Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Проективно-интерпретативная методика выявления полоролевых стилей мышления старшеклассников
|
|
Одним из важнейших факторов индивидуальности является полоролевая принад- лежность школьников и соответствующий ей стиль мышления. Воспитание с учетом по- ловой принадлежности предполагает знание специфических интересов и склонностей; особенностей полоролевых стилей мышления. Утрата чувства пола порождает глубокие изменения личности: происходит «деперсонализация», потеря своего «Я», своего места среди людей. Исчезает привязанность к близким людям, к самой жизни, что вызывает различные формы асоциального поведения, возникает озлобленность, эмоциональная неустойчивость, нарушение мыслительной деятельности. К сожалению, психология полоролевых различий стала серьезно изучаться лишь в последние годы. Одним из первых в нашей стране этой проблемой стал заниматься И.С. Кон. В своей работе «Психология половых различий» он подчеркивает и раскрывает не- обходимость знаний, связанных с психополовыми особенностями личности ребенка. В работах Тимощенко Л.Н. подчеркивается, что чувство и осознание половой принадлеж- ности формируется только через общение с другими людьми, под влиянием воспитания, социальных условий и подготовки к будущей жизни, что непосредственно связано со стилем мышления. Предполагается, что полоролевая принадлежность в системе обуче- ния и воспитания напрямую связана и определяет приоритетный стиль мышления среди учащихся. На наш взгляд таким стилем мышления является дифференциально- идеалистический, свойственный большинству девушек и юношей в связи с возрастными характеристиками и полоролевыми психологическими особенностями, что необходимо проверить с помощью используемой в нашем исследовании проективно- интерпретативной методикой тестирования учащихся. Исследование проводилось в рамках муниципального образовательного учрежде- ния – средней школы, в котором приняли участие учащиеся 8–11 классов в возрасте 14– 17 лет, общее число принявших участие в исследовании составляет 179 человек, из них 84 это юноши и 95 – девушки. Возрастная группа была избрана с учетом того, что в обо- значенном возрастном периоде происходит перестройка деятельности всех систем орга- низма, меняются психика, поведение и социально-бытовые ориентации подростков. Этапы исследования были следующими: • была подобрана проективно-интерпретативная методика для выявления полороле- вых особенностей стилевого мышления подростков, основанная теоретически на тес- те «дифференциальность-интегральность» Г.А. Берулавы; • проведена диагностика и сбор данных об учащихся, задействованных в процесс исследования; • статистическая обработка полученных данных, выводы и итоги результатов иссле- дования. К проективно-интерпретативной методике, используемой в нашем исследовании, относится заимствованный нами тест «дифференциальность-интегральность» Берулавы, предполагающий истолкование какого-либо события. Тест Берулавы фиксирует когни- тивные ориентации, но в данном случае его использовали как средство выявления поло- ролевых стилей. Он состоит из 20 сюжетных картин, которые последовательно предла- гались испытуемым с вопросом: «Что изображено на картине?». Данная методика по- зволила диагностировать дифференциально-идеалистический (абстрактный), дифферен- циально-реалистический (конкретный) и дифференциально-эмоциональный (чувствен- ный) стили мышления. Испытуемые записывали все 20 ответов, используя для описания слова, пунктуационные обозначения, ассоциирующиеся с увиденной картиной. Выпол- няя предлагаемое задание, учащиеся становились в ситуацию необходимости определе- ния личного отношения к предъявленному изображению, и, не осознавая цели исследо- вания, достоверно раскрывали свои полоролевые особенности. В результате сбора и обработки полученных данных нами были получены сле- дующие статистические данные и на их основе выделены стили мышления: 1) Дифференциально-идеалистический (абстрактный) стиль: определяет сущность мыслительной деятельности у 68% опрошенных; он свойственен более девушкам (65% протестированных). Для такого стиля характерна ориентация на целостное восприятие объекта познания, на понятийные отвлеченные абстракции, обобщенный «образ мира»; девушки превосходят юношей в быстроте восприятия и многообразии воспринимаемых деталей, оттенков реальности, что позволяет им лучше разбираться в людях. В их созна- нии знания, чувства и отношения слиты, поэтому девушка понимает любой процесс в связи с личностными смыслами более широко. 2) Дифференциально-реалистический (конкретный) стиль: определяет сущность мыслительной деятельности у 20% опрошенных. Характерен более для юношей (84%), которым свойственны конкретность, рациональность, формализм и эмпиричность мыш- ления, фрагментарность «образа мира». Юноши прямо и непосредственно концентри- руют свое внимание на поставленной задаче, в мужском мышлении знания, чувства и отношения существуют раздельно в процессе познавательной и поведенческой деятель- ности, им свойственно преувеличение роли мыслительного, рассудочного компонента при игнорировании эмоциональных, составляющих анализа. 3) Дифференциально-эмоциональный (чувственный) стиль мышления: определяет сущность мыслительной деятельности у 12% опрошенных; характерен главным образом для девушек (93%). При таком стиле мышления ситуации придается эмоциональная на- сыщенность, одной из важнейших составляющих которой является тревожность, обу- словливающая неопределенность предмета переживаний; направленность в будущее. Тревожность выражается в опасении, что будет, этот стиль предполагает разнообразие эмоциональных переживаний, чувств, образа мыслей. На основании полученных результатов было выявлено, что у девушек преобладает дифференциально-эмоциональный стиль мышления, тогда как у юношей – дифференци- ально-реалистический стиль мышления. Нами была доказана гипотеза о том, что прак- тически в равной степени девушкам и юношам свойственен дифференциально- идеалистический стиль мышления, что связано с обозначенным возрастным периодом, когда недостаточно четки и верны представления о реальности и окружающей действи- тельности, когда мир кажется практически идеальным. По результатам исследования педагогам и психологам в школе можно рекомендо- вать учитывать индивидуальные особенности полоролевой структуры учащихся и сти- левые особенности мышления при разработке программ, учебных материалов, кон- трольных заданий, наглядных пособий. Изучение психологических особенностей поло- ролевых стилей мышления юношей и девушек является важным научным и практиче- ским вопросом. Их знание поможет адекватно воспитать личность ребенка, делая акцент на формировании именно тех качеств, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
| |
|
|
Просмотров: 837 | Рейтинг: 0.0/0 |