Главная » Статьи » Психология и педагогика

Психодиагностика в клинике функциональных сексуальных расстройств


Проведённая нами работа по переводу на русский язык анкеты «Отрицательные и 
тревожные мысли во время сексуальных отношений» и опросника «История сексуально-
сти», разработанных французскими, канадскими и американскими специалистами: Snell, 
Fisher, Walters, Schover, Trudel, Ravart, Turgeon, и их апробация на российской выборке 
из популяции нормы крайне актуальны как в практическом, так и в теоретическом пла-
не. Это восполнение дефицита адекватных инструментов для оценки психологических 
аспектов сексуальной функции, который осознаётся, в том числе, и сексологами, рабо-
тающими в клинике сексуальных расстройств. 

Выбор данных методик продиктован тем, что они легки в применении, обладают 
приемлемой надёжностью, имеют хорошие показатели валидности, дают максимально 
многостороннюю  и  целостную  картину  индивидуальных  особенностей  респондентов, 
глубоко оценивают когнитивный аспект сексуальной сферы (т.е. представления пациен-
та).  Анкета «Отрицательные  и  тревожные  мысли  во  время  сексуальных  отношений» 
служит поводом для обсуждения основных проблемных сторон сексуальной жизни па-
циента и определяет содержание потенциально патогенных установок, мыслей и отно-
шений в сексуальной сфере. Опросник «История сексуальности» предназначен для сбо-
ра  анамнестических  данных  и  выявляет  специфичные  для  определённых  расстройств 
симптомы. Эти методики в совокупности с проективными и полупроективными способ-
ны составить полноценный инструмент для оценки и диагностики различных сексуаль-
ных расстройств. 

В исследовании, которое проводилось на российской выборке из популяции нор-
мы, приняли участие 40 человек (17 мужчин и 23 женщины) в возрасте от 18 до 30 лет 
(больше всего респондентов в возрасте 21–22 года), не имевшие в анамнезе сексуальных 
расстройств и ведущие регулярную половую жизнь. Данные, полученные в результате 
проведения опросников, в основном совпадают с аналогичными, полученными на фран-
цузской  выборке,  а  обнаруженные  различия  можно  объяснить  возрастными  и  культу-
ральными особенностями. 

В ближайшее время планируется применить апробированные методики для исследо-
вания  двух  групп:  пациентов  с  функциональными (психогенными)  сексуальными  рас-
стройствами и пациентов с органическими сексуальными расстройствами. Предполагает-
ся,  что  это  позволит  обнаружить  значимые  различия  в  когнитивной  и  эмоционально-
волевой сфере у больных каждой из двух групп и здоровых людей, а также выявить воз-
можности и ограничения данных методик. В перспективе это даст возможность выявления 
с помощью данных опросников симптомов и закономерностей, специфичных для опреде-
лённых  групп  больных,  страдающих  сексуальными  дисфункциями  различного  генеза,  а 
также  возможность  применения  данных  методик  для  диагностики  и  составления  про-
граммы терапевтического вмешательства при различных сексуальных расстройствах.
 
Кроме того, исследование будет дополнено известными методиками, неспецифич-
ными для психодиагностики в клинике функциональных сексуальных расстройств, на-
правленными на выявление особенностей локуса контроля, специфики и уровня защит-
ных механизмов личности, уровня личностной и ситуативной тревожности, структуры 
самоотношения (УСК, ЗМЛ, «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбер-
гера-Ханина,  тест-опросник  самоотношения  В.В.  Столина).  Предполагается  наличие 
значимых различий по результатам этих методик у больных функциональными и орга-
ническими сексуальными расстройствами, благодаря чему удастся выявить особенности 
личностной структуры больных функциональными сексуальными расстройствами и соб-
ственно  психологические  критерии  диагностики  этих  расстройств  для  тонкой  диффе-
ренциации их от органических сексуальных расстройств и от нормы. 

С точки зрения теоретической значимости эта работа позволит вплотную подойти 
к раскрытию психологических механизмов формирования и реализации различных форм 
сексуальных расстройств. 
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 659 | Рейтинг: 0.0/0