Главная » Статьи » Психология и педагогика

Особенности мотивационно-потребностной сферы студентов ведущих вузов

Сердюкова Татьяна Викторовна 

Не  секрет,  что  мотивационно-потребностная сфера  определяет  сущность  действий  и 
поступков человека. В науке изучение проблемы мотивов и потребностей остаётся до сих 
пор весьма актуальным и дискуссионным. В нашем исследовании мы попытались рассмот-
реть компоненты мотива как интегрального психологического образования. Одним из таких 
компонентов  является  уровень  притязаний.  Исследования  уровня  притязаний  позволяют 
лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое 
и коррекционное воздействие. 

Исследование проводилось на базе ведущих вузов города Белгорода. Всего в исследо-
вании приняли участие 204 человека. Результаты исследования показали, что для большин-
ства студентов характерен умеренный уровень притязаний (44,6%). При этом умеренный и 
высокий уровень притязаний более свойственен студентам – психологам (60% и 15,4%) и 
менее выражен у будущих строителей – студентов БГТУ и управленцев – студентов БелГУ 
(37% и 7,5%). Последним в большей степени присущ низкий и нереалистично низкий уро-
вень притязаний (40,7% и 14,8%). 
Были выявлены статистически значимые различия гендерного аспекта уровня притяза-
ний. Девушек с умеренным уровнем притязаний больше, чем юношей с тем же уровнем при-
тязаний. Что касается анализа данных мотивации успеха и боязни неудач, то процент пози-
тивной мотивации выше у юношей (73,4%), чем у девушек (55,2%). 

Данные указывают на то, что большинству студентов присущ адекватный уровень 
притязаний.  Испытуемые  с  нереалистично  высоким  уровнем  притязаний  характеризу-
ются высокой требовательностью к окружающим, фрустрированностью, склонностью в 
своих  неудачах  обвинять  обстоятельства  и  других  людей.  Для  студентов  этой  группы 
характерны  высокое  стремление  к  необыкновенному  и  таинственному,  потребность  в 
душевном и телесном комфорте. Студенты с нереалистично низким уровнем притязаний 
отличаются такими особенностями, как ориентация на подчинение с частым проявлени-
ем беспомощности. Высокая потребность в доминировании сопровождается самым низ-
ким показателем удовлетворённости в ней. Как правило, это приводит к дезадаптивному 
поведению,  к  затруднениям  в  межличностных  отношениях.  Однако,  студенты  этой 
группы в большей степени склонны к пониманию и систематизации собственных знаний 
и в большей степени чувствительны к новизне.

В целом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что моти-
вационно-потребностная сфера студентов характеризуется доминированием потребностей в 
аффиляции (склонность к общению и дружбе),  причём степень удовлетворённости в этой 
потребности низкая; достижении и доминировании. Студенты отдают предпочтение потреб-
ности в эмоциональной близости, помощи, покровительстве и содействии со стороны значи-
мых других. В то же время, не выражено стремление к гармонии с окружающим миром и 
красоте, преодолевать препятствия, а также испытывать романтические настроения (весьма 
низки идеальные представления о мире). Наименее выраженной для всей выборки является 
потребность в познании, что говорит об удовлетворённости собственными знаниями и от-
сутствии выраженного интереса к новизне. Тем не менее, студенты уверены в успехе своей 
учебной деятельности. 

Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 1540 | Рейтинг: 0.0/0