Главная » Статьи » Психология и педагогика

Проективно-интерпретативная методика выявления полоролевых стилей мышления старшеклассников


Одним из важнейших факторов индивидуальности является полоролевая принад-
лежность школьников и соответствующий ей стиль мышления. Воспитание с учетом по-
ловой  принадлежности  предполагает  знание  специфических  интересов  и  склонностей; 
особенностей полоролевых стилей мышления. Утрата чувства пола порождает глубокие 
изменения личности: происходит «деперсонализация», потеря своего «Я», своего места 
среди людей. Исчезает привязанность к близким людям, к самой жизни, что вызывает 
различные  формы  асоциального  поведения,  возникает  озлобленность,  эмоциональная 
неустойчивость, нарушение мыслительной деятельности. 

К сожалению, психология полоролевых различий стала серьезно изучаться лишь в 
последние годы. Одним из первых в нашей стране этой проблемой стал заниматься И.С. 
Кон. В своей работе «Психология половых различий» он подчеркивает и раскрывает не-
обходимость знаний, связанных с психополовыми особенностями личности ребенка. В 
работах Тимощенко Л.Н. подчеркивается, что чувство и осознание половой принадлеж-
ности формируется только через общение с другими людьми, под влиянием воспитания, 
социальных  условий  и  подготовки  к  будущей  жизни,  что  непосредственно  связано  со 
стилем мышления. Предполагается, что полоролевая принадлежность в системе обуче-
ния и воспитания напрямую связана и определяет приоритетный стиль мышления среди 
учащихся.  На  наш  взгляд  таким  стилем  мышления  является  дифференциально-
идеалистический, свойственный большинству девушек и юношей в связи с возрастными 
характеристиками и полоролевыми психологическими особенностями, что необходимо 
проверить  с  помощью  используемой  в  нашем  исследовании  проективно-
интерпретативной методикой тестирования учащихся. 

Исследование проводилось в рамках муниципального образовательного учрежде-
ния – средней школы, в котором приняли участие учащиеся 8–11 классов в возрасте 14–
17 лет, общее число принявших участие в исследовании составляет 179 человек, из них 
84 это юноши и 95 – девушки. Возрастная группа была избрана с учетом того, что в обо-
значенном возрастном периоде происходит перестройка деятельности всех систем орга-
низма,  меняются  психика,  поведение  и  социально-бытовые  ориентации  подростков. 

Этапы исследования были следующими: 

•  была подобрана проективно-интерпретативная методика для выявления полороле-
вых особенностей стилевого мышления подростков, основанная теоретически на тес-
те «дифференциальность-интегральность» Г.А. Берулавы; 

•  проведена  диагностика  и  сбор  данных  об  учащихся,  задействованных  в  процесс 
исследования; 

•  статистическая обработка полученных данных, выводы и итоги результатов иссле-
дования. 

К  проективно-интерпретативной  методике,  используемой  в  нашем  исследовании, 
относится заимствованный нами тест «дифференциальность-интегральность» Берулавы, 
предполагающий истолкование какого-либо события. Тест Берулавы фиксирует когни-
тивные ориентации, но в данном случае его использовали как средство выявления поло-
ролевых стилей. Он состоит из 20 сюжетных картин, которые последовательно предла-
гались испытуемым с вопросом: «Что изображено на картине?». Данная методика по-
зволила диагностировать дифференциально-идеалистический (абстрактный), дифферен-
циально-реалистический (конкретный)  и  дифференциально-эмоциональный (чувствен-
ный) стили мышления. Испытуемые записывали все 20 ответов, используя для описания 
слова, пунктуационные обозначения, ассоциирующиеся с увиденной картиной. Выпол-
няя предлагаемое задание, учащиеся становились в ситуацию необходимости определе-
ния личного отношения к предъявленному изображению, и, не осознавая цели исследо-
вания, достоверно раскрывали свои полоролевые особенности. 

В  результате  сбора  и  обработки  полученных  данных  нами  были  получены  сле-
дующие статистические данные и на их основе выделены стили мышления: 

1) Дифференциально-идеалистический (абстрактный) стиль: определяет сущность 
мыслительной деятельности у 68% опрошенных; он свойственен более девушкам (65% 
протестированных). Для такого стиля характерна ориентация на целостное восприятие 
объекта познания, на понятийные отвлеченные абстракции, обобщенный «образ мира»; 
девушки превосходят юношей в быстроте восприятия и многообразии воспринимаемых 
деталей, оттенков реальности, что позволяет им лучше разбираться в людях. В их созна-
нии знания, чувства и отношения слиты, поэтому девушка понимает любой процесс в 
связи с личностными смыслами более широко. 

2)  Дифференциально-реалистический (конкретный)  стиль:  определяет  сущность 
мыслительной деятельности у 20% опрошенных. Характерен более для юношей (84%), 
которым свойственны конкретность, рациональность, формализм и эмпиричность мыш-
ления,  фрагментарность «образа  мира».  Юноши  прямо  и  непосредственно  концентри-
руют свое внимание на поставленной задаче, в мужском мышлении знания, чувства и 
отношения существуют раздельно в процессе познавательной и поведенческой деятель-
ности,  им  свойственно  преувеличение  роли  мыслительного,  рассудочного  компонента 
при игнорировании эмоциональных, составляющих анализа. 

3) Дифференциально-эмоциональный (чувственный) стиль мышления: определяет 
сущность мыслительной деятельности у 12% опрошенных; характерен главным образом 
для девушек (93%). При таком стиле мышления ситуации придается эмоциональная на-
сыщенность,  одной  из  важнейших  составляющих  которой  является  тревожность,  обу-
словливающая  неопределенность  предмета  переживаний;  направленность  в  будущее. 
Тревожность выражается в опасении, что будет, этот стиль предполагает разнообразие 
эмоциональных переживаний, чувств, образа мыслей. 

На основании полученных результатов было выявлено, что у девушек преобладает 
дифференциально-эмоциональный стиль мышления, тогда как у юношей – дифференци-
ально-реалистический стиль мышления. Нами была доказана гипотеза о том, что прак-
тически  в  равной  степени  девушкам  и  юношам  свойственен  дифференциально-
идеалистический стиль мышления, что связано с обозначенным возрастным периодом, 
когда недостаточно четки и верны представления о реальности и окружающей действи-
тельности, когда мир кажется практически идеальным. 

По результатам исследования педагогам и психологам в школе можно рекомендо-
вать учитывать индивидуальные особенности полоролевой структуры учащихся и сти-
левые  особенности  мышления  при  разработке  программ,  учебных  материалов,  кон-
трольных заданий, наглядных пособий. Изучение психологических особенностей поло-
ролевых стилей мышления юношей и девушек является важным научным и практиче-
ским вопросом. Их знание поможет адекватно воспитать личность ребенка, делая акцент 
на формировании именно тех качеств, которые помогут ему в дальнейшей жизни. 
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 837 | Рейтинг: 0.0/0