Главная » Статьи » Работа и карьера |
Выбор — дело молодых
|
|
Есть подозрение, что люди, которым сейчас как раз 25 (30, 35, 40...) читали в младших классах школы Маяковского. Они навсегда запомнили, что вопрос «Где работать мне тогда, чем заниматься?» положено задавать себе в период, когда «…будет мне семнадцать…». Почему был сделан вывод, что позже — ни-ни, я сказать затрудняюсь. Спору нет, после школы выбор института не всегда бывает осмысленным (читатель, вспомните, сколько среди ваших знакомых тех, за кого решили родители, куда поступать?). Если мы один раз приняли решение — не факт, что мы не сможем выбрать что-то другое. Если вы посмотрели неудачный фильм, следует ли из этого, что дальше вы в кино вообще никогда ходить не будете или будете ходить только на эту картину снова и снова и домой себе ее купите диск? От выбора на заре взрослой жизни зависит многое, но не все. И никто не застрахован от ошибок. Еще один аргумент в пользу того, что «с определенного момента» задумываться о резких переменах в своей жизни нельзя, — это то, что с возрастом учиться сложнее. Дело даже не в том, что это не совсем так: само обучение или переобучение требует в такой ситуации не больше, а меньше усилий. Во-первых, выше мотивация. Когда мы молоды, мы, если честно, учимся не то чтобы из-под палки, но не очень задумываясь о будущем, у юности много и других дел. Но если вы уже имеете некоторый опыт и более трезво смотрите на жизнь, а тем более, если вам уже курс дела до чертиков надоела ваша работа, у вас будет гораздо больше стремления к тому, чтобы приобрести новые знания и умения. Если у вас есть опыт получения второго высшего образования (а нет — так поспрашивайте тех, у кого он есть), то вы отлично знаете, что часть того, что изучают новички, вам уже не нужна. Время остается, да интересны уже знания и умения, а не оценки, подход к обучению уже изменился, силы расходуются более оптимально. У меня, например, есть твердая уверенность в том, что каждый «первый» опыт нужен для того, чтобы облегчить последующие, и в личной жизни, и в профессиональной. Страшновато бывает оттого, что «ну как же я все брошу, у меня семья уже, дети, деньги нужны — а тут вы предлагаете мне опять на школьную скамью, учиться». Не на скамью, для обучения взрослых это не самый оптимальный метод. Нам с вами, читатель, проще все понять, когда «пощупаем ручками». И необязательно все бросать — можно приобретать новое «без отрыва» от старого. Человек не меняется! Мы изначально наилучшим образом приспособлены к чемуто одному. если именно это «что-то» найти, то ничего другого и не нужно. Все было бы замечательно, коли так оно и было бы. Тогда за тысячелетия существования человечества люди уже нашли бы точный способ пределять, какая работа для вот этого конкретного человека будет самой подходящей. Каждый был бы счастлив, но вот не произошло этого… Корень этой сказки в двух реальных феноменах. Для каждого человека есть та деятельность, которой ему комфортнее всего заниматься, — и есть те социальные роли, в которых ему именно сейчас наиболее комфортно. Ключевые слова здесь «именно сейчас». Мы сегодня — не те же самые, кем были двадцать лет назад. Да, какие-то основы нашего сщества меняются очень медленно. Да, мы имеем склонность к тому, чтобы раз и навсегда застревать в тех ролях и делах, которые нам один раз оказались удобны, но при этом — мы меняемся. Вглядитесь в самого себя, читатель, вспомните свои идеи и мысли когда-то давно. Вы увидите, что это именно так. Но и кроме этого — эти феномены лишь немного ограничивают наше решение. Разберемся поподробнее.Удобная деятельность — это не работа и не профессиональная сфера. Это то, что вы предпочитаете делать вообще. Это кажется, на первый взгляд, не очень понятной игрой слов, но попробуйте сделать вот что. Вспомните, где вы за свою жизнь постоянно сталкивались с необходимостью делать постоянно и долго разные вещи, не только работу. Что вам больше всего нравилось делать в детском саду? Если играть — то во что и с кем. Если гулять — то же самое. А в школе? А на работе? Вы удивитесь, когда обнаружите, что на более или менее длинном отрезке жизни вам нравилось примерно одно и то же. Кто-то любил в одиночестве делать сложные конструкции из спичек и желудей, а потом — тоже в одиночестве подбирать интересные сочетания ингредиентов для пирогов, а на работе — самостоятельно разрабатывать планы рекламной кампании. Ключевые слова здесь «самостоятельно» и «сочетать». А кто-то любил в школе играть в футбол со всем классом (всегда на позиции левого полузащитника), в институте — готовить вместе с группой или ее частью общие выступления на какую-то тему с четким распределением ролей, а еще позже — вносить свой вклад в общую сложную задачу. Здесь основное — «в команде» и «выполнять четко заданный уча- сток общего дела». Попробуйте — и у вас получится увидеть, что, где бы вы ни оказывались — вы всегда старались найти возможность делать какие-то комфортные для вас на каком-то глубинном уровне вещи, даже при том, что их внешнее содержание могло меняться. Профориентация — это поиск специальности. Это даже не сказочка. Профориентация (не важно, в каком возрасте) начинается не с вопроса о том, какую работу человеку хочется исполнять. Главный вопрос — а как он видит желаемую для него жизнь. Если вы в школе учили английский, то помните, что who are you? («кто ты?») и what are you? («чем ты занимаешься?», буквально — «что ты?») — это два разных вопроса. Сейчас я предложу вам ответить именно на этот вопрос: а как вы видите свою будущую жизнь? Не старайтесь быть литературными гениями — просто подробно опишите для себя, как именно вы хотите жить в будущем. Ну, во-первых, какую часть своего времени вы хотите уделять работе? Не все, хочу заметить, скажут — «как можно меньше». Для многих любой вариант, кроме «все, которое не сплю», — верный способ сдохнуть от скуки.Важно! Тут мы говорим только про время, а не про простое просиживание в офисе. При именно таком временном раскладе — какой именно доход (не говорим — зарплата) вас бы устроил? И опять же — кажется, что самый популярный ответ «как можно больше». То есть оно, конечно, так — но вот объем этого «как можно больше» у всех отличается, как у Бендера и Шуры Балаганова. Теперь у нас есть три основные координаты для того, чтобы думать о смене работы. А именно: во-первых, какая деятельность мне нравится больше всего (по умолчанию — в грядущей работе она должна занимать не менее 50% времени), во-вторых, какое время я хочу отдавать работе и в-третьих, что я хочу взамен. После этого мы уже можем выбрать все те варианты профессий, которые устраивают нас по этим пунктам. Их будет много. Сейчас важно перечислить все, сколько вспомните. Возьмите для выполнения этой задачи несколько дней. Дальше уже необходимо выбирать то, что больше устраивает вас по эстетическим, практическим критериям. Главное, не занимайтесь никакими размышлениями о конкретике, пока указанные три координаты не будут вами определены. Вот это и есть профориентация, проведенная сама для самого себя и без специального образования. Думаю, что вам уже после этого захочется побольше узнать про свои возможности.
| |
|
|
Просмотров: 624 | Рейтинг: 0.0/0 |