Главная » Статьи » Психология и педагогика

Особенности криминогенных ситуаций в сексуально-насильственных преступлениях

Сексуально-насильственным,  половым  преступлениям  свойствен  высокий  уровень 
латентности, причинами которого могут выступать отношение к происшедшему со сторо-
ны пострадавших,  не  желающих предавать огласке случившееся,  в  связи с различными 
интимными причинами, осуждение пострадавших от изнасилования окружением, недоб-
росовестное отношение ряда сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, 
значительное количество информации о половых преступлениях, о совершивших их пре-
ступниках остается неизвестно, что может оказывать негативное влияние на атмосферу в 
обществе, способствовать дальнейшему насилию, которое осталось безнаказанным. 
Каждый человек существует в актуальном жизненном пространстве, состоящем из 
совокупности разнообразных переживаемых ситуаций. 
В криминологии ситуации, в которых находится личность в процессе формирования, 
жизнедеятельности и в процессе совершения преступления, рассматриваются как одна из                                                  
причин и условий конкретного преступления наряду со средой, формирующей дисгармо-
нию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентаций конкретной лич-
ности,  которые  становятся  основой  криминогенной  мотивации,  с  самой  криминогенной 
мотивацией  и  с  психофизиологическими  и  психологическими  особенностями  личности, 
которые усиливают ее чувствительность к криминогенным влияниям извне. 
В юридической и психологической науках принято следующее понятие кримино-
генной ситуации: это такая конкретная жизненная ситуация, которая в силу своего фак-
тического содержания способствует совершению преступления (Кудрявцев, 1988). Под-
робнее, криминогенные ситуации – это те, которые в силу фактического содержания по-
ложительно влияют на формирование преступного замысла, цели совершить преступле-
ние, являются благоприятными для достижения преступного результата, т.е. способст-
вуют совершению преступления, это ситуации, как правило, мотивирующие и содержат 
в себе «провоцирующие» моменты (Антонян, 1973). 
По источнику формирования криминогенные ситуации разделяют на три группы: 
связанные с личностью субъекта и его деятельностью; складывающиеся независимо от 
субъекта  и,  связанные  с  предметом  преступного  посягательства;  смешанные,  т.е.  воз-
никшие в результате как действий лица, так и других обстоятельств. 
Механизмом преступления рассматривается взаимодействие психических процес-
сов  и  состояний  личности  с  внешней  средой,  детерминирующее  выбор  и  реализацию 
преступного варианта поведения, что также диктует необходимость подробного иссле-
дования криминогенных ситуаций, которые являются внешними условиями, восприня-
тыми и интерпретированными таковыми конкретной личностью. Различно и место си-
туации  в  конкретном  преступном  поведении,  которая  может  играть  решающую  роль, 
нейтральную или даже затрудняющую. 
В литературе существуют мнения о взаимосвязи ситуации и мотивации во влиянии 
на  совершение  преступления,  например,  структура,  включающая  в  себя  личностную 
диспозицию (мотивацию и влияние энеатипа и акцентуаций) и особенности ситуации, 
содержащие  в  себе  возможности,  представляемые  ситуацией  и  давление  внешних  об-
стоятельств (Кондратюк, 2001). Имеются также данные о влиянии на совершение пре-
ступлений установок, в частности, на совершение сексуально-насильственных преступ-
лений влияет установка о взаимоотношении полов, которая включает в себя искаженную 
интерпретацию поведения жертвы в криминогенной ситуации в соответствии с имею-
щимися у преступника стереотипами (женщин вообще или конкретной личности потер-
певшей), субъективное приписывание ее поступкам тех или иных мотивов, неадекват-
ных истинным, наличие негативных установок о взаимоотношении полов (Реан, 1990). 
Большое  значение  в  совершении  преступления,  в  частности  изнасилования,  придается 
сложившейся в процессе формирования личности, под воздействием окружения ценно-
стно-нормативной сферы преступника, принятию им правовых норм (Антонян, 1987). У 
насильников, кроме того, выделяют ряд присущих им черт, характеризующих деформа-
ции в их нравственно-психологической сфере: примитивизм во взглядах на взаимоотно-
шения полов, сводящий их к физиологическому акту, взгляд на женщину как на низшее 
существо, разнузданность, не признающая никаких преград на пути к удовлетворению 
полового влечения. 
В психологической и юридической науках уделялось значительное внимание изу-
чению личности преступника, в том числе и сексуально-насильственного, а также изу-
чению виктимности жертвы, в то время как ситуация совершения преступления, в част-
ности изнасилования, оставалась в тени. Однако известно, что преступление совершает-
ся во взаимодействии преступника и жертвы в криминогенной ситуации. Важный вклад 
в  разработку  проблемы  особенностей  криминогенных  ситуаций  в  сексуально-
насильственных преступлениях внесла О. Ю. Михайлова, выделившая признаки отличия 
ситуаций,  допускающих  возможность  сексуального  насилия  от  физического  насилия: 
это всегда ситуация общения, ведь сексуальная потребность – единственная из виталь-
ных потребностей человека, которая удовлетворяется только во взаимодействии с дру-
гим; ситуация сексуального насилия всегда связана с депривацией потребностей субъек-
та; ситуация должна допускать возможность совершения сексуальных действий; партнер 
по  общению  должен  соответствовать  диапазону  приемлемости  сексуального  объекта 
преступника, быть для него сексуально определенным; вероятность достижения цели с 
помощью деструкции ситуации должна оцениваться субъектом достаточно высоко (Ми-
хайлова, 2000). 
Таким образом, подробное исследование данного вопроса, выделение взаимосвязи 
между определенными типами личности сексуальных преступников и их склонностью 
воспринимать какую–либо ситуацию как криминогенную может облегчить задачу про-
гнозирования преступления, помочь в работе эксперта-психолога, помочь избежать по-
тенциальной жертве провокационной ситуации. 
Категория: Психология и педагогика | (02.01.2013)
Просмотров: 710 | Рейтинг: 0.0/0