Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Особенности проявления творческости у учащихся с разным интеллектуальным развитием
|
|
Особый интерес к проявлению творческости у учащихся вызван тем, что в совре- менном обучении предпринимается попытка развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка. Основная цель образования заключается в том, чтобы го- товить подрастающее поколение к будущему, к осознанию своих возможностей, кото- рые предоставляет жизнь. Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческость. В связи с динамичностью развития общества человек должен реагировать на посто- янно происходящие в нем изменения. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, че- ловек должен активизировать свой творческий потенциал, развить в себе творческость. Исследование проводилось с учащимися 7, 8, 10 и 11 классов лицея № 10 г. Белго- рода, на базе которого существует федеральная экспериментальная площадка по про- блеме «Личность школьника в образовательном пространстве: развитие, образованность, здоровье и культура». В нем принимало участие 88 человек. Количество мальчиков и девочек было одинаковым. Для выявления интеллектуального развития нами использовался тест структуры интеллекта Амтхауэра, а для творческости – тест Торренса. Цель нашего исследования – выявление творческости у учащихся с разным интел- лектуальным развитием. По результатам исследования мы получили следующие данные: в нашей выборке успешность в учебной деятельности снижается с каждым годом. Динамика интеллекту- ального развития положительная с 7 по 11 класс. Выявляются гендерные различия в проявлении интеллекта. Наблюдается снижение практически по всем показателям (у де- вочек), а у мальчиков спада в интеллектуальном развитии не происходит. Этот факт на- ходит свое подтверждение в других исследованиях (Холодная М. А., Дружинин В. Н.). В исследовании принимали участие учащиеся и с низким уровнем интеллектуаль- ного развития. Мы сознательно пошли на этот шаг, хотя, сам Торренс говорил, что «креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творче- ской продуктивности». Анализ сформированности структуры интеллекта проводился по взаимосвязи с академической успешностью, полом и возрастом учащегося. По результатам проведения нашего исследования было установлено, что у учащихся с высокими показателями по академической успешности развиты оперативная логическая память и интуитивное понятийное мышление, которое позволяет им выделять объектив- ные закономерности, видеть внутреннюю логику в последовательности событий. Сформированность понятийного логического мышления и понятийной категориза- ции зависит от пола и академической успешности. Понятийное логическое мышление в 7, 8, 10 классах находится в начальной стадии своего формирования. Данный уровень развития позволяет понимать общий смысл при объяснении материала, сформировать представление о соответствующей области зна- ний, но может оказаться недостаточным для самостоятельного или углубленного изуче- ния предмета. В 11 классе мы видим, что у мальчиков, которые успешны в учебе, поня- тийное логическое мышление сформировано, его функционирование устойчиво, что обеспечивает успешное освоение деятельностью, а также данный уровень развития дос- таточен для углубленного изучения предмета и получения высшего образования. Для 11 класса это немало важный момент. Понятийная категоризация в 7, 8, 10 классах, также как и понятийное логическое мышление находится в начальной стадии своего формирования. Только в 11 классе у мальчиков, успешных в учебной деятельности она сформирована. Это говорит о том, что мышление многомерно, комплексно. Это позволяет легко видеть и усваивать систему правил, которые действуют в определенной сфере знаний. Мы наблюдаем зависимость математической интуиции и формально-логического мышления от пола. Но в тоже время эти интеллектуальные операции не зависят от ака- демической успешности. Математическая интуиция, т. е. способность к усвоению и «автоматическому» ис- пользованию стандартных математических алгоритмов, и формально-логическое мыш- ление сформированы у мальчиков 7, 8, 10 и 11 классов независимо от успешности обу- чения. 10 класс составил исключение: здесь и мальчики, и девочки имеют высокий уро- вень развития этих операций. От возраста учащегося зависит развитие пространственного мышления и образного синтеза. Образный синтез формируется к 10 классу. Только учащиеся 10 и 11 класса имеют способность к формированию целостных представлений на основе последовательно по- ступающей, несистематизированной и разрозненной информации. Пространственное мышление сформировано в 10 и 11 классах, независимо от ус- певаемости в учебе. Это говорит о том, что только в старшем подростковом возрасте формируется способность к вычленению пространственной структуры объектов и опе- рированию внутренними структурными зависимостями и отношениями. Из нашего исследования видно, что независимо от возраста (7 по 11 класс) и ус- пешности учебной деятельности, практический интеллект: здравый смысл, рассудитель- ность, умение выделять в информации значимую сторону, а также общая осведомлен- ность и способность создавать собственные методы для систематизации информации находятся в начальной стадии своего формирования, либо то, что все это есть, но функ- ционирование еще не устойчиво. Если говорить о проявлении творческости у учащихся с разным уровнем интеллек- туального развития то можно сказать следующее, что у учащихся с высоким показате- лем по тесту Амтхауэра вербальная креативность находится на высоком уровне разви- тия, независимо от возраста и пола. На низком уровне у учеников с низким интеллекту- альным развитием. Высокие показатели образной креативности у учащихся с высоким и средним уровнем (у девочек) интеллектуального развития. Аналогичные данные есть у Торренса. Подводя итог важно отметить, что даже при ориентированности обучения в лицей- ских классах на интеллектуальное развитие, интеллект у учащихся средний. Это может зависеть от содержания учебных предметов, а также методов обучения. Для развития творческих способностей учащихся обучение создает недостаточно условий для их раз- вития. Психологическая служба школы должна разрабатывать программы работы, как с детьми, так и с педагогическим коллективом.
| |
|
|
Просмотров: 586 | Рейтинг: 0.0/0 |