Главная » Статьи » Психология и педагогика

Особенности интенцинальной структуры семейных диалогов. Факторы понимания и непонимания


Гребенщикова Таисия Александровна 

Успех процесса коммуникации определяется через взаимопонимание партнерами 
друг друга, избегание фрустрации, вызываемой нарушением норм общения, и зависит от 
уровня коммуникативной компетенции партнеров [1, 9]. В качестве основания для опре-
деления  уровня  коммуникативной  компетенции  авторы  выделяют  тип  доминирующей 
установки по отношению к партнеру – конфликтный (против партнера), центрирован-
ный (на себя) или кооперативный (на партнера с учетом собственной позиции)[1, 6]. На-
правленность на объекты переживания, предметные направленности, или интенции, об-
наруживают  глубинное  психологическое  содержание  речи,  которое  непосредственно 
связано с целями деятельности, видением мира субъекта, его впечатлениями, эмоциями 
[9,6].  В  связи  с  этим  в  рамках  интент-анализа  как  подхода  в  изучении  вербального 
взаимодействия выделяют 3 генеральных интенциональных характеристики речи, соот-
несенные непосредственно с ходом коммуникации (ситуация взаимодействия), ориента-
цией на конкретного адресата или на самого говорящего. 

С пониманием интенций, которые выражаются в речи, связано понимание собесед-
никами друг друга. В ситуации непринужденного общения сложная организация разгово-
ра  упрощается,  собеседники  не  связаны  строгими  формальными  правилами  общения  и 
поведения, что позволяет процессу вербального взаимодействия свободно развиваться, а 
коммуникантам – выражать собственные намерения, когда коммуникативная неудача не 
столь страшна. Движение такого разговора определяется разворачиванием речевых актов, 
как правило,  парных  реплик,  которые обнаруживают иллокуцию (намерения,  интересы, 
желания) говорящих, а также их поведенческие и культурные стереотипы. 

Согласно  положениям  интент-анализ  как  коммуникативного  подхода  в  изучении 
речи [4,8,9], психический мир субъекта в ситуации вербального взаимодействия выра-
жается через интенциональные составляющие его речи. Критерием успеха коммуника-
ции выступает достижение достаточно полного взаимопонимания партнерами друг дру-
га. В основе этого процесса лежит распознавание интенций коммуникантами. 
Материалом настоящего исследования послужили 14 бытовых семейных диалогов, 
записанных с помощью «скрытого» диктофона в семейной обстановке и представленных 
в письменном варианте с учетом пауз, интонациональных выделений и других особен-
ностей устной формы. Участники диалогов – члены одной семьи. 

Для изучения интенциональной структуры семейных диалогов применялся интент-
анализ. Метод ориентирован на интерпретативный анализ дискурса как единого семанти-
ческого целого и выявление функциональной направленности его элементов – интенций. 
Результаты исследования. В организации семейного диалога достижение взаимо-
понимания выражается в парности и согласованности интенций: так, вслед за просьбой 
следует обещание, за жалобой – сочувствие, за критикой – отстаивание собственной по-
зиции или соглашение и т.п. Случаи неверного понимания могут быть связаны с двумя 
группами факторов – объективными (связанными с текущей ситуацией общения – как, 
например, ситуативным различием в имеющейся информации у собеседников или «ос-
лышкой», т.е. «истинным заблужением») и субъективными (связанными с нежеланием 
обнаруживать понимание собеседника). 

На  неверное  или  искаженное  понимание  коммуникантами  друг  друга  указывают 
случаи рассогласования интенций – вариант коммуникативного сбоя. Непонимание про-
исходит  тогда,  когда  интенции  имеют  разную  направленность – в  общем  случае  про-
блемную и отношенчекую. К проблемным относятся два вида интенций – интруктивные 
интенции  у(казание-соглашение/отвержение,  совет-принятие/отвержение,  просьба-
обещание/отказ, напоминание-соглашение/оправдание и т.п.) и обсуждение (выражение 
мнения – коррекция мнения собеседника, высказывание мнения - разъяснение собствен-
ной позиции и т.п.). Стержень отношенчсеких диалогов – фатическая интенция, служа-
щая удовлетворению потребности в общении (стремление партнеров поделиться пере-
живанииями, поболтать, пошутить, пожаловаться – посочувствовать). 

Семейная  коммуникация  отличается  непринужденностью,  в  которой  коммуника-
тивная неудача не столь страшна, наличием широкой общей апперцепционной базы у 
партнеров. Такие функции семьи, как организация быта, воспитание детей и психологи-
чекая поддержка членов семьи, выступают в качестве движущей силы взаимопонимания 
– собеседники, с одной стороны, направлены на решение конкретных задач, а с другой –
на  поддержание  добросердечных  отношений,  искренне  заинтересованы  друг  в  друге. 
Эти факторы определяют достижение успешной коммуникации собеседниками-членами 
одной семьи и регулируют ход вербального взаимодействия. 

Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 550 | Рейтинг: 0.0/0