Главная » Статьи » Работа и карьера |
Лидерские стили
|
|
Лидерские стили В истории изучения проблемы лидерства довольно часто исследо- ватели обращались к понятию стиля как наиболее устойчивой характеристики лидера (проявляющейся в его поведении, установках, направленности). Одно из самых ранних упоминаний — 1935 год, когда было обнаружено три стиля у лиде- ров-дошкольников: 1) инструментальный (вовлекающий других детей в конструктивные игры); 2) социальный (нацеленный на сотрудничество); 3) «гангстерский» (лидер добивался личных целей с помощью силы и подчерк- нутого неуважения к другим (Stogdill R. M., 1948)). Позднее, изучая работу воспитателя детей, Курт Левин обнаружил три лидер- ских стиля (на основании распределения власти между лидером и последовате- лями), которые впоследствии стали классическими: 1) авторитарный (с единоличным захватом власти); 2) демократический (с делегированием власти своим подопечным); 3) либеральный, или невмешивающийся (при этом лидером становится либо другой член группы, либо группа распадается). 136 Глава 3. Современные тенденции в изучении лидерства Хотим обратить внимание, что выделенные стили были результатом наблюдений за детьми и их воспитателями! Тем не менее на долгие годы эта классификация сти- лей считалась единственно возможной, даже когда речь шла о менеджере или о пре- зиденте страны! Видимо, столь велик был авторитет имени Курта Левина! Хотя параллельно существовала и другая тенденция — в организационной психологии не прекращался поиск других стилей. Так, до сих пор очень распространенными являются две классификации сти- лей — Университета Огайо (инициативная структура и доброжелательность) и Ф. Фидлера (ориентация на задачу и ориентация на взаимоотношения). Также популярны и пять лидерских стилей из «менеджерской решетки» Р. Блейка и Дж. Моутон на основании двух переменных (заботы о людях и заботы о производстве, продуктивности): «страх перед бедностью», «загородный клуб», «власть–подчинение», «организационное управление», «командное управление». Принято также разделять инструментальный и экспрессивный стили лиде- ров (первый свойствен мужчинам, а второй — женщинам, см. следующую главу). Если подводить итог, в настоящее время в зарубежной организационной психологии наиболее распространенными считаются шесть стилей поведения лидера, которые отражают разные аспекты этого поведения и не обязательно сводятся к дихотомии «инструментальный–экспрессивный» (или деловой– эмоциональный): 1) ориентированный на задачу, или деловой; 2) ориентированный на взаимоотношения, или межличностный; 3) авторитарный; 4) демократический; 5) структурирующий (директивный); 6) коллаборативный, или основанный на сотрудничестве с работником (Cann A., Siegfried D., 1990; Еagly A. H., Johnson B. T., 1990). Поскольку для каждого из приведенных стилей существует специально разрабо- танная методика и за каждым из них стоит определенная теория или концепция (см. главу 2) и поскольку содержательно они отличаются друг от друга (специальные ис- следования это показали!), неправомерно сокращать это количество (к примеру, иногда в литературе понятия стиля, ориентированного на задачу, и авторитарного стиля употребляются в качестве синонимов) — подобное упрощение приводит к со- держательной, смысловой потере! Мы приводим в приложении методику изучения лидерских стилей Р. Бейлза—Ц. Шнейера (в нашей модификации). Обращаем внимание на существование классификации стилей отечественного психолога А. А. Ершова, которая имплицитно присутствует в его методике ориен- тации руководителя: u на дело; u на психологический климат; u на себя; u на официальную субординацию (цит. по: Волков И. П., 1989). Важным моментом, на наш взгляд, является то, что конкретный лидер (или менеджер) может использовать не один стиль, а все четыре — в зависимости от Феноменология лидерологии на современном этапе 137 ситуации и выраженности той или иной направленности. Выделение же ориента- ции на себя и на официальную субординацию в ситуации, когда лидер или менед- жер принимает решение, более точно отражает реальность, чем некоторые зару- бежные классификации. Мы приводим в приложении и эту методику, очень хорошо себя зарекомендо- вавшую и как исследовательский, и как тренинговый инструмент. Наша классификация моделей лидерского поведения на первый взгляд то- же может быть причислена к стилевым. Однако, как нам кажется, она охваты- вает более широкий спектр лидерских характеристик (в том числе и личност- ных), в ней содержится указание на способ достижения лидерского статуса. И поскольку ее можно назвать гендерной (так как она учитывает половую и гендерную принадлежность претендентов на лидерство), мы ее рассмотрим в следующей главе. | |
|
|
Просмотров: 1256 | Рейтинг: 0.0/0 |