Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Особенности смысловой сферы школьников
|
|
Смысловая сфера личности направляет не только поведение, но и определяет раз- витие личности, ее интересы, эмоциональные предпочтения, способ познания действи- тельности; обусловливает выбор жизненного пути, самоопределение человека, опреде- ляет удовлетворенность и осмысленность жизни в настоящем. Смысловая сфера показы- вает направление самоопределения человека, определяет его потенциал в будущем. Ис- следование особенностей смысловой сферы позволит найти способы ее коррекции. Целью нашего исследования являлось определение особенностей смысловой сфе- ры школьников. В качестве объекта исследования были выбраны школьники 10–11 классов. Пред- метом исследования явилась смысловая сфера личности. Выборка составила 31 человек. Нами были применены: методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтье- ва (СЖО), методика исследования уровня субъективного контроля (УСК), методика «Самоактуализация личности» Н.Ф. Калины (САМОАЛ), методика М. Рокича. Для оценки различий между группами испытуемых применялся U-критерий Ман- на-Уитни. По результатам исследования были выявлены следующие различия между школь- никами 10 и 11 класса. По шкале «процесс жизни или интерес и эмоциональная насы- щенность жизни» методики СЖО были обнаружены значимые различия (α = 0,05). Деся- тиклассники воспринимают свою жизнь более интересной и наполненной смыслом, чем одиннадцатиклассики. Это может быть связанно с тем, что одиннадцатиклассики подо- шли вплотную к новому этапу своей жизни, где им предстоит принимать решение о дальнейшем жизненном пути. В то время как для 10 класса эта проблема еще не акту- альна, и они могут отложить ее решение, по крайне мере, еще на год. Также между школьниками 10 и 11 класса были выявлены значимые различия по шкале «общей интенсивности» (ИО) методики УСК (α = 0,05). Десятиклассники демон- стрируют большую интернальность, чем школьники 11 класса. С этим может быть свя- зано ощущение причастности к жизни и ее полноты. С другой стороны, десятиклассники принадлежат к знакомой среде, а одиннадцатиклассники начинают испытывать на себе влияния все множащихся посторонних факторов, что может снижать ощущение контро- ля над своей жизнью. По методике САМОАЛ были получены значимые различия по шкалам «ценности» (α = 0,05), «взгляд на природу человека» (α = 0,01), «стремление к творчеству или креа- тивность» (α = 0,01), «контактность» (α = 0,05), «самопонимание» (α = 0,05). Как оказа- лось, школьники 10 класса ориентированы на реализацию гуманистических ценностей, больше доверяют людям, проявляют большее стремление творчески подходить к жизни, более склонны к установлению прочных контактов, чем одиннадцатиклассники. Разли- чия, полученные по этим шкалам, могут быть связанны с результатом шкалы «насыщен- ность жизни» методики СЖО. Десятиклассники воспринимают своею жизнь более инте- ресной, они более удовлетворены своей настоящей жизнью, поэтому отношение к ней более позитивное. Десятиклассники знают себя больше, чем одиннадцатиклассники. Это может быть связанно с тем, что в 10 классе еще не надо отвечать на те вопросы, которые поставлены перед жизнью перед выпускниками. Они ведут еще привычный образ жиз- ни, в то время как 11 выходит на новый этап жизни. Приходит осознание того, что прежние мечты и надежды могут не осуществиться, возникают сомнения по поводу сво- их сил и способностей. В целом, показатели по общему стремлению к самоактуализации у десятиклассников выражены больше, чем у одиннадцатиклассников. Главными терминальными ценностями для учеников 10 класса являются здоровье и друзья, а 11 класса – любовь и здоровье. Средними по значимости для десятиклассни- ков являются интересная работа и развитие, а для одиннадцатиклассников – свобода, жизненная мудрость и счастливая семейная жизнь. Самыми незначимыми ценностями являются творчество и красота природы и искусства. Главные инструментальными ценностями у учеников 10 класса – образованность и честность, а у 11 класса – жизнерадостность и образованность. Средними по значимости для десятиклассников являются воспитанность, ответственность и жизнерадостность, а для одиннадцатиклассников – воспитанность, смелость в отстаивании своего мнения и честность. Самыми незначимыми ценностями являются непримиримость к недостаткам и высокие запросы. Часть ценностей у школьников 11 класса переходит в ранг средних по значимости, ряд перестает иметь значение вообще. Выпускники хотят гармонии и свободы, то, чего им, видимо, не хватает. А десятиклассник, которого радует настоящий момент, думает о совершенствовании. Из этого видно, как важна удовлетворенность данным моментом жизни, чтобы личность могла думать о самосовершенствовании. Одиннадатиклассники начинают интенсивно работать на свое будущее, вследствие чего резко обрывается связь с настоящим. Помимо этого они испытывают давление окружающих и хотят освобо- диться от него. Десятиклассники находятся в большей гармонии с окружающими, чем одиннадца- тиклассники. Десятиклассники более беззаботны и радуются своей жизни, более кон- тактны, доверят другим людям, больше верят в свои силы. Это один из ключей к гармо- ничному взаимодействию со средой и возможности самореализации. Но, когда приходит время принимать серьезные решения, они оказываются неготовыми к ним, что показы- вают нам одиннадцатиклассники. Школьники редко задумываются о своем будущем, что демонстрирует тенденция жить сегодняшним днем у десятиклассников. На пороге выпуска одиннадцатиклассники начинают задумываться о дальнейших планах потому, что к этому подталкивают события жизни. Таким образом, можно выделить следующие особенности смысловой сферы школьников. Отсутствие у выпускников достаточно осмысленных целей в будущем, что приводит к неверию в свои силы, сомнению по поводу своих способностей, отсутствия культуры размышления о своем будущем, что приводит к тому, что о будущем думают только перед самым выпуском. Неудовлетворенность жизнью в настоящем, вызванная неопределенностью, особенно если это заботит ближайшее окружение, озлобляет, при- водит к сомнению по поводу доброжелательности других людей. Такая ситуация вызы- вает дисгармонию в отношениях с собой и другими людьми, стремление освободиться и бросить все заботы, что, конечно, не способствует развитию личности. Исследование смысловой сферы личности открывает возможность находить пути и средства для ее коррекции и развития.
| |
|
|
Просмотров: 609 | Рейтинг: 0.0/0 |