-
физиологические факторы, но и психологические механизмы. Теоретические же поло-
жения психосоматического объяснения их действия определяет область дальнейших ис-
следований. 

Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 2825 | Рейтинг: 2.0/1