Главная » Статьи » Психология и педагогика

Подготовка к школьному обучению детей с проблемами в развитии и адаптации


Задача  подготовки  детей  к  школьному  обучению  занимает  одно  из  важнейших 
мест  в  работе  детского  психолога.  Сейчас  больше  не  существует  единой  системы 
школьного  обучения:  открываются  частные  школы,  появляются  разнообразные  про-
граммы,  предлагаются  различные  методы  обучения,  различается  возраст  детей,  посту-
пающих в школу. Между школами и классными руководителями существует соперниче-
ство за «лучших», более подготовленных детей. Поэтому важно не только своевременно 
определить уровень развития ребенка и подсказать наиболее адекватный для него вари-
ант обучения, но и подготовить его к успешному вступлению в школьную жизнь. 

В  докладе  отражен  двухлетний  опыт  работы  в  МДОУ  ДОД  ДЭКЦ «Родник»  на 
школе раннего развития. Спецификой этого центра является тот факт, что значительная 
часть  детей  поступает  из  неполных  или  неблагополучных  семей,  является  сиротами, 
имеет проблемы в развитии. Доклад посвящен особенностям работы с такими детьми. 
Будут затронуты основные принципы, возможности и ограничения применения различ-
ных методов работы  с этими детьми. Будут освещены некоторые аспекты подготовки 
таких детей к поступлению в школу. 

В своей работе мы исходим из того, что при переходе в школу ребенок должен не 
только знать буквы, уметь считать и писать, но, в первую очередь, иметь необходимый 
уровень психического развития. Поэтому, наряду с грамматикой, математикой, ИЗО и 
т.д., при разработке программы школы раннего развития в нее были включены занятия с 
психологом. 

Программа психологического блока рассчитана на два года обучения. 
Первый год обучения. Приглашаются дети пяти лет. Акцент делается на адаптации 
детей  к  новому  учебному  заведению,  уделяется  внимание  развитию  познавательных 
процессов  и  коммуникативной  деятельности.  Занятия  проходят  в  игровой  форме,  ис-
пользуются элементы арт-терапии, сказкотерапии и анималотерапии. В начале, середине 
и конце года проводится оценка уровня психического развития детей. При необходимо-
сти проводятся индивидуальные занятия с ребенком. 

Второй год обучения. Приглашаются дети шести–семи лет. В начале и в конце года 
проводится  оценка  готовности  детей  к  обучению  в  школе.  Помимо  развития  познава-
тельных процессов акцент делается на развитии эмоционально-волевой сферы ребенка, 
повышении  мотивации  к  обучению  в  школе,  принятии  позиции  будущего  школьника. 
Проводятся консультации с родителями по вопросам школьной готовности. 

В настоящее время планируется создание третьей группы для четырехлетних де-
тей. Также существует проект создания игровой площадки, где будут проводиться со-
вместные занятия с родителями и детьми. 

Об эффективности программы можно судить по следующим результатам. В 2005 
году по окончании занятий были получены следующие данные: у большинства детей к 
концу года повысился уровень развития психических процессов, снизилась тревожность. 
Дети стали легче общаться со сверстниками, уменьшилось число агрессивных проявле-
ний по отношению к другим детям и взрослым. У одного ребенка был снят диагноз «за-
держка психического развития». Среди детей старшей группы больше половины (56%) 
показали уровень школьной готовности – выше среднего, остальные – средний. У всех 
детей отмечался высокий уровень мотивации к обучению в школе. 

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности программы и говорят 
о том, что школа раннего развития может успешно выполнять функцию подготовки де-
тей, имеющих проблемы в развитии и адаптации, к школьному обучению. 

Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 617 | Рейтинг: 0.0/0