Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Особенности иерархии ценностных ориентаций старшеклассников эксперимен- тальных и обычных классов
|
|
Юношеский возраст характеризуется становлением ценностных ориентаций лич- ности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направ- ленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим лю- дям, к самому себе, основу мировоззрения. Изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой изменения в ценностных ориентациях. При размытой системе ценно- стей, старшекласснику сложно сориентироваться и выстроить свою систему ценностей. Особую остроту сегодня приобретают изучение изменений, происходящих в сознании современных юношей и девушек. Это обуславливает актуальность нашего исследования. Предметом исследования являются ценностные ориентации старшеклассников. Целью нашего исследования стало выявление иерархии ценностей представленную в сознании старшего школьника и расхождение между "ценным” и "доступным” в ос- новных жизненных сферах. Исследование проводилось с помощью методики Фанталовой Е. Б., с целью выявле- ния иерархии ценностей и расхождение меж- ду "ценным” и "доступным”. Индекс расхо- ждения является индикатором внутренних конфликтов в мотивационной сфере лично- сти школьника. Исследование особенностей ценност- ных ориентаций позволило выявить, что в целом учащиеся старших классов, независи- мо от того, обучаются ли они в лицейских или общеобразовательных классах, имеют схожую иерархию ценностей. Доминирую- щими являются следующие ценности: счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хо- роших и верных друзей. Иерархия ценностей в лицейских и общеобразовательных классах Ценности. 1.Активная, деятельная жизнь. 2.Здоровье (физическое и психическое). 3.Интересная работа. 4.Красота природы и искусства. 5.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). 6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем). 7. Наличие хороших и верных друзей. 8. Уверенность в себе ( свобода от внутренних противоречий, сомнений). 9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры). 10. Свобода как независимость в поступках и действиях. 11. Счастливая семейная жизнь. 12. Творчество (возможность творческой деятельности). Ценностные ориентации старшеклассников различаются в зависимости от пола. Для юношей наибольшую ценность представляют счастливая семейная жизнь, любовь и наличие хороших и верных друзей. Девушки также высоко ценят счастливую семейную жизнь и любовь. Однако, значительное место в иерархии ценностей занимают ценность свободы и независимости в поступках и действиях и материально-обеспеченная жизнь. Таким образом, мы еще раз убедились, что в юношеском возрасте эти ценности остают- ся главными в настоящее время. В ценностных ориентациях у учащихся с низким, средним и высоким уровнем ма- териальной обеспеченности существенных различий не выявлено. Об интенсивном формировании ценностных ориентаций в данном возрасте свиде- тельствует динамика иерархии ценностей в 9-х,10-х и 11-х классах. В 9-х и 10-х классах важными остаются ценности: счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и верных друзей. В 11-х классах ценность любви уступает место ценности материально- обеспеченной жизни. Не выявлены существенные различия в иерархии ценностей у учащихся с разными уровнями академической успеваемости. В целом старшеклассники считают для себя более доступными любовь, наличие хороших и верных друзей, здоровье. Однако «ценность» этих показателей превышает «доступность», что вызывает внутреннее напряжение, которое может способствовать становлению активной жизненной позиции. Юноши считают для себя более доступными любовь, наличие хороших и верных друзей, здоровье. Наибольшее расхождение между «ценным» и «доступным» по такой ценности как счастливая семейная жизнь, но это расхождение не вызывает внутреннего конфликта. Таким образом, у юношей важные для них ценности в значительной степени удовлетворены и не вызывают внутреннего конфликта. Девушки считают для себя доступными любовь, наличие хороших и верных дру- зей, здоровье. В отличии от юношей, у девушек вызывают состояние внутреннего кон- фликта такие ценности как счастливая семейная жизнь и материально-обеспеченная жизнь. Таким образом, у девушек выявлены жизненные сферы, вызывающие состояние внутреннего конфликта, т.е. у них больше неудовлетворенности, нереализованных же- ланий. Все это может привести их либо к невротизации, либо к более активной жизнен- ной позиции. В группах с разным уровнем академической успеваемости существенных различий в системе «ценности» и «доступности» не выявлено. У учащихся с высоким уровнем материального обеспечения такой показатель как счастливая семейная жизнь имеет наибольшее расхождение между «ценным! и «доступ- ным» и вызывает состояние внутреннего конфликта. Расхождение между «ценным» и «доступным» по показателю материально-обеспеченная жизнь обнаружены в группах с высоким и низким уровнем материального обеспечения старшеклассников. Это отража- ет господствующее мнение в нашем обществе о первостепенной значимости достижения хорошего материального достатка, даже если пострадает духовное развитие личности. В группе с низким уровнем материального обеспечения внутреннее напряжение свя- занно с малодоступностью, по мнению учащихся, познания и счастливой семейной жизни. Следует отметить, что для старшеклассников интеллектуальное и культурное раз- витие не представляет особой ценности. Тревог по поводу доступности этих ценностей они также не испытывают.
| |
|
|
Просмотров: 750 | Рейтинг: 0.0/0 |