Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Превентивная работа с несовершеннолетними группы «риска»
|
|
Социально-политические и экономические изменения, произошедшие в России за по- следние два десятилетия, привели к увеличению числа несовершеннолетних, находящихся в сложной жизненной ситуации. В частности, пополнились ряды воспитанников детских до- мов и школ-интернатов. Сложности адаптации к взрослой жизни, которые зачастую испы- тывают воспитанники школ-интернатов, связаны, в частности, с неудовлетворительным со- стоянием их психического и физического здоровья, включая различные виды поведения риска: алкоголизацию, наркопотребление, сексуальное поведение риска. В настоящее время в школах-интернатах предпринимаются меры по улучшению со- стояния здоровья воспитанников. Однако большинство подобных мероприятий проводится лишь эпизодически и организуется интуитивно, не основываясь на применении современ- ных теоретических подходов и методов, зарекомендовавших себя в мировой практике. Это существенно снижает эффективность профилактической работы. В 2005 году мы реализовали превентивный проект для воспитанников школы- интерната, основанный на одном из существующих теоретических подходов к планирова- нию таких мероприятий5. В основу проекта была положена наиболее признанная сегодня теоретическая модель PRECEDE-PROCEED, которая описывает и упорядочивает этапы планирования и реализации превентивных программ. Одним из основных принципов, по- ложенных в основу модели, является участие в планировании и осуществлении программы вмешательства представителей целевой группы, на которую направлено вмешательство (Gielen, McDonald, 2002). В соответствии с предписанными моделью этапами в рамках про- екта были реализованы следующие мероприятия. На первом этапе была проведена оценка состояния здоровья воспитанников интерната с использованием анализа официальной статистики, опроса сотрудников и учащихся интер- ната и интервью с директором интерната. На втором этапе была проведена социальная оценка, включавшая оценку таких пара- метров, как место школы-интерната в системе образовательных учреждений, организаци- онная структура интерната, программы и проекты, в которых участвовал интернат, соци- ально-демографический состав сотрудников, их заинтересованность в осуществлении про- филактических программ, социально-демографический состав воспитанников, объективные и субъективные условия их проживания в интернате. Для оценки использовался анализ до- кументов, интервью с директором и опрос сотрудников. На стадии эпидемиологической оценки были рассмлотрены следующие параметры: состояние здоровья воспитанников школ-интернатов в России, распространенность различ- ных видов поведения «риска» среди воспитанников школы-интерната № 24 и оценка со- трудниками актуальности различных проблем в сфере здоровья воспитанников школы- интерната. Для эпидемиологической оценки использовались также как официальные стати- стические данные, так и опросные данные. Эпидемиологическая оценка позволила сформировать предварительный перечень проблем, которые должна охватить превентивная программа. Так, окончательный список наиболее актуальных для воспитанников интерната проблем для включения в превентив- ную программу был следующим: табакокурение, ЗППП и ВИЧ-инфекция, контрацепция, насилие, коммерческая сексуальная эксплуатация несовершеннолетних. На стадии оценки поведения и окружающей среды оценивались поведенческие фак- торы и факторы окружающей среды, оказывающие наибольшее влияние на проблемные ас- пекты здоровья, выбранные для вмешательства. Из группы поведенческих факторов для воспитанников интерната наиболее актуальными факторами были особенности поведения в ситуации «риска», источники информации о сохранении и укреплении здоровья, которые известны воспитанникам, опыт участия в профилактических программах. Факторы окру- жающей среды, включенные в исследование, были следующими: степень воздействия на поведение в сфере здоровья воспитанников различных представителей ближайшего соци- ального окружения и направления воспитательной работы в школе-интернате № 24. На стадии оценки образованности и экологии, в соответствие с моделью PRECEDE- PROCEED, выявляются действующие на связанное со здоровьем поведение факторы, изме- нение которых необходимо для того, чтобы начать и поддерживать процесс изменения по- ведения. В качестве предрасполагающих факторов выступали установки и информирован- ность воспитанников в сфере здоровья, а также их потребность в дополнительной информа- ции. К подкрепляющим факторам относятся информированность сотрудников интерната, их установки в сфере здоровья и в отношении проведения профилактической работы. Эпидемиологическая оценка, оценка поведения и окружающей среды и оценка обра- зованности и экологии были выполнены на основе анализа данных опроса воспитанников и сотрудников школы интерната. На основании этих данных было определено содержание обучающей программы. На стадии управления и политики была сформирована группа преподавателей интер- ната, которые должны пройти обучение, составлено расписание занятий и определенно со- держание профилактической брошюры для распространения среди учащихся интерната. Для разработки содержания брошюры были использованы методологические подходы, предложенные S. Sikora (2001). На стадии реализации превентивных мероприятий было проведено обучение сотруд- ников школы-интерната реализации профилактической работы и разработка и издание про- филактической брошюры для воспитанников. Оценка эффективности проекта включала проведение опроса сотрудников школы- интерната, прошедших обучение в рамках превентивной программы и проведение фокус- группы с воспитанниками школы-интерната по оценке эффективности профилактической брошюры. Опыт реализации проекта показывает, что следование общей логике модели, предпо- лагающей тщательное планирование воздействия с учетом множества различных факторов, реализацию воздействия и многостороннюю оценку его эффективности, существенно по- вышает вероятность того, что проведенные мероприятия приведут к желаемому результату. | |
|
|
Просмотров: 1505 | Рейтинг: 0.0/0 |