Главная » Статьи » Психология и педагогика

О внутренней логике становления действия ребенка – от исполнительности к вы- разительности


Проблема становления действия (орудийного, предметного, произвольного, совме-
стного, совокупного, продуктивного) в культурно-исторической психологии разрабаты-
валась  исследователями  применительно  к  разным  проблем  теоретической  психологии, 
но общим для всех являлось нахождение источников, генетических корней возникнове-
ния тех или иных действий, с последующим изучением их содержания, структуры и ди-
намики  онто-  и  функционалгенеза (Н.А.Бернштейн,  Л.С.Выготский,  П.Я.Гальперин, 
А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин и др.). В данной работе делается попытка 
теоретического  рассмотрения  обобщенной  внутренней  логики  становления  действия, 
которая может быть гипотетически применена и к изучению выразительных действий. 

Концепция внутренней логики развития действия ребенка опирается на положение 
об  изначально  заданной  идеальной  форме,  которая  осваивается  ребенком  в  совместной 
деятельности со взрослым. Впервые П.Я.Гальперин указывает на принципиальное отли-
чие  орудийных  операций  у  человека  и  вспомогательных  средств  у  животных.  Вслед  за 
ним, Д.Б.Эльконин говорит о том, что превращения «ручной» операции в «орудийную» 
действительно происходит, но под влиянием приспособления не к физическим свойствам 
орудия, а к тому образцу, который предлагает взрослый; и в качестве единицы развития 
выдвигает совокупное действие взрослого и ребенка, выделяя его двуликость (операцио-
нально-техническую  и  мотивационно-потребностную  части),  которая  затем  найдет  свое 
отражение в периодизации психического развития. Б.Д.Эльконин разрабатывает понятие 
продуктивного действия и одного из этапов его становления – пробного действия. 

На  основе  этих  исследований  и  теоретических  конструктов  разрабатываются  ос-
новные положения и законы психологии развития. При этом, как отметил В.В.Давыдов, 
психологам и педагогам при разработке ими основ теории обучения следует иметь ввиду 
«феномен каждый раз заново решаемой двигательной задачи и приобретения соответст-
вующего навыка» [выделенный Н.А.Бернштейном – М.C.], упражнение – «повторение 
без повторения», «движение не воспроизводится, а каждый раз строится» [6, c.136]. Уп-
ражнение повторяет не средство решения двигательной задачи, а процесс решения [3, 
с.289]. В теории построения движений Н.А.Бернштейн выделил пять психофизиологиче-
ский уровней построения движения и основной механизм построения движения – прин-
цип сенсорных коррекций. Именно через повторение необходимо и возможно составить 
«словарик»  для  всех  предстоящих «перешифровок» [2, с.758].  В  разработанной 
А.В.Запорожцом теории генеза произвольных движений и исследовании его сотрудни-
ков  было  показано,  что  для  того  чтобы  движение  стало «произвольно  управляемым, 
должно  стать  ощущаемым» [7, с.672].  И  только  впоследствии  становится  возможным 
следующее – в процессе построение навыка «… имеет место один абсолютно всеобщий 
закон: во-первых, в какой-то момент эти умения постигаются сразу, как будто каким-то 
озарением, и, во-вторых, раз уловленное умение этого рода не утрачивается больше ни-
когда,  пожизненно…» [выдел. – М.С.; 2, с.765].  Мы  предполагаем,  что  идеи 
Н.А.Бернштейна об автоматизации навыка как качественного скачка, перелома, «осене-
ния», восклицания «ага!» [2, с.774] вопреки механистической точке зрения, изначальная 
активность субъекта и ограничение «избыточных степеней свободы» движущегося орга-
на – это  необходимые  и  основные условия возможности  становления  выразительного 
движения (действия). 

Но для рассмотрения этого вопроса необходимо обращение к еще одной области 
психологической науки, а именно психологии искусства. Л.С.Выготский главную задачу 
построения психологии искусства видел в том, «чтобы теоретическая и прикладная пси-
хология искусства вскрыла все те механизмы, которые движут искусством» [5]. Едини-
цей  анализа  психологии  искусства  является  само  произведение  искусства. 

Л.С.Выготским был разработан метод исследования в области психологии искусства «от 
формы  художественного  произведения  через  функциональный  анализ  ее  элементов  и 
структуры к воссозданию эстетической реакции и к установлению ее общих законов» 
[5]. Таким образом, на примере анализа художественного текста, им было выявлено об-
щее  противоречие,  заключенное  в  любом  произведении  искусства – «противополож-
ность  в  строении  художественной  формы  и  содержания  и  есть  основа  катартического 
действия  эстетической  реакции» [5]. Овладение  художественной  формой – техникой 
движения, двигательным навыком, который формируется в процессе обучения (создание 
концептуальной модели, содержащей знание о двигательной задаче, средствах и спосо-
бах ее решения и определяющей ее смысл в сфере деятельности ученика [4, с.118]), уп-
ражнения (создание предпосылки для автоматизации движений [4, с.118]) и тренировки 
(стабилизация двигательного навыка [4, с.118]) и содержанием – «ролью», имеет свою 
динамику развития в процессе обучения (в широком смысле слова) ребенка. 

Результаты исследований построения движения и исследования в области психо-
логии искусства могут являться отправным моментом для постановки проблемы станов-
ления выразительного движения. Другими словами, ребенок осваивает новое движение 
или действие, и в какой-то момент вы замечаете «блеск» в его глазах – это тот критерий, 
который нельзя измерить стандартизованными методами, но именно вскрытие механиз-
мов  его  возникновения – ключ  к  проблеме  становления  выразительного  движения,  а 
именно «выразительное движение – лишь внешнее проявление уже имеющегося чувст-
ва,  а  не  способ  его  существования,  формирования  и  развития» [7, с.666]  и – «чувства 
разрешаются в выразительных движениях» [5]. 

Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 466 | Рейтинг: 0.0/0