Главная » Статьи » Психология и педагогика

Психология спорта и физической культуры

В наше время легко заметить как, до какой степени развит спорт, его направления. Конечно, в разных странах он развит по-разному и соответственно политическим ориентациям развивается в той или иной стране тоже по-разному. Существуют общие черты, схожести спорта как явления в разных частях света, например, особенности, закономерности, механизмы протекания спортивной деятельности, как особо ориентированной системой действий, в основном нацеленной на результат. Изучая спортивную деятельность, с целью ее оптимизации, повышения эффективности – в дальнейшем, необходимы знания из разных дисциплин, в частности, психологии, а именно – психологии деятельности. На сегодняшний день хороший, разумный спортивный тренер – это человек в первую очередь знающий свое дело – тонкости, секреты, хитрости спортивной деятельности, что позволяет ему повышать ее эффективность. Он также должен знать физиологию и психологию человека – видеть целостно систему органов, мозг человека и при необходимости, замечать детали. При подготовке спортсменов, в любом виде спорта, для соревнований, участия в разных олимпиадах, конкурсах, настраивается не только физиологическая, телесная основа человека (система органов дыхания, пищеварения, кровообращения и так далее), но и, на чем не редко делается основной акцент, что и есть комплексный подход, качественный, нервная система, ее психическая деятельность (активность направляемая человеком). Так важно для спортсмена соблюдать, например, не только диету, выполнять комплекс дыхательных, мышцеразминающих, мышцеукрепляющих, и других упражнений, принятие витаминов и так далее, а иметь «приподнятый» (боевой, жизненаполняющий) дух, хорошее (отличное, позитивное) настроение, быть оптимистом, сформировать позитивное мышление, что позволит и будет позволять дальше с легкостью побеждать на тех или иных соревнованиях. Итак, речь идет о психологической подготовке спортсменов, как необходимое условие повышения их различных способностей, возможностей. Знания с психологии деятельности, психологии спортивной деятельности и в целом психологии весьма и весьма в данном аспекте актуальны и важны. Так, тренер владеющий умениями, навыками, знаниями проведения таких работ, как тренировка воли спортсменов, их эмоциональной регуляции, и создание других условий для достижения  максимально хороших результатов, используя их должен учитывать, что воспитание, подготовка, настройка, мотивирование (как на физиологическом базовом так и на высшем физиологическом уровне (центральная нервная система, психическая регуляция)), которые идут извне (снаружи) должны сочетаться, комбинироваться, совмещаться с внутренней подготовкой самого спортсмена – его самовоспитание, самонастрой, самовнушение, и так далее. Пока сам спортсмен не захочет, не будет желать показать все что он может и даже больше (на пределе возможностей), влияние, деятельность тренера будет не достаточно эффективной.

Существует много действующих методов, техник в спорте, которые позволяют спортсменам быть лидерами, если их правильно использовать. Одна с таких – метод аутосуггестии (метод самовнушения). Если спортсмен уверен что он силен и сильнее его нету, внушил себе, что он супермен, которому невозможное возможно, и он сопровождает это и другими аффирмациями (самонастраивающие предложения, утверждения), такими как: «у меня всегда все получается», «я делаю все правильно», «мое настроение сегодня самое лучшее», «я готов ко всему», «сегодня для меня успешный день» и так далее, если все делалось по инструкциям, корректно, то результаты, которые спортсмен будет показывать, должны быть (обязаны) высокими, конечно, если он сохранил эту «настройку», если он «свято», всем сердцем в это верил, жил этим, был в этом убежден, и ничто не могло поддать сомнению это.

Вообще сила мысли, сила веры очень или даже безгранично велика. Говорят: «вера свернет горы», «по вере вашей да будет вам» и так далее, что значит, и так на самом деле есть, что тот кто верит в свои силы - что они велики – они и будут (станут) велики, кто верит в свою мечту – что она сегодня осуществится - она осуществится, только если человек заметит возможность – через что она осуществляется – как правило, «все у нас под носом», но мало кто замечает сколько рядом перспектив. Также, как упоминалось выше, не маловажное значение имеет позитивное мышление (способ мышления) – когда человек выходит (воспринимает ситуацию как урок) победителем даже в поражении, думает – что не случается то к лучшему, что не дает упасть его духу приподнятому. Улыбаясь во время тяжелой тренировки, после травмирующих, свидетельствующих о полном проигрыше, падений, человек через такое отношение к окружающей действительности по истине обретает силу, стойкость к неожиданностям, неприятностям, готов к неизведанному, во всем видя позитив – не переживает то, что могло бы оказать на его психосоматическое строение не хорошее влияние. Так психологическая подготовка человека в любой спортивной деятельности (спортсмена) имеет особую важность.

Далее рассмотрим психологические знания, которые применяются в автоспорте, какие можно заметить особенности подготовки гонщиков к соревнованиям, какие могут быть способы улучшения показателей. В отличие от других видов спорта, таких как бег, плавание, прыжки (без шеста), бокс и другие, где человек не оперирует, не пользуется никакими снарядами, орудиями, устройствами, автоспорт, как и мотоспорт, метание дисков, копья, прыжки в воду с перекладины, прыжки с шестом, стрельба с лука – где человек управляет снарядами, и от того, как он это делает, зависит результат (в идеале – человек и орудие, снаряд, перекладина – одно целое, один организм), что предполагает постоянное внимание, сосредоточение на этих элементах, что естественно приводит к напряжению, нагрузкам. Так пилот формулы 1 должен (для лучших результатов) на трассе, едя в машине – не только управлять машиной (начинающими водителями, гонщиками, как известно, управляет машина, а не они ею) – механически крутить руль, просто давить на педали, а ощущать машину в целом – что может она, то может и водитель – как одно тело, система органов: человек – мозг – целенаправитель, активизатор, регулятор – а машина - система исполнения, и все воспринимается на равных – водитель себя не превозносит и не опускает – его роль, как и роль машины – однозначна - цель достичь – усилия обоих нужны - равноценны. В этом также проявляется бережное отношение к машине, полный контроль над ситуацией. Но для того чтобы управлять чем-либо, как известно, человек сперва должен научится управлять самим собой – своими эмоциями, влечениями, поведением, мыслями и так далее. Психологические знания в автоспорте помогают (при их корректном, уместном применении) гармонизировать отношения в системе человек-машина, их взаимодействия и результаты от этого улучшить. Много людей идет в автогонщиков, на этот экстремальный вид спорта (автоспорт) из-за внутренней жажды скорости, жажды острых ощущений, за адреналином, приключениями и так далее. У начинающего автогонщика постепенно пропадают страхи (если они есть), как он испробует авто на скоростях (на тренировках) - страх скорости большой небезопасной (страх разбиться, точнее неизведанного, но быстро не хорошо кончаемого). В процессе вождения, особенно на скорости свыше 100 км/ч (скорость далеко небезопасная), от водителя требуется повышенная сосредоточенность на происходящем – внимание и на дорогу, и переключение его на прибор, другие элементы – и чем профессиональней гонщик, тем легче, быстрее происходят многие процессы у него, они более эффективны. Так принятие решений – молниеобразное – как пуля, даже быстрее – потому как время на его принятие бывает иногда считанные секунды, а то и меньше. Подготовка гонщиков может идти разными путями, элементами которых есть: адаптация к поведению машины на разных скоростях при разных действиях, привыкание к внутренней обстановке машины, уровню комфорта и так далее, настраивание, подготовка для долгой, быстрой, лидерской езды с запасом сил для празднования победы или извлекания урока (также и позитивных моментов) из проигрыша. Физиологическая тренировка – подготовка разных анализаторов (сенсорных систем) проявляется в разных тренировках и упражнениях, некоторые из которых уже были рассмотрены выше. А вот психологическая подготовка может проявляться – со стороны тренера – словесное подбадривание типа: «будь лидером», «ты лучший», «соберись – ты это умеешь, мы с тобой – и победи», «ты достоин победы», «ты родился победителем». Практически стремления, насколько человек желает победы – настолько все и выйдет.

Категория: Психология и педагогика | (02.01.2013)
Просмотров: 864 | Рейтинг: 0.0/0