Главная » Статьи » Психология и педагогика

Превентивная работа с несовершеннолетними группы «риска»



Социально-политические и экономические изменения, произошедшие в России за по-
следние два десятилетия, привели к увеличению числа несовершеннолетних, находящихся в 
сложной жизненной ситуации. В частности, пополнились ряды воспитанников детских до-
мов и школ-интернатов. Сложности адаптации к взрослой жизни, которые зачастую испы-
тывают воспитанники школ-интернатов, связаны, в частности, с неудовлетворительным со-
стоянием  их  психического  и  физического  здоровья,  включая  различные  виды  поведения 
риска: алкоголизацию, наркопотребление, сексуальное поведение риска. 

В настоящее время в школах-интернатах предпринимаются меры по улучшению со-
стояния здоровья воспитанников. Однако большинство подобных мероприятий проводится 
лишь эпизодически и организуется интуитивно, не основываясь на применении современ-
ных теоретических подходов и методов, зарекомендовавших себя в мировой практике. Это 
существенно снижает эффективность профилактической работы. 

В 2005 году  мы  реализовали  превентивный  проект  для  воспитанников  школы-
интерната, основанный на одном из существующих теоретических подходов к планирова-
нию таких мероприятий5. В основу проекта была положена наиболее признанная сегодня 
теоретическая  модель PRECEDE-PROCEED, которая  описывает  и  упорядочивает  этапы 
планирования и реализации превентивных программ. Одним из основных принципов, по-
ложенных в основу модели, является участие в планировании и осуществлении программы 
вмешательства  представителей  целевой  группы,  на  которую  направлено  вмешательство 
(Gielen, McDonald, 2002). В соответствии с предписанными моделью этапами в рамках про-
екта были реализованы следующие мероприятия. 

На первом этапе была проведена оценка состояния здоровья воспитанников интерната 
с использованием анализа официальной статистики, опроса сотрудников и учащихся интер-
ната и интервью с директором интерната. 

На втором этапе была проведена социальная оценка, включавшая оценку таких пара-
метров,  как место школы-интерната в системе образовательных учреждений, организаци-
онная структура интерната,  программы и проекты, в которых участвовал интернат, соци-
ально-демографический состав сотрудников, их заинтересованность в осуществлении про-
филактических программ, социально-демографический состав воспитанников, объективные 
и субъективные условия их проживания в интернате. Для оценки использовался анализ до-
кументов, интервью с директором и опрос сотрудников. 

На  стадии  эпидемиологической  оценки  были  рассмлотрены  следующие  параметры: 
состояние здоровья воспитанников школ-интернатов в России, распространенность различ-
ных видов поведения «риска» среди воспитанников школы-интерната № 24 и оценка со-
трудниками  актуальности  различных  проблем  в  сфере  здоровья  воспитанников  школы-
интерната. Для эпидемиологической оценки использовались также как официальные стати-
стические данные, так и опросные данные. 
                                               
Эпидемиологическая  оценка  позволила  сформировать  предварительный  перечень 
проблем,  которые должна  охватить  превентивная программа.  Так,  окончательный  список 
наиболее актуальных для воспитанников интерната проблем для включения в превентив-
ную программу был следующим:  табакокурение,  ЗППП и ВИЧ-инфекция,  контрацепция, 
насилие, коммерческая сексуальная эксплуатация несовершеннолетних. 
На стадии оценки поведения и окружающей среды оценивались поведенческие фак-
торы и факторы окружающей среды, оказывающие наибольшее влияние на проблемные ас-
пекты  здоровья,  выбранные  для  вмешательства.  Из  группы  поведенческих  факторов  для 
воспитанников интерната наиболее актуальными факторами были особенности поведения в 
ситуации «риска», источники информации о сохранении и укреплении здоровья, которые 
известны  воспитанникам,  опыт  участия  в  профилактических  программах.  Факторы  окру-
жающей среды,  включенные в исследование,  были следующими:  степень воздействия на 
поведение в сфере здоровья воспитанников различных представителей ближайшего соци-
ального окружения и направления воспитательной работы в школе-интернате № 24. 
На стадии оценки образованности и экологии, в соответствие с моделью PRECEDE-
PROCEED, выявляются действующие на связанное со здоровьем поведение факторы, изме-
нение которых необходимо для того, чтобы начать и поддерживать процесс изменения по-
ведения. В качестве предрасполагающих факторов выступали установки и информирован-
ность воспитанников в сфере здоровья, а также их потребность в дополнительной информа-
ции.  К подкрепляющим факторам относятся информированность сотрудников интерната, 
их установки в сфере здоровья и в отношении проведения профилактической работы. 
Эпидемиологическая оценка, оценка поведения и окружающей среды и оценка обра-
зованности и экологии были выполнены на основе анализа данных опроса воспитанников и 
сотрудников  школы  интерната.  На  основании  этих данных  было  определено содержание 
обучающей программы. 

На стадии управления и политики была сформирована группа преподавателей интер-
ната, которые должны пройти обучение, составлено расписание занятий и определенно со-
держание  профилактической  брошюры  для  распространения  среди  учащихся  интерната. 
Для  разработки  содержания  брошюры  были  использованы  методологические  подходы, 
предложенные S. Sikora (2001). 

На стадии реализации превентивных мероприятий было проведено обучение сотруд-
ников школы-интерната реализации профилактической работы и разработка и издание про-
филактической брошюры для воспитанников. 

Оценка  эффективности  проекта  включала  проведение  опроса  сотрудников  школы-
интерната, прошедших обучение в рамках превентивной программы и проведение фокус-
группы с воспитанниками школы-интерната по оценке эффективности профилактической 
брошюры.
 
Опыт реализации проекта показывает, что следование общей логике модели, предпо-
лагающей тщательное планирование воздействия с учетом множества различных факторов, 
реализацию воздействия и многостороннюю оценку его эффективности, существенно по-
вышает вероятность того, что проведенные мероприятия приведут к желаемому результату. 

Категория: Психология и педагогика | (02.01.2013)
Просмотров: 1505 | Рейтинг: 0.0/0