| Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Особенности интенцинальной структуры семейных диалогов. Факторы понимания и непонимания
|
|
|
Гребенщикова Таисия Александровна Успех процесса коммуникации определяется через взаимопонимание партнерами друг друга, избегание фрустрации, вызываемой нарушением норм общения, и зависит от уровня коммуникативной компетенции партнеров [1, 9]. В качестве основания для опре- деления уровня коммуникативной компетенции авторы выделяют тип доминирующей установки по отношению к партнеру – конфликтный (против партнера), центрирован- ный (на себя) или кооперативный (на партнера с учетом собственной позиции)[1, 6]. На- правленность на объекты переживания, предметные направленности, или интенции, об- наруживают глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности, видением мира субъекта, его впечатлениями, эмоциями [9,6]. В связи с этим в рамках интент-анализа как подхода в изучении вербального взаимодействия выделяют 3 генеральных интенциональных характеристики речи, соот- несенные непосредственно с ходом коммуникации (ситуация взаимодействия), ориента- цией на конкретного адресата или на самого говорящего. С пониманием интенций, которые выражаются в речи, связано понимание собесед- никами друг друга. В ситуации непринужденного общения сложная организация разгово- ра упрощается, собеседники не связаны строгими формальными правилами общения и поведения, что позволяет процессу вербального взаимодействия свободно развиваться, а коммуникантам – выражать собственные намерения, когда коммуникативная неудача не столь страшна. Движение такого разговора определяется разворачиванием речевых актов, как правило, парных реплик, которые обнаруживают иллокуцию (намерения, интересы, желания) говорящих, а также их поведенческие и культурные стереотипы. Согласно положениям интент-анализ как коммуникативного подхода в изучении речи [4,8,9], психический мир субъекта в ситуации вербального взаимодействия выра- жается через интенциональные составляющие его речи. Критерием успеха коммуника- ции выступает достижение достаточно полного взаимопонимания партнерами друг дру- га. В основе этого процесса лежит распознавание интенций коммуникантами. Материалом настоящего исследования послужили 14 бытовых семейных диалогов, записанных с помощью «скрытого» диктофона в семейной обстановке и представленных в письменном варианте с учетом пауз, интонациональных выделений и других особен- ностей устной формы. Участники диалогов – члены одной семьи. Для изучения интенциональной структуры семейных диалогов применялся интент- анализ. Метод ориентирован на интерпретативный анализ дискурса как единого семанти- ческого целого и выявление функциональной направленности его элементов – интенций. Результаты исследования. В организации семейного диалога достижение взаимо- понимания выражается в парности и согласованности интенций: так, вслед за просьбой следует обещание, за жалобой – сочувствие, за критикой – отстаивание собственной по- зиции или соглашение и т.п. Случаи неверного понимания могут быть связаны с двумя группами факторов – объективными (связанными с текущей ситуацией общения – как, например, ситуативным различием в имеющейся информации у собеседников или «ос- лышкой», т.е. «истинным заблужением») и субъективными (связанными с нежеланием обнаруживать понимание собеседника). На неверное или искаженное понимание коммуникантами друг друга указывают случаи рассогласования интенций – вариант коммуникативного сбоя. Непонимание про- исходит тогда, когда интенции имеют разную направленность – в общем случае про- блемную и отношенчекую. К проблемным относятся два вида интенций – интруктивные интенции у(казание-соглашение/отвержение, совет-принятие/отвержение, просьба- обещание/отказ, напоминание-соглашение/оправдание и т.п.) и обсуждение (выражение мнения – коррекция мнения собеседника, высказывание мнения - разъяснение собствен- ной позиции и т.п.). Стержень отношенчсеких диалогов – фатическая интенция, служа- щая удовлетворению потребности в общении (стремление партнеров поделиться пере- живанииями, поболтать, пошутить, пожаловаться – посочувствовать). Семейная коммуникация отличается непринужденностью, в которой коммуника- тивная неудача не столь страшна, наличием широкой общей апперцепционной базы у партнеров. Такие функции семьи, как организация быта, воспитание детей и психологи- чекая поддержка членов семьи, выступают в качестве движущей силы взаимопонимания – собеседники, с одной стороны, направлены на решение конкретных задач, а с другой – на поддержание добросердечных отношений, искренне заинтересованы друг в друге. Эти факторы определяют достижение успешной коммуникации собеседниками-членами одной семьи и регулируют ход вербального взаимодействия. | |
|
|
|
| Просмотров: 550 | Рейтинг: 0.0/0 | |