Главная » Статьи » Психология и педагогика

Оппозиции в психической жизни


Оппозиции в психическом функционировании изучаются в рамках таких концеп-
ций как теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, принцип конгруэнтности Ч. Ос-
гуда и П. Танненбаума, теория личностных конструктов Дж. Келли, аналитическая пси-
хология К. Г. Юнга, концепция персонификаций Г. Салливана и др. 

Как оказалось, в психологической реальности имеет место сосуществование оппози-
ций. Поскольку человек способен сознавать, понимать происходящее вовне и внутри него 
самого, он в какой-то момент сталкивается с парами оппозиций или дилеммами, которые 
принципиально не могут быть разрешены посредством нивелирования одного из полюсов. 
Он вынужден как-то понять для себя ситуацию сосуществования оппозиций. 

Оппозиции сосуществуют, и это порождает интересные феномены, происходящие 
при попытке их синтеза. Так, интеграция противоположных аспектов себя характеризует 
процесс индивидуации (К. Г. Юнг); по мере взросления противоположные персонифи-
цированные образы сливаются, образуя более комплексные персонификации (Г. Салли-
ван); при попытке синтеза двух значимых, но оппозиционных переживаний (ситуаций) 
возникает феномен перехода к другой полярности (к другой паре оппозиций) – феномен 
движения оппозиций (Г. Херманс). 

С оппозициями можно работать в ходе психологического консультирования, помо-
гая клиенту принять и осмыслить оба оппозиционных полюса значимой для него поляр-
ности (Б. Джонсон, Дж. Хёрст). 

Осознание, понимание реальности существования в мире и себе самом противопо-
ложных на первый взгляд вещей является важным фактором развития личности; качест-
во такого осмысления может свидетельствовать о продвижении на этом пути. 

С  другой  стороны,  наряду  с  репрезентацией  сосуществования  оппозиций  можно 
рассматривать  сосуществование  оппозиционных  репрезентаций.  Так,  согласно  Е.  В. 
Улыбиной в обыденном сознании сосуществуют образ правильного (справедливого) ми-
ра и образ неправильного (о нарушении запретов) мира. Для каждого отдельного чело-
века обыденное (общественное) сознание проявляется в его индивидуальном сознании. 
И здесь возникает вопрос о степени ассимиляции человеком в свое сознание этих двух 
противоположных репрезентаций мира без их взаимного уничтожения. 

Таким  образом,  познание (осмысление,  понимание)  безусловно  тесно  связано  с 
личностным развитием, и связь эта представляется организованной по принципу герме-
невтического круга: определенное понимание может происходить только на определен-
ном уровне личностного развития, который может быть достигнут только при достиже-
нии этого понимания. 
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 537 | Рейтинг: 0.0/0