Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Некоторые особенности личности близоруких в контексте психосоматики
|
|
Близорукость (миопия, с греческого myo – прищуриваю, opsis – зрение) является наиболее часто встречающимся заболеванием глаз, настолько часто, что статистически это считается нормальным, причем частота встречаемости заболевания возрастает со- размерно темпам научно-технического прогресса. Факторы, влияющие на становление и развитие близорукости, многочисленны, что способствует появлению различных точек зрения на природу заболевания. Так, сущест- вовала точка зрения о приоритетной роли наследственности в развитии миопии. Не от- рицая роль наследственной предрасположенности в формировании миопического рас- стройства, все же следует признать, что точка зрения о средовых факторах близорукости имеет большее фактологическое обоснование. Целью данной работы стало обобщение немногочисленных попыток объяснения взаимосвязи, взаимообусловленности особенностей психического отражения действи- тельности и близорукости. Выяснение механизмов взаимовлияния болезни и психики, как известно, непосред- ственная задача психосоматики. Поэтому, в первую очередь, нас заинтересовало, суще- ствует ли объяснение психогении расстройств органа зрения, предлагаемое в рамках этого подхода. В психосоматике миопия – функциональное расстройство глаза .Согласно В. Рай- ху, напряжение в мышцах тела можно обнаружить в семи кругах «мышечной брони», пересекающих тело, в том числе и на уровне глаз. Мышечное напряжение изолирует че- ловека от неприятных эмоций. Можно предположить, что характерный признак близо- рукости – прищуривание – и представляет собой барьер, устраняющий или сводящий до минимума неоконченные эмоциональные переживания.[1]. А.Лоуэн видел причины мышечного напряжения на уровне глаз в эмоции страха, а точнее, в её подавлении. Он сравнивал близорукий глаз, широко открытый и неподвижный, с глазом, находящимся в состоянии шока, страха. Причинами страха Лоуэн видел в нега- тивном, агрессивном отношении матери к ребенку в детстве. Причем развитие близоруко- сти происходит при невозможности отреагировать этот страх в плаче, крике или гневе.[]. Основатель онтопсихологии А. Менегетти рассматривал здоровье как «своеобраз- ное течение энергии, которая, проходя через множество различных частей, сходится в единой точке, интегрируется в единое целое. Когда одна из точек многообразия переста- ет быть точкой приема и передачи энергетического или жизненного импульса, индивид испытывает страдание, боль. Это происходит и в случае близорукости: «если субъект слишком остро переживает определенные моменты, ситуации, связанные с конкретными людьми, бессознательно он способен понизить силу зрения (миопия): «раз я не вижу, значит, я не виноват».[3]. Как можно заметить, все авторы едины во мнении, что стойкое снижение остроты зрения является своеобразным защитным механизмом, предохраняющим человека от неприятных событий и обстоятельств жизни, чувства вины. Публикация эмпирических же исследований, подтверждающих или опровергаю- щих данные предположения, не обнаружено. Небольшое число экспериментальных исследований существует и в отношении вопроса специфических психологических особенностей близоруких людей. Влияние миопии на характер и поведение детей отмечает В.Р. Ермаков: они стано- вятся рассеянными, горбятся при рассматривании рисунков, часто жалуются на голов- ные боли и боли в глазах, усталость, расплывчатость предметов. [4]. Нарушение зрения обуславливает своеобразие в формировании зрительного вос- приятия, оно отличается неполнотой, фрагментарностью образов. Итак, зрительное вос- приятие близоруких характеризуется неопределенностью, расплывчатостью образов, меньшей их детализированностью, схематизмом, тенденцией к объединению разрознен- ных объектов в единый образ, большей ориентацией, по сравнению с восприятием оф- тальмологически здоровых людей, на цвет, светлоту объекта, чем на его форму. [5]. Интересные данные были получены в эмпирическом исследовании влияния близо- рукости на личность ребенка.[6]. Так, обнаружено, что больше чем у половины детей 10–14 лет, с прогрессирующей близорукостью разной величины в рисунках человека встречаются «слепые лица», либо «слепые глаза», либо на глазах сделан акцент, что по- зволяет говорить о концентрации личностных проблем именно в области зрении. Также были обнаружены черты личностной тревожности, свойственные всем де- тям, понятие «Я» окрашено отрицательно у половины испытуемых, что может говорить о низкой самооценке, недовольстве собой, своей внешностью. Эти дети испытывают трудности в общении в силу своей, как им кажется, неинтересности, малозначимости, малоценности. Боязнь отрицательной оценки заставляет идти по пути ограничения кон- тактов с другими людьми. Такие дети пассивны, негативно оценивают свое будущее. У них отмечаются сложные отношения с родителями, одноклассниками и учителями. Об- наруживается переживание в отношении успеваемости в школе. Анализ графического исполнения может говорить о жесткости, ригидности, ограниченности средств выполне- ния деятельности и сниженности творческих возможностей.[5]. Глаза, как известно, в действительности выполняют двойную функцию: являются органом зрения и контакта. Так, экспериментально установлено, что близорукие имеют низкий уровень представлений о мимике, жестах, позах, по сравнению с нормальнови- дящими людьми. Человек с нарушением зрения имеет малый опыт распознавания и идентификации эмоций, его представления о мимике носят ситуативный, необобщенный характер. [5]. Немногочисленные теоретические и эмпирические исследования в области психо- логии близоруких показывают, что причиной близорукости являются не только анатомо- физиологические факторы, но и психологические механизмы. Теоретические же поло- жения психосоматического объяснения их действия определяет область дальнейших ис- следований. | |
|
|
Просмотров: 2825 | Рейтинг: 2.0/1 |