Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Оппозиции в психической жизни
|
|
Оппозиции в психическом функционировании изучаются в рамках таких концеп- ций как теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, принцип конгруэнтности Ч. Ос- гуда и П. Танненбаума, теория личностных конструктов Дж. Келли, аналитическая пси- хология К. Г. Юнга, концепция персонификаций Г. Салливана и др. Как оказалось, в психологической реальности имеет место сосуществование оппози- ций. Поскольку человек способен сознавать, понимать происходящее вовне и внутри него самого, он в какой-то момент сталкивается с парами оппозиций или дилеммами, которые принципиально не могут быть разрешены посредством нивелирования одного из полюсов. Он вынужден как-то понять для себя ситуацию сосуществования оппозиций. Оппозиции сосуществуют, и это порождает интересные феномены, происходящие при попытке их синтеза. Так, интеграция противоположных аспектов себя характеризует процесс индивидуации (К. Г. Юнг); по мере взросления противоположные персонифи- цированные образы сливаются, образуя более комплексные персонификации (Г. Салли- ван); при попытке синтеза двух значимых, но оппозиционных переживаний (ситуаций) возникает феномен перехода к другой полярности (к другой паре оппозиций) – феномен движения оппозиций (Г. Херманс). С оппозициями можно работать в ходе психологического консультирования, помо- гая клиенту принять и осмыслить оба оппозиционных полюса значимой для него поляр- ности (Б. Джонсон, Дж. Хёрст). Осознание, понимание реальности существования в мире и себе самом противопо- ложных на первый взгляд вещей является важным фактором развития личности; качест- во такого осмысления может свидетельствовать о продвижении на этом пути. С другой стороны, наряду с репрезентацией сосуществования оппозиций можно рассматривать сосуществование оппозиционных репрезентаций. Так, согласно Е. В. Улыбиной в обыденном сознании сосуществуют образ правильного (справедливого) ми- ра и образ неправильного (о нарушении запретов) мира. Для каждого отдельного чело- века обыденное (общественное) сознание проявляется в его индивидуальном сознании. И здесь возникает вопрос о степени ассимиляции человеком в свое сознание этих двух противоположных репрезентаций мира без их взаимного уничтожения. Таким образом, познание (осмысление, понимание) безусловно тесно связано с личностным развитием, и связь эта представляется организованной по принципу герме- невтического круга: определенное понимание может происходить только на определен- ном уровне личностного развития, который может быть достигнут только при достиже- нии этого понимания.
| |
|
|
Просмотров: 537 | Рейтинг: 0.0/0 |