Главная » Статьи » Психология и педагогика

Понятие временных ориентаций личности в ракурсе возрастной психологии – концептуальные основы исследования.


Под временными ориентациями личности мы понимаем относительное доминиро-
вание прошлого, будущего или настоящего в мыслях человека. Данное понимание осно-
вывается  на  концепции  жизненного  пространства  Курта  Левина.  Левин  рассматривал 
временную перспективу как видение индивидом своего будущего или прошлого в своем 
настоящем и предполагал, что когнитивная деятельность и эмоции о прошлом или бу-
дущем могут влиять на действия, эмоции и когнитивную деятельность в настоящем, а 
также и на стремления в будущем. 

Существует довольно стабильная индивидуальная тенденция акцентировать ту или 
иную временную рамку и, таким образом, вырабатывать стойкое временное «предубеж-
дение». Т.е. некоторые из нас более ориентированы на будущее, другие более ориенти-
рованы на настоящее или на прошлое. Зимбардо с коллегами [6] выделяют два аспекта 
ориентации  на  прошлое:  негативное  прошлое (прошлое  видится  неприятным  и  вызы-
вающим отвращение); и положительные мысли о прошлом (прошлый опыт и времена 
видятся приятными, «через розовые очки», с ноткой ностальгии). Также выделяют два 
аспекта ориентации на настоящее. Гедонистическое (полное удовольствия, ценится на-
слаждение моментом без сожаления о дальнейших последствиях поведения) и фатали-
стическое (такие люди сильно верят в судьбу, имеют подчиненное отношение к настоя-
щему, в котором, как они верят, невозможны изменения, а также они не могут влиять на 
события ни своего настоящего, ни будущего). Пятый фактор – это ориентация на буду-
щее, характеризующаяся наличием целей и планов на будущее, и поведением, которое 
направлено на выполнение этих планов и реализацию целей. 

Также  Зимбардо  в  противоположность  временным  предубеждениям  выделяется 
сбалансированная временная ориентация – идеализированная умственная структура, ко-
торая позволяет нам гибко переключаться между размышлениями о прошлом, настоя-
щем или будущем, в зависимости от требований ситуации, оценки ресурсов, личностных 
и социальных оценок. Такая временная ориентация является наиболее психологически и 
физически здоровой для нас и оптимальной для функционирования в обществе. 

В жизни каждого человека существуют критические моменты, связанные с изме-
нениями временной перспективы. Критические моменты возникают в разное время, но 
есть такие периоды жизни, в которых эти моменты концентрируются, порождая целый 
комплекс жизненных проблем, требующих формирования и перестройки перспективы. 
Мы считаем, что одним из ключевых моментов является процесс становления идентич-
ности. В это время человек решает такие важные вопросы, как: каковы его ценности, кто 
он и чем хочет заниматься, каково его место в обществе, верует ли он, кто будет его сек-
суальным партнером и др. Формирование идентичности – это длительный процесс, ко-
торый,  однажды  начавшись  в  подростковом  возрасте,  продолжается  и  в  более  зрелом 
возрасте. Какие-то аспекты идентичности изменяются во времени, а какие-то остаются 
неизменными. 

«Одновременно  и  постоянное  тождество  внутри  себя  и  постоянное  разделение  с 
другими какими-то своими основными признаками и свойствами» – такое определение 
идентичности дает Э. Эриксон в одной из своих работ. Такое устойчивое тождество во 
времени является очень важным для психического здоровья человека, т.к. служит цен-
тром осознания или опорой в разнообразии ситуаций и условий (F.Melges) [4]. В психи-
ческой болезни наблюдаются нарушения идентичности в той или иной степени. 

Таким образом, идентичность обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего 
и будущего человека. Она образует единую систему координат для организующих и ин-
тегрирующих  форм  поведения  в  различных  сферах  жизни  человека,  приводит  личные 
склонности и таланты в соответствие с идентификациями и ролями, данными ему ранее 
родителями, сверстниками и обществом, а также помогает определить направление, це-
ли и смысл будущей жизни человека (Э. Эриксон) [1]. 

Джеймс Марсиа [3] на основе эпигенетической карты Эриксона выделяет 4 основ-
ные  варианта  формирования  идентичности (статусы): предрешенность,  диффузия,  мо-
раторий  и  достижение  идентичности.  Они  определяются  с  учетом  двух  факторов: 
прошел ли индивидуум через период принятия собственных решений (кризис идентич-
ности), и связал ли себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора 
системы  ценностей  или  будущей  профессиональной  деятельности (J. Marcia). Джейн 
Крогер показала, что данные статусы являются динамическими структурами, они могут 
изменяться в течение жизни (J. Kroger), перетекать друг в друга [2]. 
Наш основной вопрос, на который мы попытаемся ответить в нашем исследовании, 
звучит следующим образом: как чувство постоянства (идентичность) связано с чувством 
перемены (времени)?  Каким  образом  соотносятся  временная  перспектива  личности  со 
статусами идентичности? Что происходит с чувством времени в том или ином статусе в 
разных возрастах? Какова динамика: при изменении статуса идентичности, каким будет 
изменение временной перспективы? 

Возвращаясь к проблеме психологического здоровья, необходимо отметить концеп-
цию Кэрол Рифф [5], в которой наиболее детально проработано понятие психологическо-
го благополучия. Она характеризует его как «наличие некого позитивного его состояния, 
связанного с определенным укладом базовых ценностей и идеалов человеческого сущест-
вования, как позитивное психологическое функционирование, заключающее в себе стрем-
ления  к  совершенствованию,  являющемуся  реализацией  человеческого  потенциала». 
Рифф разработала шестифакторную модель психологического благополучия, которая ох-
ватывает всю широту понятия благополучия, включающего позитивную оценку жизни и 
себя, чувство продолжающегося развития и роста как личности, вера в то, что жизнь име-
ет цель и полна смысла, позицию хороших отношений с окружающими, способность эф-
фективно строить свою жизнь и окружающий мир, чувство самоопределения. 
Тем самым мы подошли к нашей центральной гипотезе: что достижение сбаланси-
рованной временной перспективы связано с достижением идентичности, что в свою оче-
редь является основой для психического здоровья и субъективного благополучия. 

Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 1473 | Рейтинг: 0.0/0