| Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Особенности мотивационно-потребностной сферы студентов ведущих вузов
|
|
|
Сердюкова Татьяна Викторовна Не секрет, что мотивационно-потребностная сфера определяет сущность действий и поступков человека. В науке изучение проблемы мотивов и потребностей остаётся до сих пор весьма актуальным и дискуссионным. В нашем исследовании мы попытались рассмот- реть компоненты мотива как интегрального психологического образования. Одним из таких компонентов является уровень притязаний. Исследования уровня притязаний позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное педагогическое и коррекционное воздействие. Исследование проводилось на базе ведущих вузов города Белгорода. Всего в исследо- вании приняли участие 204 человека. Результаты исследования показали, что для большин- ства студентов характерен умеренный уровень притязаний (44,6%). При этом умеренный и высокий уровень притязаний более свойственен студентам – психологам (60% и 15,4%) и менее выражен у будущих строителей – студентов БГТУ и управленцев – студентов БелГУ (37% и 7,5%). Последним в большей степени присущ низкий и нереалистично низкий уро- вень притязаний (40,7% и 14,8%). Были выявлены статистически значимые различия гендерного аспекта уровня притяза- ний. Девушек с умеренным уровнем притязаний больше, чем юношей с тем же уровнем при- тязаний. Что касается анализа данных мотивации успеха и боязни неудач, то процент пози- тивной мотивации выше у юношей (73,4%), чем у девушек (55,2%). Данные указывают на то, что большинству студентов присущ адекватный уровень притязаний. Испытуемые с нереалистично высоким уровнем притязаний характеризу- ются высокой требовательностью к окружающим, фрустрированностью, склонностью в своих неудачах обвинять обстоятельства и других людей. Для студентов этой группы характерны высокое стремление к необыкновенному и таинственному, потребность в душевном и телесном комфорте. Студенты с нереалистично низким уровнем притязаний отличаются такими особенностями, как ориентация на подчинение с частым проявлени- ем беспомощности. Высокая потребность в доминировании сопровождается самым низ- ким показателем удовлетворённости в ней. Как правило, это приводит к дезадаптивному поведению, к затруднениям в межличностных отношениях. Однако, студенты этой группы в большей степени склонны к пониманию и систематизации собственных знаний и в большей степени чувствительны к новизне. В целом, результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что моти- вационно-потребностная сфера студентов характеризуется доминированием потребностей в аффиляции (склонность к общению и дружбе), причём степень удовлетворённости в этой потребности низкая; достижении и доминировании. Студенты отдают предпочтение потреб- ности в эмоциональной близости, помощи, покровительстве и содействии со стороны значи- мых других. В то же время, не выражено стремление к гармонии с окружающим миром и красоте, преодолевать препятствия, а также испытывать романтические настроения (весьма низки идеальные представления о мире). Наименее выраженной для всей выборки является потребность в познании, что говорит об удовлетворённости собственными знаниями и от- сутствии выраженного интереса к новизне. Тем не менее, студенты уверены в успехе своей учебной деятельности. | |
|
|
|
| Просмотров: 1540 | Рейтинг: 0.0/0 | |