Главная » Статьи » Психология и педагогика

Особенности жизненного стиля подростков правонарушителей и законопослушных подростков

В настоящее время в юридической психологии отсутствует четкое представление о 
механизмах развития личности преступника, а так же факторах, определяющих выбор 
преступной стратегии поведения. Рассматриваются в основном предпосылки и послед-
ствия такого выбора, а не сам его механизм. 
На  наш  взгляд  выбор  преступной  стратегии  поведения  во  многом  определяется 
ценностями  и  смыслами  личности,  так  как  они  выступают  в  качестве  регулирующего 
компонента  поведения  человека и  детерминантами  его  жизненного  стиля.  Ценностная 
иерархия позволяет каждому человеку реализовать свой индивидуальный стиль жизне-
деятельности. 

Отметим, что впервые понятие «жизненный стиль» было предложено А.Адлером в 
рамках психоаналитического подхода. Позже в концепциях этого подхода оно рассмат-
ривалось наиболее подробно. В теориях этого направлениях можно выделить ряд общих 
черт. По мнению большинства авторов, жизненный стиль формируется в первые 5 лет и 
остается  неизменным  по  содержанию  в  течение  жизни.  Факторами,  определяющими 
особенности жизненного стиля, полагаются врожденные особенности: уровень либидо 
по З.Фрейду, комплекс недостаточности по А.Адлеру, базовая тревога по К.Хорни. Эти 
особенности развиваются под влиянием семьи. 

В  противоположность  психоаналитическому  направлению  в  бихевиоризме  жиз-
ненный стиль рассматривается как сформированный с помощью стимулов и подкрепле-
ний из окружающей среды способ реагирования на раздражители. 
В отечественной психологии стиль жизни принято рассматривать как тип устойчи-
вой жизнедеятельности личности проявляющийся в постоянных ценностных ориентаци-
ях,  манерах  поведения,  стереотипах  восприятия,  устойчивых  оценках.  Таким  образом, 
под жизненным стилем, по определению М.И. Еникеева, понимается определённая стра-
тегия поведения человека, его способ реализации себя в обществе. 
В проведённом нами исследовании были изучены особенности жизненного стиля 
подростков с разным правовым статусом. 

Результаты исследования дают основания полагать, что психологические портреты 
законопослушных подростков и подростков правонарушителей имеют ряд общих черт. 
Так, для всех исследованных подростков оказалось характерным снижение уровня нор-
мативности поведения. 

Интерес представляют такие выявленные особенности воспитанников колонии, как 
более высокий уровень эмоциональной стабильности, нормативности поведения, дипло-
матичности, независимости от группы, в сравнении с их законопослушными сверстни-
ками. Кроме того, данные подростки в большей степени контролируют свои желания и 
потребности и отличаются сниженным уровнем доминантности. 
На наш взгляд, такое более благополучное по сравнению с выборкой законопос-
лушных подростков, сочетание личностных качеств может объясняться рядом факторов: 
Так, большинство воспитанников колонии, принимавших участие в исследовании, 
находится там продолжительное время, что в свою очередь сказывается на развитии и 
трансформации их личности. Кроме того, зная крайнюю степень регламентированности 
преступной субкультуры, мы можем полагать, что подростки-правонарушители вынуж-
дены соблюдать соответствующие нормы и предписания, что повышает их контроль над 
собственными побуждениями, и нормативность поведения в целом (в рамках преступ-
ной среды). 

Снижение  уровня  доминантности  и  подозрительности,  может  быть,  обусловлено 
высокой стабильностью окружающей среды, в которой находятся отбывающие наказа-
ние подростки-правонарушители. Нужно отметить, что отбывание наказания приводит к 
выработке стереотипа стабильности мира, что впоследствии может становиться одним 
из факторов, провоцирующих дезадаптацию личности в социуме после освобождения и 
возможное повторение преступных действий. 
Результаты исследования особенностей смысловой сферы подростков дают осно-
вания говорить о снижении уровня осмысленности собственной жизни, как у законопос-
лушных подростков, так и у подростков-правонарушителей. В жизни современных под-
ростков отсутствуют временная перспектива и ясные цели, которые замещаются страхом 
и тревогой по поводу своего будущего. Из этого можно заключить, что подростки, не 
считают себя ответственными за события собственной жизни, так как не верят в свои 
возможности осуществлять контроль над жизнью. 

Таким образом, можно отметить, что современные подростки не видят смысла сво-
его существования. Однако, продолжая, так или иначе, существовать в социуме они реа-
лизуют  свое  отношение  к  жизни,  осуществляя  выбор  преступной  или  социально-
одобряемой модели поведения. 
Предположение о том, что ценности, как показатель выбора жизненной стратегии, 
подростков-правонарушителей имеют отличия от ценностей законопослушных подрост-
ков, подтвердилось в ходе исследования. 
Для  законопослушных  подростков  наиболее  характерна  независимость  в  выборе 
стратегии поведения и мышления. Это в сочетании с ценностью гедонизма и удовольст-
вия, а так же с отвержением внешней стимуляции для поддержания активности, может 
сводиться к пассивному ожиданию удовольствия от жизни, а не стремлению к проявле-
нию активности для достижения жизненного благополучия. 
Анализ  ценностного  профиля  подростка-правонарушителя,  позволяет  говорить  о 
том, что отвержение ценности власти и традиции, дополняется стремлением к активно-
сти, смене впечатлений и риску. Это может приводить к появлению желания поступать 
наперекор  социуму.  А  ценности  доброты  и  конформизма,  проявляющиеся  в  желании 
поддержать хорошие отношения с ближайшим окружением, реализуются, по всей веро-
ятности, по отношению к членам преступной субкультуры. Данные ценности и приори-
теты  обуславливают  высокую  вероятность  выбора  преступной  стратегии  поведения  в 
различных жизненных ситуациях. 
Сопоставление  принимаемых  и  отвергаемых  на  нормативном  и  индивидуальном 
уровнях  личности  ценности,  дает  основания  говорить  о  том,  что  подростками  обеих 
групп отвергаются ценности традиции, которые обеспечивают групповую солидарность, 
принятие и соблюдение норм, обычаев и идей существующих в обществе. Такое отвер-
жение ценностей традиционного общества, на наш взгляд, является закономерным про-
цессом, и связанно с тем, что в современном обществе отсутствуют сколько-нибудь чет-
кие нормы и идеалы, на которые мог бы ориентироваться подросток. 
Таким  образом,  жизненный  стиль  личности  во  многом  определяется  именно  её 
ценностями. Этот факт необходимо учитывать в создании коррекционных и реабилита-
ционных программ по работе с правонарушителями. Анализ существующих методов ра-
боты, показал, что в основном они направлены на развитие социальных навыков, осоз-
нание мотивов преступления и чувств с ним связанных, эти аспекты безусловно важны. 
Однако, на наш взгляд, работа по формированию ценностей и смысложизненных ориен-
таций,  являющихся  регуляторами  поведения  личности, с  большим успехом  может  по-
мочь подросткам-правонарушителям осознать и выстроить собственную жизнь вне от-
рыва от социального кружения.
Категория: Психология и педагогика | (02.01.2013)
Просмотров: 879 | Рейтинг: 0.0/0