Главная » Статьи » Психология и педагогика

ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ ФРУСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Интерес к фрустрации как одной из жизненно важных проблем возник за рубежом в начале XX столетия, и его источником, несомненно, послужили работы
З.Фрейда. Но психологи быстро пришли к выводу, что признание фрейдовских принципов не создает прочной основы для экспериментальных исследований. Это привело к тому, что в 30-е - 40-е годы в зарубежной психологии начинают появляться новые исследования фрустрации.

Сформулированная Н. Майером (М. К- Р- Маiег) теория фрустрационной фиксации базируется на опровержении той точки зрения, что любое поведение мотивировано. Автор выделил два типа поведения: целенаправленное (еоа1 - тоiiуаiегi) и фрустрационное (йшiтайоп - тайей). Он утверждал, что <поведение, демонстрируемое в состоянии фрустрации, характеризуется уникальной бедностью, и эта бедность отличает его от мотивированного> [10, с. 480]. При этом фрустрация делает поведение ригидным и не изменяющимся, что позволяет назвать его <патологической фиксацией>.

Авторы теории фрустрационной регрессии Р. Баркер, Т. Дембо, К. Левин (К.С. ВатЬег, Т. ОетЬо, К. Ьеуiп) считают, что фрустрация <возникает, когда поведение прерывается до его завершения, т. е. до достижения подходящей для человека цели> [9, с. 548]. Типичной для такого состояния, по их мнению, является реакция регрессии, которая понимается как возвращение к более примитивным формам поведения и снижение уровня деятельности по сравнению с нормальными возрастными характеристиками.

Исследователи Йельского университета - Дж. Доллард, Н. Миллер, Л. Дуб (1 Е)оНаiтI, М Е. Мiiiег, Ь. У. IЗооЬ) предложили теорию фрустрации - агрессии. Согласно этой концепции, каждое целенаправленное действие при столкновении с факторами, затрудняющими или полностью исключающими его выполнение и достижение цели, всегда вызывает агрессию [7]. Данная теория выдвигает два основных положения [12]:
1, Фрустрация всегда напрямую приводит к агрессии в какой либо форме.
2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.

Наиболее известной является эвристическая теория фрустрации, созданная С. Розенцвейгом (8. Ковепгуеi) [2; 4]. Согласно автору, фрустрация <имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия или обструкции на пути к удовлетворению какой либо жизненной потребности> [цит. по 4, с. 119]. По его определению, существует три вида таких ситуаций [4]: лишения (ргiуаiiопа), потери ((Iергiуаiiопв), конфликты.

При анализе исследований проблемы фрустрации в зарубежной психологии следует отметить один, на наш взгляд, существенный их недостаток - отсутствие в большинстве работ ее сущностного определения. Фрустрация понимается как нечто, возникающее в некоторых условиях, но ответ на вопрос, что представляет собой это нечто (психический процесс, состояние, свойство, механизм), в зарубежных исследо-
ваниях практически отсутствует [7; 9; 10-12].

В отечественной же психологии существует традиция понимания фрусiрацийД как одного из психических состояний [2; 4; 5; 6; 8]. Следочательно, все исследования] данной проблемы определены основными принципами и подходами к их изучению, в] русле которых большое внимание уделяется изучению различных параметров фруст-] рирующих ситуаций. Как правило, выделяется всего два их необходимых признака [1; 2; 4; 8]: наличие сильной мотивированности достичь цели (удовлетворить потребность); наличие преграды или сопротивления, препятствующих этому достижению.

При этом барьеры, затрудняющие или делающие невозможным достижение цели, могут быть внешними и внутренними, объективно непреодолимыми и субъективно так воспринимаемыми [4].

С противодействием внешних барьеров наиболее часто личность сталкивается в коммуникативной деятельности. Моделью фрустрирующей ситуации, возникающей в ходе межличностного общения, может являться межличностный конфликт. Следует  отметить, что конфликт, понимаемый как фрустрирукицая ситуация, имеет некоторые отличительные особенности, выделяющие его из ряда фрустрирующих ситуаций, возникающих в других видах деятельности. Во-первых, для того, чтобы мотивированность к достижению цели была осознана человеком, иногда необходимо противодей-1 ствие фрустратора. Во-вторых, в такой ситуации личность, с одной стороны, является фрустрируемой жертвой, если рассматривать ситуацию с точки зрения ее интересов. Но, при этом, с другой стороны, выступает одновременно и фрустратором, поскольку ее поведение, намерения, цели мешают удовлетворению потребностей и достижению
целей противоположной стороной.

Если противодействие внешних барьеров, как правило, объективно, то возникновение внутренних зачастую может быть связано с субъективной оценкой личностью себя и окружающей социальной ситуации. Однако, независимо от их объективности, противодействие внешних и внутренних барьеров может с одинаковой силой фрустрировать человека, который затем проявляет свое состояние целым рядом эмоциональных реакций, таких как апатия и безразличие, беспокойство и напряжение, раздражительность и досада.

Сочетание сильной мотивированности к достижению цели и препятствий на пути к ней, несомненно, являются необходимыми условиями возникновения состояния фрустрации. Однако, как свидетельствует опыт, некоторые люди во фрустрирующих) ситуациях преодолевают значительные трудности не испытывая фрустрации [7, 15,27, 39]. Их деятельность скорее можно назвать конструктивной, направленной на преодоление негативного влияния неудачи и предупреждение появления признаков психической дезорганизации. Способность человека переносить фрустрирующие ситуации без разрушительных последствий, адекватно их оценивать и демонстрировать конструктивное поведение определяют как толерантность к фрустрации [4]. В ее основе лежи
способность человека к адекватной оценке фрустрирующей ситуации и предвидение вариантов выхода из нее.

Изучение путей формирования фрустрационной толерантности необходимо в связи с актуальной задачей развития устойчивости личности к воздействию неблагоприятных жизненных факторов. Поэтому, большое значение приобретает проблема ее диагностики Широко известная и часто применяемая методика рисуночной фрустра-1 ции С. Розенцвейга, на наш взгляд, может показать лишь степень устойчивости к противодействию внешних барьеров во фрустрирующих ситуациях, возникающих в деятельности общения. Диагностика фрустрационной толерантности к действию внутщяи: барьеров может быть осуществлена при применении экспериментальной материал, отвечающей следующим требованиям:

- возможность создания и повторения фрустрирующей ситуации определенно рода, в которой достижению цели будут препятствовать именно внутренние барьеры;

- возможность учета объективных показателей фрустрационных ответов, выражающихся в мимических, пантомимических и речевых реакциях.

Наблюдаемым же показателем фрустрационной толерантности в данной ситуации служит поведение человека. Если личность во фрустрирующей ситуации демонстрирует конструктивную стратегаю поведения, позволяющую достичь цели с минимальными эмоциональными и временными затратами, оправданным представляется вывод о ее достаточно высокой фрустрационной толерантности.

Учет физиологических проявлений, таких как артериальное давление, частота пульса, дыхания и т. д, едва ли можно назвать обязательным условием, поскольку неоспорим тот факт, что одинаковые физиологические реакции могут соотаетствовать совершенно противоположным эмоциональным состояниям.

Возможность наблюдения за реальной активностью личности во фрустрирующей ситуации дает стандартная методика измерения уровня притязаний, так как она, благодаря своим процедурным особенностям, позволяет выявить тактику поведения испытуемого в ситуации вероятного неуспеха при проверке его способностей.

Методика измерения уровня притязаний является достаточно экономичным и информативным средством диагностики фрустрационной толерантности, однако, она имеет существенные недостатки. Во-первых, получаемые данные могут быть представлены только в дихотомическом виде: личность либо демонстрирует своим поведением толерантность, либо нет. При этом вопрос о степени ее развития остается открытым. Во-вторых, при применении данной методики нет возможности получить сведения о том, какие именно внутренние барьеры личности воздействуют на ее поведение и эмоциональное состояние. В-третьих, остается неизвестным, почему и в каких фрустрирующих ситуациях у данной личности возникает психическое состояние фру-
страции разной степени выраженности.

Создание методики, исключающей эти недостатаи, является актуальной задачей, необходимость разрешения которой определяется чрезвычайной значимостью диагностики степени фрустрационной толерантности и видов внутренних барьеров в разработке системы психокоррекционных и профилактических программ.

Литература:

Василюк Ф. Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций), - М.: Изд-
воМГУ,1984.-200с.

Ильин Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функ-
циональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 1978. - С. 325 - 346.
Киршбаум Э. И., Еремеева А. Н. Психические состояния. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-
та, 1990.-141 с.

4. Левитов Н. Д. От фрустрации к агрессии // Психологический журнал.- 1990.- Т. 11 ,№5 .-С. 116-120.

5. П-iотачер А. И. Некоторые соображения по вопросу фруспрации //Вопросы психологии. - 1969. -
№2-0.137-138.

6. Прохоров А. О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состоянии лично-
сти.-Смара:Изд-воСГПИ, 1991.-ПЗс.

7. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. - М,: Прогресс, 1979. - 329с.
8.Я. Тарабрина Н. В., Щеряков Г. В., Широков В. Д. Экспериментальные исследования фрустрации
при истерии // Клишiммiсихологическле исследования личности. - Л.: ЛНИИ психоневрологии,
1971.-С. 205-209.

Категория: Психология и педагогика | (16.11.2012)
Просмотров: 2678 | Рейтинг: 0.0/0