Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Особенности жизненного стиля подростков правонарушителей и законопослушных подростков
|
|
В настоящее время в юридической психологии отсутствует четкое представление о механизмах развития личности преступника, а так же факторах, определяющих выбор преступной стратегии поведения. Рассматриваются в основном предпосылки и послед- ствия такого выбора, а не сам его механизм. На наш взгляд выбор преступной стратегии поведения во многом определяется ценностями и смыслами личности, так как они выступают в качестве регулирующего компонента поведения человека и детерминантами его жизненного стиля. Ценностная иерархия позволяет каждому человеку реализовать свой индивидуальный стиль жизне- деятельности. Отметим, что впервые понятие «жизненный стиль» было предложено А.Адлером в рамках психоаналитического подхода. Позже в концепциях этого подхода оно рассмат- ривалось наиболее подробно. В теориях этого направлениях можно выделить ряд общих черт. По мнению большинства авторов, жизненный стиль формируется в первые 5 лет и остается неизменным по содержанию в течение жизни. Факторами, определяющими особенности жизненного стиля, полагаются врожденные особенности: уровень либидо по З.Фрейду, комплекс недостаточности по А.Адлеру, базовая тревога по К.Хорни. Эти особенности развиваются под влиянием семьи. В противоположность психоаналитическому направлению в бихевиоризме жиз- ненный стиль рассматривается как сформированный с помощью стимулов и подкрепле- ний из окружающей среды способ реагирования на раздражители. В отечественной психологии стиль жизни принято рассматривать как тип устойчи- вой жизнедеятельности личности проявляющийся в постоянных ценностных ориентаци- ях, манерах поведения, стереотипах восприятия, устойчивых оценках. Таким образом, под жизненным стилем, по определению М.И. Еникеева, понимается определённая стра- тегия поведения человека, его способ реализации себя в обществе. В проведённом нами исследовании были изучены особенности жизненного стиля подростков с разным правовым статусом. Результаты исследования дают основания полагать, что психологические портреты законопослушных подростков и подростков правонарушителей имеют ряд общих черт. Так, для всех исследованных подростков оказалось характерным снижение уровня нор- мативности поведения. Интерес представляют такие выявленные особенности воспитанников колонии, как более высокий уровень эмоциональной стабильности, нормативности поведения, дипло- матичности, независимости от группы, в сравнении с их законопослушными сверстни- ками. Кроме того, данные подростки в большей степени контролируют свои желания и потребности и отличаются сниженным уровнем доминантности. На наш взгляд, такое более благополучное по сравнению с выборкой законопос- лушных подростков, сочетание личностных качеств может объясняться рядом факторов: Так, большинство воспитанников колонии, принимавших участие в исследовании, находится там продолжительное время, что в свою очередь сказывается на развитии и трансформации их личности. Кроме того, зная крайнюю степень регламентированности преступной субкультуры, мы можем полагать, что подростки-правонарушители вынуж- дены соблюдать соответствующие нормы и предписания, что повышает их контроль над собственными побуждениями, и нормативность поведения в целом (в рамках преступ- ной среды). Снижение уровня доминантности и подозрительности, может быть, обусловлено высокой стабильностью окружающей среды, в которой находятся отбывающие наказа- ние подростки-правонарушители. Нужно отметить, что отбывание наказания приводит к выработке стереотипа стабильности мира, что впоследствии может становиться одним из факторов, провоцирующих дезадаптацию личности в социуме после освобождения и возможное повторение преступных действий. Результаты исследования особенностей смысловой сферы подростков дают осно- вания говорить о снижении уровня осмысленности собственной жизни, как у законопос- лушных подростков, так и у подростков-правонарушителей. В жизни современных под- ростков отсутствуют временная перспектива и ясные цели, которые замещаются страхом и тревогой по поводу своего будущего. Из этого можно заключить, что подростки, не считают себя ответственными за события собственной жизни, так как не верят в свои возможности осуществлять контроль над жизнью. Таким образом, можно отметить, что современные подростки не видят смысла сво- его существования. Однако, продолжая, так или иначе, существовать в социуме они реа- лизуют свое отношение к жизни, осуществляя выбор преступной или социально- одобряемой модели поведения. Предположение о том, что ценности, как показатель выбора жизненной стратегии, подростков-правонарушителей имеют отличия от ценностей законопослушных подрост- ков, подтвердилось в ходе исследования. Для законопослушных подростков наиболее характерна независимость в выборе стратегии поведения и мышления. Это в сочетании с ценностью гедонизма и удовольст- вия, а так же с отвержением внешней стимуляции для поддержания активности, может сводиться к пассивному ожиданию удовольствия от жизни, а не стремлению к проявле- нию активности для достижения жизненного благополучия. Анализ ценностного профиля подростка-правонарушителя, позволяет говорить о том, что отвержение ценности власти и традиции, дополняется стремлением к активно- сти, смене впечатлений и риску. Это может приводить к появлению желания поступать наперекор социуму. А ценности доброты и конформизма, проявляющиеся в желании поддержать хорошие отношения с ближайшим окружением, реализуются, по всей веро- ятности, по отношению к членам преступной субкультуры. Данные ценности и приори- теты обуславливают высокую вероятность выбора преступной стратегии поведения в различных жизненных ситуациях. Сопоставление принимаемых и отвергаемых на нормативном и индивидуальном уровнях личности ценности, дает основания говорить о том, что подростками обеих групп отвергаются ценности традиции, которые обеспечивают групповую солидарность, принятие и соблюдение норм, обычаев и идей существующих в обществе. Такое отвер- жение ценностей традиционного общества, на наш взгляд, является закономерным про- цессом, и связанно с тем, что в современном обществе отсутствуют сколько-нибудь чет- кие нормы и идеалы, на которые мог бы ориентироваться подросток. Таким образом, жизненный стиль личности во многом определяется именно её ценностями. Этот факт необходимо учитывать в создании коррекционных и реабилита- ционных программ по работе с правонарушителями. Анализ существующих методов ра- боты, показал, что в основном они направлены на развитие социальных навыков, осоз- нание мотивов преступления и чувств с ним связанных, эти аспекты безусловно важны. Однако, на наш взгляд, работа по формированию ценностей и смысложизненных ориен- таций, являющихся регуляторами поведения личности, с большим успехом может по- мочь подросткам-правонарушителям осознать и выстроить собственную жизнь вне от- рыва от социального кружения.
| |
|
|
Просмотров: 879 | Рейтинг: 0.0/0 |