Главная » Статьи » Психология и педагогика

Особенности смысловой сферы школьников


Смысловая сфера личности направляет не только поведение, но и определяет раз-
витие личности, ее интересы, эмоциональные предпочтения, способ познания действи-
тельности; обусловливает выбор жизненного пути, самоопределение человека, опреде-
ляет удовлетворенность и осмысленность жизни в настоящем. Смысловая сфера показы-
вает направление самоопределения человека, определяет его потенциал в будущем. Ис-
следование особенностей смысловой сферы позволит найти способы ее коррекции. 
Целью нашего исследования являлось определение особенностей смысловой сфе-
ры школьников. 

В качестве объекта исследования были выбраны школьники 10–11 классов. Пред-
метом исследования явилась смысловая сфера личности. 
Выборка составила 31 человек. 

Нами были применены: методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтье-
ва (СЖО),  методика  исследования  уровня  субъективного  контроля (УСК),  методика 
«Самоактуализация личности» Н.Ф. Калины (САМОАЛ), методика М. Рокича. 
Для оценки различий между группами испытуемых применялся U-критерий Ман-
на-Уитни. 

По результатам исследования были выявлены следующие различия между школь-
никами 10 и 11 класса. По шкале «процесс жизни или интерес и эмоциональная насы-
щенность жизни» методики СЖО были обнаружены значимые различия (α = 0,05). Деся-
тиклассники воспринимают свою жизнь более интересной и наполненной смыслом, чем 
одиннадцатиклассики. Это может быть связанно с тем, что одиннадцатиклассики подо-
шли  вплотную  к  новому  этапу  своей  жизни,  где  им  предстоит  принимать  решение  о 
дальнейшем жизненном пути. В то время как для 10 класса эта проблема еще не акту-
альна, и они могут отложить ее решение, по крайне мере, еще на год. 

Также между школьниками 10 и 11 класса были выявлены значимые различия по 
шкале «общей интенсивности» (ИО) методики УСК (α = 0,05). Десятиклассники демон-
стрируют большую интернальность, чем школьники 11 класса. С этим может быть свя-
зано ощущение причастности к жизни и ее полноты. С другой стороны, десятиклассники 
принадлежат к знакомой среде, а одиннадцатиклассники начинают испытывать на себе 
влияния все множащихся посторонних факторов, что может снижать ощущение контро-
ля над своей жизнью. 

По методике САМОАЛ были получены значимые различия по шкалам «ценности» 
(α = 0,05), «взгляд на природу человека» (α = 0,01), «стремление к творчеству или креа-
тивность» (α = 0,01), «контактность» (α = 0,05), «самопонимание» (α = 0,05). Как оказа-
лось, школьники 10 класса ориентированы на реализацию гуманистических ценностей, 
больше доверяют людям, проявляют большее стремление творчески подходить к жизни, 
более склонны к установлению прочных контактов, чем одиннадцатиклассники. Разли-
чия, полученные по этим шкалам, могут быть связанны с результатом шкалы «насыщен-
ность жизни» методики СЖО. Десятиклассники воспринимают своею жизнь более инте-
ресной, они более удовлетворены своей настоящей жизнью, поэтому отношение к ней 
более позитивное. Десятиклассники знают себя больше, чем одиннадцатиклассники. Это 
может быть связанно с тем, что в 10 классе еще не надо отвечать на те вопросы, которые 
поставлены перед жизнью перед выпускниками. Они ведут еще привычный образ жиз-
ни,  в  то  время  как 11 выходит  на  новый  этап  жизни.  Приходит  осознание  того,  что 
прежние мечты и надежды могут не осуществиться, возникают сомнения по поводу сво-
их сил и способностей. В целом, показатели по общему стремлению к самоактуализации 
у десятиклассников выражены больше, чем у одиннадцатиклассников. 

Главными терминальными ценностями для учеников 10 класса являются здоровье 
и друзья, а 11 класса – любовь и здоровье. Средними по значимости для десятиклассни-
ков  являются  интересная  работа  и  развитие,  а  для  одиннадцатиклассников – свобода, 
жизненная мудрость и счастливая семейная жизнь. Самыми незначимыми ценностями 
являются творчество и красота природы и искусства. 

Главные инструментальными ценностями у учеников 10 класса – образованность и 
честность, а у 11 класса – жизнерадостность и образованность. Средними по значимости 
для десятиклассников являются воспитанность, ответственность и жизнерадостность, а 
для одиннадцатиклассников – воспитанность, смелость в отстаивании своего мнения и 
честность. Самыми незначимыми ценностями являются непримиримость к недостаткам 
и высокие запросы. 

Часть ценностей у школьников 11 класса переходит в ранг средних по значимости, 
ряд перестает иметь значение вообще. Выпускники хотят гармонии и свободы, то, чего 
им, видимо, не хватает. А десятиклассник, которого радует настоящий момент, думает о 
совершенствовании.  Из  этого  видно,  как  важна  удовлетворенность  данным  моментом 
жизни, чтобы личность могла думать о самосовершенствовании. Одиннадатиклассники 
начинают интенсивно работать на свое будущее, вследствие чего резко обрывается связь 
с  настоящим.  Помимо  этого  они  испытывают  давление  окружающих  и  хотят  освобо-
диться от него. 

Десятиклассники находятся в большей гармонии с окружающими, чем одиннадца-
тиклассники.  Десятиклассники  более  беззаботны  и  радуются  своей  жизни,  более  кон-
тактны, доверят другим людям, больше верят в свои силы. Это один из ключей к гармо-
ничному взаимодействию со средой и возможности самореализации. Но, когда приходит 
время принимать серьезные решения, они оказываются неготовыми к ним, что показы-
вают  нам  одиннадцатиклассники.  Школьники  редко  задумываются  о  своем  будущем, 
что демонстрирует тенденция жить сегодняшним днем у десятиклассников. На пороге 
выпуска одиннадцатиклассники начинают задумываться о дальнейших планах потому, 
что к этому подталкивают события жизни. 

Таким  образом,  можно  выделить  следующие  особенности  смысловой  сферы 
школьников. Отсутствие у выпускников достаточно осмысленных целей в будущем, что 
приводит к неверию в свои силы, сомнению по поводу своих способностей, отсутствия 
культуры размышления о своем будущем, что приводит к тому, что о будущем думают 
только перед самым выпуском. Неудовлетворенность жизнью в настоящем, вызванная 
неопределенностью, особенно если это заботит ближайшее окружение, озлобляет, при-
водит к сомнению по поводу доброжелательности других людей. Такая ситуация вызы-
вает дисгармонию в отношениях с собой и другими людьми, стремление освободиться и 
бросить все заботы, что, конечно, не способствует развитию личности. 
Исследование смысловой сферы личности открывает возможность находить пути и 
средства для ее коррекции и развития. 
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 609 | Рейтинг: 0.0/0