| Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Построение интегральной модели восприятия эмоций
|
|
|
Восприятие эмоций – сложный процесс, осуществляющийся благодаря особым ме- ханизмам детекции эмоциональных реакций с помощью разных каналов обработки ин- формации. Существуют различные модели восприятия эмоций, базирующиеся отдельно на том или ином канале: на основе зрительного восприятия выражения лица (использо- вались как фотографии, так и схемы лица), на основе звуковых проявлений эмоций, на основе интроспекции собственных эмоциональных переживаний, на основе изучения семантики слов национального языка, обозначающих эмоции. Принципиальным являет- ся вопрос о существовании общего механизма детекции эмоциональных проявлений, работу которого можно описать интегральной моделью вне зависимости от информаци- онного канала (модельно-неспецифического механизма). Целью данного исследования является построение с помощью методов многомерного шкалирования единой модели восприятия эмоций для нескольких классов стимулов. В соответствии с гипотезой, по- лучаемое субъективное пространство эмоций будет иметь вид четырехмерной сферы, по поверхности которой стимулы будут располагаться таким образом, что каждая эмоция, независимо от способов ее предъявления, окажется тождественной самой себе (или сли- той) в пространстве. Предполагалось использовать следующий материал: 1) схематические изображе- ния лица, выражающего разные эмоции (художественная интерпретация); 2) изображе- ния реальной динамической эмоциональной мимики лица человека, произносящего за- данное слово (видеоклипы без звука); 3) интонационные характеристики звучащего сло- ва (звук от видеоклипа); 4) одновременное предъявление изображения реальной дина- мической мимики лица человека, произносящего заданное слово, и его интонационных характеристик (видеоклипы со звуком); 4) фотографии эмоциональных состояний, вы- бранных из соответствующих видеоклипов; 5) смешанный набор стимулов из ранее опи- санных классов; 6) слова на русском языке, обозначающие эмоции. Методика. Стимулы предъявлялись с помощью программы Q-Maker v.3.0, были подготовлены 6 вариантов предъявляющих программ. Испытуемым предлагалось оце- нить степень различия эмоций в баллах от 0 до 9 (0 – максимальное сходство, 9 – макси- мальное различие). Время экспозиции картинок – 1 сек, видео и звуков – 4 сек. Для каж- дой серии предъявление осуществлялось перебором возможных пар стимулов (от 22 до 34). Каждая пара стимулов предъявлялась не менее, чем 3 раза. Для нашего исследова- ния принципиально важным оказался этап адекватного выбора стимуляции, потребо- вавшего проведения специальных подготовительных экспериментов. Опишем подробнее предъявляемые стимулы. Схематичные рисунки представляли собой набор из 64 картинок, в которых варьиро- вались 3 элемента – положение глаз, положение бровей, положение губ. Методом эксперт- ной оценки при участии 20 студентов-психологов из всех возможных комбинаций были отобраны 20 картинок, соответствующих специально подготовленному списку аффектив- ных состояний (например, восхищение, удивление, радость и т.д.). Затем были отобраны 4 эмоции и с помощью графического редактора Morphing созданы 18 дополнительных кар- тинок, являющихся промежуточными при переходе от одной картинки к другой с шагом 10%. Видеоролики были сняты на цифровую видеокамеру в соответствии с отобранными картинками. Актриса, произносившая с некоторой эмоциональной окраской стандартное слово «да», осуществляла это таким образом, чтобы характер изображенных лиц макси- мально совпал с отобранными рисунками. Клипы были отсортированы и стандартизованы по размеру и длительности. Звуковые стимулы были заимствованы из видеороликов и предъявлялись отдельно. Ту же самую операцию мы выполнили с визуальным динамиче- ским изображением без звука. Фотографии эмоций были взяты из покадрового анализа ви- део путем выбора наиболее характерного выражения лица для заданной эмоции. Испытуемые: В нашей работе акцент делался на получении статистически досто- верных данных внутри экспериментальных серий одного и того же испытуемого, по- скольку это есть необходимое условие для доказательства существования аудио- визуальной и семантической интеграции как механизма восприятия эмоций. Глубокий феноменологический анализ оказывается единственной возможной стратегией исследо- вания в свете поставленных задач. В настоящее время получены результаты прохожде- ния методики тремя испытуемыми (наиболее полно на данном этапе исследования пред- ставлены результаты одного из них). В перспективе мы планируем анализировать осо- бенности восприятия у значительно большего числа испытуемых. Результаты исследования: В результате проведения первых четырех серий экспе- римента на одном из испытуемых, мы уже смогли получить общее для всех обследован- ных классов стимулов четырехмерное сферическое субъективное пространство. Оси по- лученного пространства получили следующую интерпретацию: первые две оси связаны с оценкой ситуации по знаку – ось 1 (хорошо, полезно или плохо, вредно) и по степени информационной определенности – ось 2, а третья и четвертая оси связаны с побужде- нием: оборонительная реакция, активное (агрессия) или пассивное избегание (затаива- ние) – ось 3 и достижение – ось 4. Три угла четырехмерной гиперсферы, выбранные в проекции осей 1–2, 3–4 и угол, образуемый движением точки между двумя этими плос- костями, задают такие субъективно переживаемые качества эмоций, как описанные В.Вундтом эмоциональный тон (удовольствие – неудовольствие), возбуждение – успо- коение – угнетение, напряжение – разрешение. При этом первый и второй углы упоря- дочивают все 10 основных эмоций по модальности: 5 эмоций, определяемых ситуацией и 5, определяемых собственной активностью. При выборе другой системы угловых па- раметров – если взять три угла в системе осей 4–1, 3–2 и угол, образуемый движением точки между этими плоскостями, то обнаруживается другая система классификации эмоций, описываемая при исследовании выражений лица к(руговая система Х.Шлосберга и Ч.А.Измайлова и др.) и семантики (Ч.Осгуд): эмоциональный тон или знак (упорядочивает 6 основных эмоций по модальности), активность или яркость эмо- ций (возбуждение – покой) и эмоциональная насыщенность (сила проявления эмоций). Выводы: По предварительным данным предложенная гипотеза подтвердилась. Мы смогли построить интегральную четырехмерную модель восприятия эмоций, что дока- зывает наличие модально-неспецифического механизма различения эмоциональных проявлений, в отличие от уже выявленных нашими предшественниками модально- специфичных. Также был установлен факт однозначности различения эмоциональных выражений вне зависимости от их временной характеристики (динамичные и статичные стимулы были оценены сходным образом). Полученные нами данные являются не за- вершением исследования, а лишь толчком к новому, более глубокому анализу процес- сов, лежащих в основе восприятия эмоций. | |
|
|
|
| Просмотров: 614 | Рейтинг: 0.0/0 | |