Главная » Статьи » Психология и педагогика

Образ-Я государства в международных отношениях


Для описания личностной идентичности необходимо описание так называемой Я-
концепции, в то время как для  определения социальной идентичности необходимо вы-
явление всех связей личности со своей группой.  

Я-образы специфичны и изменяются от одной ситуации к другой. Однако, человек 
обладает устойчивым набором качеств, по которым он определяет себя как неповтори-
мого и этот набор называется Я-концепцией. Таким образом, гибкость основана на спо-
собности людей формировать Я-образы, а относительное постоянство человека, обеспе-
чивается благодаря устойчивой Я-концепции (Шибутани, 1999, с.182). 

Для описания адаптивной функции Я-концепции обычно используют понятие «си-
туативные  Я-образы».  При  возникновении  проблемной  ситуации,  у  человека  должен 
возникнуть его ситуативный Я-образ, предназначенный для процесса адаптации в дан-
ной ситуации. В дальнейшем, данный Я-образ может воспроизводиться в подобной си-
туации, но в силу уникальности и изменчивости условий, как правило, происходит вы-
работка новых ситуативных Я-образов. 

Таким  образом,  Я-образы  являются  теми  оперативными  актуализациями  различ-
ных аспектов Я-концепции, которые непосредственно участвуют в реальной жизнедея-
тельности человека. Гибко меняясь, они обеспечивают адаптацию к меняющимся усло-
виям жизни. Однако изменения этих оперативных Я-образов вызывают только те ситуа-
ции, которые являются для личности проблемными. Ситуативные и являющиеся устой-
чивой подструктурой Я-концепции Я-образы представляют собой единую структурную 
целостность.  

В  западной  психологии  международных  отношений  применяется  метафора  Я-
концепции  государства.  Данная  проблематика  в  России  представлена  в  работах 
И.Ю. Киселева и А.Г. Смирновой. Рассматривая  два основных подхода возможного ре-
шения  проблемы  онтологии  государства:  с  одной  стороны,  попытка  объективировать 
государство через деятельность политических лидеров на международной арене, а с дру-
гой, его антропоморфизацию; авторы делают упор на втором подходе. Основывая свой 
взгляд на конструктивизме А. Вендта, который утверждал, что «государства – тоже лю-
ди…» (Киселев, 2003a, с.7) они считают, что государства, выступающие как коллектив-
ные субъекты, являются целенаправленными акторами, наделенными чувством «Я». Ки-
селев предлагает использовать термин «Я-образ», что становится возможным в силу та-
кой особенности внешнеполитического взаимодействия как «маниакальная» персонифи-
кация.  Этот  образ-Я  представляют  легитимные  субъекты  международных  отношений, 
которые имеют право  выступать от имени государства: президент, министр иностран-
ных дел, статус которых официально закреплен в концепциях внешней политики стра-
ны.  

Политический лидер выступает в роли проводника Я-концепции государства, как 
семантического  знания,  реализуемого  в  виде  ситуативных  Я-образов,  которые  генери-
руются им в процессе познания места и роли своей страны в международной системе. 
Формирование ситуативного образа-Я происходит за счет включения Я-концепции в ак-
туальное  событие. «Ситуативный  Я-образ  рождается  в  результате «подгонки»  Я-
концепции к наличествующим обстоятельствам, осуществляемой лидером государства» 
(Киселев, 2003b, с.52). Образы, вначале, являясь ситуативными, затем интегрируются в 
Я-концепцию и становятся устойчивыми. Я-концепция с трудом поддается изменениям, 
более того, она им сопротивляется. 

В.В. Разуваев отмечает, что международные отношения строятся не только на ос-
нове общения политических лидеров, но также и на всех уровнях взаимодействия. С це-
лью  схематично  отобразить  данную  структуру,  можно  выделить  как  минимум  четыре 
основных  уровня  взаимодействия. 1) Уровень  общества.  Этот  уровень  заключается  в 
общении  и  взаимодействии  граждан  различных  стран,  в  том  числе  взаимодействие  в 
науке, экономике, праве, культуре, спорте и других сферах жизни. 2) Уровень политиче-
ской  элиты  и  лидеров  массового  сознания.  Структура  политической  элиты,  превали-
рующие в ней взгляды, поведение отдельных политиков той или иной страны влияют на 
её образ в других странах. 3) Политический истеблишмент или группа принятия реше-
ний. Именно на этом уровне в коллективной форме принимаются внешнеполитические 
решения. 4) Личностный уровень межгосударственного взаимодействия. На этом уровне 
взаимодействия  главную  роль  играет  личность  человека,  представляющего  своё  госу-
дарство на международной арене, влияние самовосприятия государства на его личную 
Я-концепцию (Разуваев, 1994).  

В соответствие с данной классификацией нами было выдвинуто предположение о 
том, что образ-Я государства можно представить подобным же образом. Выделив четы-
ре основных уровня идентификации политика с государством, зависящих от контекста 
межгосударственного взаимодействия, мы можем проследить ситуации, в которых уро-
вень идентификации выступающего политика не определен (не понятно от чьего лица 
выступает политик – выражает мнение общества, мнение какого-либо ведомства/партии, 
официальную позицию государства или, вообще, личное мнение, что часто бывало, на-
пример, после заявлений Н.С. Хрущева и других политиков) и определить, с помощью 
психологических методик (напр.: контент-анализ), на каком уровне идентичности в дан-
ном контексте/ситуации находится политик. Таким образом, Я-образ государства можно 
изучать на четырех уровнях ситуативных образов: 1) уровень массового сознания (сте-
реотипы, социальные представления и т.п.), 2) ведомственный уровень (для политиков 
реально принимающих участие в принятии решений), 3) уровень политического истеб-
лишмента, узкой группы, ответственной за принятие первоочередных решений (в каче-
стве модели в России мы берем Совет Безопасности РФ), 4) личностный уровень (уро-
вень личных интересов, индивидуальных представлений). 

Таким  образом,  государство,  представляемое  на  международной  арене  членами 
группы принятия решения, как и всякий коллективный субъект обладает образом себя, 
Я-концепцией, состоящей, по крайней мере, из четырех основных групп ситуативных Я-
образов, соответствующих основным уровням межгосударственного взаимодействия.
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 1071 | Рейтинг: 0.0/0