| Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Подготовка к школьному обучению детей с проблемами в развитии и адаптации
|
|
|
Задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в работе детского психолога. Сейчас больше не существует единой системы школьного обучения: открываются частные школы, появляются разнообразные про- граммы, предлагаются различные методы обучения, различается возраст детей, посту- пающих в школу. Между школами и классными руководителями существует соперниче- ство за «лучших», более подготовленных детей. Поэтому важно не только своевременно определить уровень развития ребенка и подсказать наиболее адекватный для него вари- ант обучения, но и подготовить его к успешному вступлению в школьную жизнь. В докладе отражен двухлетний опыт работы в МДОУ ДОД ДЭКЦ «Родник» на школе раннего развития. Спецификой этого центра является тот факт, что значительная часть детей поступает из неполных или неблагополучных семей, является сиротами, имеет проблемы в развитии. Доклад посвящен особенностям работы с такими детьми. Будут затронуты основные принципы, возможности и ограничения применения различ- ных методов работы с этими детьми. Будут освещены некоторые аспекты подготовки таких детей к поступлению в школу. В своей работе мы исходим из того, что при переходе в школу ребенок должен не только знать буквы, уметь считать и писать, но, в первую очередь, иметь необходимый уровень психического развития. Поэтому, наряду с грамматикой, математикой, ИЗО и т.д., при разработке программы школы раннего развития в нее были включены занятия с психологом. Программа психологического блока рассчитана на два года обучения. Первый год обучения. Приглашаются дети пяти лет. Акцент делается на адаптации детей к новому учебному заведению, уделяется внимание развитию познавательных процессов и коммуникативной деятельности. Занятия проходят в игровой форме, ис- пользуются элементы арт-терапии, сказкотерапии и анималотерапии. В начале, середине и конце года проводится оценка уровня психического развития детей. При необходимо- сти проводятся индивидуальные занятия с ребенком. Второй год обучения. Приглашаются дети шести–семи лет. В начале и в конце года проводится оценка готовности детей к обучению в школе. Помимо развития познава- тельных процессов акцент делается на развитии эмоционально-волевой сферы ребенка, повышении мотивации к обучению в школе, принятии позиции будущего школьника. Проводятся консультации с родителями по вопросам школьной готовности. В настоящее время планируется создание третьей группы для четырехлетних де- тей. Также существует проект создания игровой площадки, где будут проводиться со- вместные занятия с родителями и детьми. Об эффективности программы можно судить по следующим результатам. В 2005 году по окончании занятий были получены следующие данные: у большинства детей к концу года повысился уровень развития психических процессов, снизилась тревожность. Дети стали легче общаться со сверстниками, уменьшилось число агрессивных проявле- ний по отношению к другим детям и взрослым. У одного ребенка был снят диагноз «за- держка психического развития». Среди детей старшей группы больше половины (56%) показали уровень школьной готовности – выше среднего, остальные – средний. У всех детей отмечался высокий уровень мотивации к обучению в школе. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности программы и говорят о том, что школа раннего развития может успешно выполнять функцию подготовки де- тей, имеющих проблемы в развитии и адаптации, к школьному обучению. | |
|
|
|
| Просмотров: 617 | Рейтинг: 0.0/0 | |