Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Психология спорта и физической культуры
|
|
В наше время легко заметить как, до какой степени развит спорт, его
направления. Конечно, в разных странах он развит по-разному и соответственно
политическим ориентациям развивается в той или иной стране тоже по-разному.
Существуют общие черты, схожести спорта как явления в разных частях света,
например, особенности, закономерности, механизмы протекания спортивной
деятельности, как особо ориентированной системой действий, в основном
нацеленной на результат. Изучая спортивную деятельность, с целью ее оптимизации,
повышения эффективности – в дальнейшем, необходимы знания из разных дисциплин,
в частности, психологии, а именно – психологии деятельности. На сегодняшний
день хороший, разумный спортивный тренер – это человек в первую очередь знающий
свое дело – тонкости, секреты, хитрости спортивной деятельности, что позволяет
ему повышать ее эффективность. Он также должен знать физиологию и психологию
человека – видеть целостно систему органов, мозг человека и при необходимости,
замечать детали. При подготовке спортсменов, в любом виде спорта, для
соревнований, участия в разных олимпиадах, конкурсах, настраивается не только
физиологическая, телесная основа человека (система органов дыхания,
пищеварения, кровообращения и так далее), но и, на чем не редко делается основной
акцент, что и есть комплексный подход, качественный, нервная система, ее
психическая деятельность (активность направляемая человеком). Так важно для
спортсмена соблюдать, например, не только диету, выполнять комплекс
дыхательных, мышцеразминающих, мышцеукрепляющих, и других упражнений, принятие
витаминов и так далее, а иметь «приподнятый» (боевой, жизненаполняющий) дух,
хорошее (отличное, позитивное) настроение, быть оптимистом, сформировать
позитивное мышление, что позволит и будет позволять дальше с легкостью
побеждать на тех или иных соревнованиях. Итак, речь идет о психологической
подготовке спортсменов, как необходимое условие повышения их различных
способностей, возможностей. Знания с психологии деятельности, психологии
спортивной деятельности и в целом психологии весьма и весьма в данном аспекте
актуальны и важны. Так, тренер владеющий умениями, навыками, знаниями
проведения таких работ, как тренировка воли спортсменов, их эмоциональной регуляции,
и создание других условий для достижения
максимально хороших результатов, используя их должен учитывать, что
воспитание, подготовка, настройка, мотивирование (как на физиологическом
базовом так и на высшем физиологическом уровне (центральная нервная система,
психическая регуляция)), которые идут извне (снаружи) должны сочетаться,
комбинироваться, совмещаться с внутренней подготовкой самого спортсмена – его
самовоспитание, самонастрой, самовнушение, и так далее. Пока сам спортсмен не
захочет, не будет желать показать все что он может и даже больше (на пределе
возможностей), влияние, деятельность тренера будет не достаточно эффективной. Существует много действующих методов, техник в спорте, которые позволяют
спортсменам быть лидерами, если их правильно использовать. Одна с таких – метод
аутосуггестии (метод самовнушения). Если спортсмен уверен что он силен и
сильнее его нету, внушил себе, что он супермен, которому невозможное возможно,
и он сопровождает это и другими аффирмациями (самонастраивающие предложения, утверждения),
такими как: «у меня всегда все получается», «я делаю все правильно», «мое
настроение сегодня самое лучшее», «я готов ко всему», «сегодня для меня успешный
день» и так далее, если все делалось по инструкциям, корректно, то результаты,
которые спортсмен будет показывать, должны быть (обязаны) высокими, конечно,
если он сохранил эту «настройку», если он «свято», всем сердцем в это верил,
жил этим, был в этом убежден, и ничто не могло поддать сомнению это. Вообще сила мысли, сила веры очень или даже безгранично велика. Говорят:
«вера свернет горы», «по вере вашей да будет вам» и так далее, что значит, и
так на самом деле есть, что тот кто верит в свои силы - что они велики – они и
будут (станут) велики, кто верит в свою мечту – что она сегодня осуществится -
она осуществится, только если человек заметит возможность – через что она
осуществляется – как правило, «все у нас под носом», но мало кто замечает
сколько рядом перспектив. Также, как упоминалось выше, не маловажное значение
имеет позитивное мышление (способ мышления) – когда человек выходит
(воспринимает ситуацию как урок) победителем даже в поражении, думает – что не
случается то к лучшему, что не дает упасть его духу приподнятому. Улыбаясь во
время тяжелой тренировки, после травмирующих, свидетельствующих о полном
проигрыше, падений, человек через такое отношение к окружающей действительности
по истине обретает силу, стойкость к неожиданностям, неприятностям, готов к
неизведанному, во всем видя позитив – не переживает то, что могло бы оказать на
его психосоматическое строение не хорошее влияние. Так психологическая
подготовка человека в любой спортивной деятельности (спортсмена) имеет особую
важность. Далее рассмотрим психологические знания, которые применяются в автоспорте,
какие можно заметить особенности подготовки гонщиков к соревнованиям, какие
могут быть способы улучшения показателей. В отличие от других видов спорта,
таких как бег, плавание, прыжки (без шеста), бокс и другие, где человек не
оперирует, не пользуется никакими снарядами, орудиями, устройствами, автоспорт,
как и мотоспорт, метание дисков, копья, прыжки в воду с перекладины, прыжки с
шестом, стрельба с лука – где человек управляет снарядами, и от того, как он
это делает, зависит результат (в идеале – человек и орудие, снаряд, перекладина
– одно целое, один организм), что предполагает постоянное внимание,
сосредоточение на этих элементах, что естественно приводит к напряжению,
нагрузкам. Так пилот формулы 1 должен (для лучших результатов) на трассе, едя в
машине – не только управлять машиной (начинающими водителями, гонщиками, как
известно, управляет машина, а не они ею) – механически крутить руль, просто
давить на педали, а ощущать машину в целом – что может она, то может и водитель
– как одно тело, система органов: человек – мозг – целенаправитель, активизатор,
регулятор – а машина - система исполнения, и все воспринимается на равных –
водитель себя не превозносит и не опускает – его роль, как и роль машины –
однозначна - цель достичь – усилия обоих нужны - равноценны. В этом также
проявляется бережное отношение к машине, полный контроль над ситуацией. Но для
того чтобы управлять чем-либо, как известно, человек сперва должен научится
управлять самим собой – своими эмоциями, влечениями, поведением, мыслями и так
далее. Психологические знания в автоспорте помогают (при их корректном,
уместном применении) гармонизировать отношения в системе человек-машина, их
взаимодействия и результаты от этого улучшить. Много людей идет в автогонщиков,
на этот экстремальный вид спорта (автоспорт) из-за внутренней жажды скорости,
жажды острых ощущений, за адреналином, приключениями и так далее. У начинающего
автогонщика постепенно пропадают страхи (если они есть), как он испробует авто
на скоростях (на тренировках) - страх скорости большой небезопасной (страх
разбиться, точнее неизведанного, но быстро не хорошо кончаемого). В процессе
вождения, особенно на скорости свыше | |
|
|
Просмотров: 864 | Рейтинг: 0.0/0 |