Главная » Статьи » Психология и педагогика

Особенности иерархии ценностных ориентаций старшеклассников эксперимен- тальных и обычных классов



Юношеский  возраст  характеризуется  становлением  ценностных  ориентаций  лич-
ности.  Система  ценностных  ориентаций  определяет  содержательную  сторону  направ-
ленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим лю-
дям, к самому себе, основу мировоззрения. 

Изменения  в  политической,  экономической,  духовной  сферах  нашего  общества 
влекут  за  собой  изменения  в  ценностных  ориентациях.  При  размытой  системе  ценно-
стей, старшекласснику сложно сориентироваться и выстроить свою систему ценностей. 
Особую остроту сегодня приобретают изучение изменений, происходящих в сознании 
современных юношей и девушек. Это обуславливает актуальность нашего исследования. 
Предметом исследования являются ценностные ориентации старшеклассников. 

Целью нашего исследования стало выявление иерархии ценностей представленную 
в сознании старшего школьника и расхождение между "ценным” и "доступным” в ос-
новных жизненных сферах. 

Исследование проводилось с помощью 
методики Фанталовой Е. Б., с целью выявле-
ния иерархии ценностей и расхождение меж-
ду "ценным”  и "доступным”.  Индекс  расхо-
ждения  является  индикатором  внутренних 
конфликтов  в  мотивационной  сфере  лично-
сти школьника. 
Исследование  особенностей  ценност-
ных  ориентаций  позволило  выявить,  что  в 
целом учащиеся старших классов, независи-
мо  от  того,  обучаются  ли  они  в  лицейских 
или  общеобразовательных  классах,  имеют 
схожую  иерархию  ценностей.  Доминирую-
щими являются следующие ценности: счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хо-
роших и верных друзей. 

Иерархия ценностей в лицейских и 
общеобразовательных классах
Ценности. 
1.Активная, деятельная жизнь. 
2.Здоровье (физическое и психическое). 
3.Интересная работа. 
4.Красота природы и искусства. 
5.Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). 
6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных проблем). 
7. Наличие хороших и верных друзей. 
8. Уверенность в себе ( свобода от внутренних противоречий, сомнений). 
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры). 
10. Свобода как независимость в поступках и действиях. 
11. Счастливая семейная жизнь. 
12. Творчество (возможность творческой деятельности). 

Ценностные  ориентации  старшеклассников  различаются  в  зависимости  от  пола. 
Для юношей наибольшую ценность представляют счастливая семейная жизнь, любовь и 
наличие хороших и верных друзей. Девушки также высоко ценят счастливую семейную 
жизнь и любовь. Однако, значительное место в иерархии ценностей занимают ценность 
свободы и независимости в поступках и действиях и материально-обеспеченная жизнь. 
Таким образом, мы еще раз убедились, что в юношеском возрасте эти ценности остают-
ся главными в настоящее время. 

В ценностных ориентациях у учащихся с низким, средним и высоким уровнем ма-
териальной обеспеченности существенных различий не выявлено. 

Об интенсивном формировании ценностных ориентаций в данном возрасте свиде-
тельствует динамика иерархии ценностей в 9-х,10-х и 11-х классах. В 9-х и 10-х классах 
важными остаются ценности: счастливая семейная жизнь, любовь, наличие хороших и 
верных друзей. В 11-х классах ценность любви уступает место ценности материально-
обеспеченной жизни. 

Не выявлены существенные различия в иерархии ценностей у учащихся с разными 
уровнями академической успеваемости. 

В  целом  старшеклассники  считают  для  себя более  доступными  любовь,  наличие 
хороших  и  верных  друзей,  здоровье.  Однако «ценность»  этих  показателей  превышает 
«доступность»,  что  вызывает  внутреннее  напряжение,  которое  может  способствовать 
становлению активной жизненной позиции. 

Юноши считают для себя более доступными любовь, наличие хороших и верных 
друзей, здоровье. Наибольшее расхождение между «ценным» и «доступным» по такой 
ценности как счастливая семейная жизнь, но это расхождение не вызывает внутреннего 
конфликта. Таким образом, у юношей важные для них ценности в значительной степени 
удовлетворены и не вызывают внутреннего конфликта.
 
Девушки считают для себя доступными любовь, наличие хороших и верных дру-
зей, здоровье. В отличии от юношей, у девушек вызывают состояние внутреннего кон-
фликта  такие  ценности  как  счастливая  семейная  жизнь  и  материально-обеспеченная 
жизнь. Таким образом, у девушек выявлены жизненные сферы, вызывающие состояние 
внутреннего конфликта, т.е. у них больше неудовлетворенности, нереализованных же-
ланий. Все это может привести их либо к невротизации, либо к более активной жизнен-
ной позиции. 

В группах с разным уровнем академической успеваемости существенных различий 
в системе «ценности» и «доступности» не выявлено. 

У учащихся с высоким уровнем материального обеспечения такой показатель как 
счастливая семейная жизнь имеет наибольшее расхождение между «ценным! и «доступ-
ным»  и  вызывает  состояние  внутреннего  конфликта.  Расхождение  между «ценным» и 
«доступным» по показателю материально-обеспеченная жизнь обнаружены в группах с 
высоким и низким уровнем материального обеспечения старшеклассников. Это отража-
ет господствующее мнение в нашем обществе о первостепенной значимости достижения 
хорошего материального достатка, даже если пострадает духовное развитие личности. 
В группе с низким уровнем материального обеспечения внутреннее напряжение свя-
занно с малодоступностью, по мнению учащихся, познания и счастливой семейной жизни. 

Следует отметить, что для старшеклассников интеллектуальное и культурное раз-
витие не представляет особой ценности. Тревог по поводу доступности этих ценностей 
они также не испытывают.
Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 750 | Рейтинг: 0.0/0