Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Психологическая служба образования: опыт сравнительного исследования
|
|
Психологические службы в системе образования имеют более чем вековую исто- рию. Однако научное обоснование и организация психологической службы в каждой стране реализуется по-своему. Остановимся подробнее на опыте развития психологиче- ской службы образования в США, Франции, Великобритании и России. Психологическая служба в Соединенных штатах Америки ведет свою историю с 1896г., когда в университете Пенсильвании на базе первой в США психологической клиники Л. Уитмером были организованы специальные курсы для педагогов и психоло- гов, работавших с детьми, к которым неприменимы стандартные методы обучения. Рас- пространение тестов на определение коэффициента умственной одаренности (IQ) в аме- риканских школах способствовала возникновению и развитию службы Guidance (Hodg- son, Mattison, Phillips, Pollack, 2001). Сегодня главной целью психологической службы образования США является содействие психическому здоровью и образовательным ин- тересам учащихся (Reynolds, 1984). Оценка качества работы современной службы Guidance в США осуществляется через изучение представлений потребителей. В резуль- тате именно потребители определяют то, что является качественной психологической помощью службы Guidance. В 1970 г. во Франции основной организационной формой деятельности психологи- ческой службы образования стали группы психолого-педагогической помощи, в состав которых входили три специалиста (по школьной психологии, по психологии обучения и по психомоторному развитию). И лишь в 1980-х гг. во Франции для оказания помощи отдельным индивидам, группам и целым учреждениям была создана единая система школьной психологической службы (Guillemard, 1989). Целью психологической службы образования в Великобритании является исполь- зование психологических знаний, принципов и навыков, чтобы способствовать эффек- тивному обучению и хорошему самочувствию учащихся. Графства Великобритании разделены на образовательные округа, в каждом из кото- рых есть психологические службы образования (education psychology service). В функцио- нал этих служб входит психологическое сопровождение учебных заведений в одном или нескольких образовательных округах графства, обучение навыкам психологии, проведение тренингов и научные исследования. К примеру, на территории графства Buckinghamshire, находится 252 учебных заведения различных ступеней от учреждений дошкольного образо- вания до университетов (Christie, Hetherington, Parkes, Munro, 2000). Существует три подхо- 37 Настоящая статья подготовлена по результатам исследований проведенных в рамках гранта Федераль- ного агентства по образованию РФ по программе «Развитие научного потенциала высшей школы» (РОСТ- НИЧ-660). 38 Автор выражает признательность профессору, члену-корреспонденту Российской Академии Образова- ния, доктору биологических наук Ермакову П.Н. и профессору, доктору психологических наук Абакумо- вой И.В. за помощь в подготовке данного исследования. да к содержанию работы education psychology service Великобритании: как к консультации только по проблемам в учебном процессе профессионального образования, как к дополни- тельной помощи к семейному воспитанию и, наконец, как системе развития психологиче- ских навыков преподавателей (Watkins, Hill, 2000). В работе education psychology service учитываются интересы и пожелания не только учебных заведений, но и родителей учащих- ся, что делает работу психологической службы более эффективной. Обобщая представленный опыт, следует отметить, что в США, во Франции и Ве- ликобритании психологические службы работают по единым схемам в образовательных учреждениях различных ступеней, их деятельность строго регламентирована, регулиру- ется законодательством и различными нормативными документами, разработанными профессиональными сообществами психологов. В нашей стране становление психологической службы в системе образования про- исходит с начала 80-х годов. С распадом Советского Союза, началом масштабных соци- ально-экономических реформ перед психологической службой встали новые задачи: усиление работы с детьми «групп риска», профилактика детской преступности, помощь детям, находящимся в безвыходной ситуации, разработка системы экстренной дистан- ционной психологической помощи (телефон доверия) и др. Создание отечественной психологической службы образования связано с именами таких выдающихся ученых, как А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Б.А. Вяткин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Н.В. Кузьмина, В.С. Мухина, Н.Н. Обозов, А.М. Прихожан, В.В. Рубцов, Н.Г. Салмина, Ю.Л. Сыэрд, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др. Современная система психологической службы образования, сформированная ре- шением Коллегии Министерства образования РФ по вопросу «О состоянии и перспекти- вах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» от 30 марта 1995 г. продолжает находиться в стадии становления. В конце 1980-х – начале 1990-х годов постепенно начали свое формирование пси- хологические службы в вузах России, это носило эпизодический, не систематизирован- ный характер. Однако за последние двадцать лет психологами был накоплен значитель- ный опыт по организации работы в данной сфере. Психологические службы большинст- ва вузов, хотя и имеют, по сути, сходные задачи, однако реализуют их по-разному. Пока единой психологической службы образования в России нет. На уровне учре- ждений общего образования, хотя и разная в регионах России, имеется достаточно чет- кая иерархизация психологов, нормативно-правовая база. Что же касается системы выс- шего профессионального образования, то здесь наблюдается многообразие организаци- онных форм и относительное единообразие методов работы психологических служб. Это подтверждает А.Л. Венгер (2003 г.), по мнению которого, в настоящее время в Рос- сии отдано предпочтение децентрализованному варианту организации и контроля пси- хологических служб, при котором психологи рассредоточены по отдельным учебным заведениям. Недостатками такого варианта являются: возможность давления со стороны администрации учебных заведений, недостаток профессионального общения и сложно- сти в организации постоянного контроля для начинающих психологов. При совершенствовании отечественной психологической службы образования не- обходимо учитывать опыт организации психологической службы за рубежом.
| |
|
|
Просмотров: 4967 | Рейтинг: 3.5/2 |