Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Особенности криминогенных ситуаций в сексуально-насильственных преступлениях
|
|
Сексуально-насильственным, половым преступлениям свойствен высокий уровень латентности, причинами которого могут выступать отношение к происшедшему со сторо- ны пострадавших, не желающих предавать огласке случившееся, в связи с различными интимными причинами, осуждение пострадавших от изнасилования окружением, недоб- росовестное отношение ряда сотрудников правоохранительных органов. Таким образом, значительное количество информации о половых преступлениях, о совершивших их пре- ступниках остается неизвестно, что может оказывать негативное влияние на атмосферу в обществе, способствовать дальнейшему насилию, которое осталось безнаказанным. Каждый человек существует в актуальном жизненном пространстве, состоящем из совокупности разнообразных переживаемых ситуаций. В криминологии ситуации, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и в процессе совершения преступления, рассматриваются как одна из причин и условий конкретного преступления наряду со средой, формирующей дисгармо- нию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентаций конкретной лич- ности, которые становятся основой криминогенной мотивации, с самой криминогенной мотивацией и с психофизиологическими и психологическими особенностями личности, которые усиливают ее чувствительность к криминогенным влияниям извне. В юридической и психологической науках принято следующее понятие кримино- генной ситуации: это такая конкретная жизненная ситуация, которая в силу своего фак- тического содержания способствует совершению преступления (Кудрявцев, 1988). Под- робнее, криминогенные ситуации – это те, которые в силу фактического содержания по- ложительно влияют на формирование преступного замысла, цели совершить преступле- ние, являются благоприятными для достижения преступного результата, т.е. способст- вуют совершению преступления, это ситуации, как правило, мотивирующие и содержат в себе «провоцирующие» моменты (Антонян, 1973). По источнику формирования криминогенные ситуации разделяют на три группы: связанные с личностью субъекта и его деятельностью; складывающиеся независимо от субъекта и, связанные с предметом преступного посягательства; смешанные, т.е. воз- никшие в результате как действий лица, так и других обстоятельств. Механизмом преступления рассматривается взаимодействие психических процес- сов и состояний личности с внешней средой, детерминирующее выбор и реализацию преступного варианта поведения, что также диктует необходимость подробного иссле- дования криминогенных ситуаций, которые являются внешними условиями, восприня- тыми и интерпретированными таковыми конкретной личностью. Различно и место си- туации в конкретном преступном поведении, которая может играть решающую роль, нейтральную или даже затрудняющую. В литературе существуют мнения о взаимосвязи ситуации и мотивации во влиянии на совершение преступления, например, структура, включающая в себя личностную диспозицию (мотивацию и влияние энеатипа и акцентуаций) и особенности ситуации, содержащие в себе возможности, представляемые ситуацией и давление внешних об- стоятельств (Кондратюк, 2001). Имеются также данные о влиянии на совершение пре- ступлений установок, в частности, на совершение сексуально-насильственных преступ- лений влияет установка о взаимоотношении полов, которая включает в себя искаженную интерпретацию поведения жертвы в криминогенной ситуации в соответствии с имею- щимися у преступника стереотипами (женщин вообще или конкретной личности потер- певшей), субъективное приписывание ее поступкам тех или иных мотивов, неадекват- ных истинным, наличие негативных установок о взаимоотношении полов (Реан, 1990). Большое значение в совершении преступления, в частности изнасилования, придается сложившейся в процессе формирования личности, под воздействием окружения ценно- стно-нормативной сферы преступника, принятию им правовых норм (Антонян, 1987). У насильников, кроме того, выделяют ряд присущих им черт, характеризующих деформа- ции в их нравственно-психологической сфере: примитивизм во взглядах на взаимоотно- шения полов, сводящий их к физиологическому акту, взгляд на женщину как на низшее существо, разнузданность, не признающая никаких преград на пути к удовлетворению полового влечения. В психологической и юридической науках уделялось значительное внимание изу- чению личности преступника, в том числе и сексуально-насильственного, а также изу- чению виктимности жертвы, в то время как ситуация совершения преступления, в част- ности изнасилования, оставалась в тени. Однако известно, что преступление совершает- ся во взаимодействии преступника и жертвы в криминогенной ситуации. Важный вклад в разработку проблемы особенностей криминогенных ситуаций в сексуально- насильственных преступлениях внесла О. Ю. Михайлова, выделившая признаки отличия ситуаций, допускающих возможность сексуального насилия от физического насилия: это всегда ситуация общения, ведь сексуальная потребность – единственная из виталь- ных потребностей человека, которая удовлетворяется только во взаимодействии с дру- гим; ситуация сексуального насилия всегда связана с депривацией потребностей субъек- та; ситуация должна допускать возможность совершения сексуальных действий; партнер по общению должен соответствовать диапазону приемлемости сексуального объекта преступника, быть для него сексуально определенным; вероятность достижения цели с помощью деструкции ситуации должна оцениваться субъектом достаточно высоко (Ми- хайлова, 2000). Таким образом, подробное исследование данного вопроса, выделение взаимосвязи между определенными типами личности сексуальных преступников и их склонностью воспринимать какую–либо ситуацию как криминогенную может облегчить задачу про- гнозирования преступления, помочь в работе эксперта-психолога, помочь избежать по- тенциальной жертве провокационной ситуации.
| |
|
|
Просмотров: 710 | Рейтинг: 0.0/0 |