Главная » Статьи » Психология и педагогика

РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К МОДЕЛИ МОТИВАЦИИ

Для воспроизведения в модели (в виде алгоритма или компьютерной программы) мотивации человека необходимо сформировать согласованную систему психологических конструктов, отражающих стругаурные и процессуальные черты имитируемого явления. Однако на этом пути имеется существенное препятствие: необходав характерные для предметной области психологии знания, воплощенные в конструкциях, перевести на язык, пригодный для преобразования в машинные программы, тугими словами, необходимо формализовать эти знания, выразить их лаконично, непротиворечиво и целостно.

Исследование направлено на разработку основанной на существующих в психологии представлениях о мотивации и закономерностях протекания деятельное концепции, которая была бы пригодной для целей моделирования. На необходимое такой работы неоднократно указывай специалисты в области искусственного интелекта.

Данная задача может быть решена в такой последовательности.
1. Переосмысление известных теоретических психологических концепций новом отношении, с ориентацией на дальнейшее алгоритмическое выражение.

2. Разработка психологических требований к проектируемой модели. Так требования могут иметь вид утверждений типа: "В модели должно быть воспроизведено.... 

3. Написание алгоритма протекания мотивационного процесса.

4. Написание компьтерной программы и ее отладка, совмещенная с оценкою правдоподобности.

Каждый из названных этапов имеет большую сложность и в определены смысле обладает автономностью. Поэтому, если в результате новых исследований б
дут получены неизвестные ранее данные, после их концешуализации в модельном р курсе и после формулирования на их основе психологических требований в уже напсанный алгоритм и программу могут быть внесены изменения. Другими словами, создаваемая модель должна обладать открытостью и восприимчивостью к новым свединиям. Такая открытость позволяет вести проектирование одновременно на разных этапах: писать фрагменты программы, разрабатывать блоки алгоритмов, формулировать отдельные требования и производить углубленный анализ результатов исследований.
В данной работе мы сформулируем некоторые психологические требования,

1. Модель должна отражать свойства поведения, которые обусловлены телесным существованием человека. Многоклеточные организмы представляют собой
сложно устроенные материальные объекты, состоящие из функционально различных органов. Эти органы выполняют важные для всего организма функции и взамен получают "расходные материалы", питание и защиту от чрезмерных воздействий извне. Из этого следует, что между отдельными частями тела существуют отношения опосредствования. Отдельный орган или его часть использует другую часть тела для самосохранения. Для живого организма характерна опосредствованность (орудийность) в самом широком смысле слова. Для единичной клепси остальной организм является ору-
дием в достижении "цели" самосохранения. Организм это содружество клеток. Вместе с этим, в здоровом организме невозможно удовлетворение запросов одной части тела в ущерб другой. Из телесности существования вытекают главные так называемые организмические или витальные потребности: потребность в поддержании стабильности внутренней среды, потребность в физической целостности тела (физической безопасности).
Без их удовлетворения индивидуальная жизнь невозможна.

2. Модель должна отражать особенности поведения и мотивации, которые следуют из видовой принадлежности человека. В отличие от базисных организмических потребностей неудовлетворение, например, потребности в продлении рода для индивидуального выживания трагических последствий иметь не будет. Но для выживания вида это существенно. Видовой опыт сконцентрирован в инстинктах, то есть в поведенческих программах, которые наследуются. Вместе с этим известно, что инстинкты образуют
лишь основание для формирования индивидуального поведения. 

3. Модель должна отражать процесс формирования зрелых форм поведения и развития мотавационной сферы. Взрослому поведению предшествует период обучения, смысл которого состоит в том, чтобы генетически определенные программы поведения дополнились индивидуально вариативными навыками, которые повышают адекватность реализуемой активности окружающей среде.

4. Модель должна отражать динамику нарастания и угасания каждой потребности. В основе поведения человека лежат инстинктоподобные мотивационные диспозиции, выступающие в качестве источника "психической энергии". Последняя накапливается с определенной скоростью и ищет для себя адекватный способ разрядки. Внешние стимулы (предметы потребности) могут определять направление и нтенсивность деятельности. После разрадки психического напряжения активность субъекта либо прекращается, либо возобновляется, побуждаемая другим инстинктом.

5. В модели должна бытьпредставленаиерархическая многоуровневая структура потребностей. Для отражения взаимодействия отдельных поiребностей между собой следует различать потребности разных уровней. В основании иерархии лежат "низшие" физиологические потребности: голод, жажда, удушье и другие "организмические". Второй уровень образуют потребности в безопасности: защита от боли, страха, iнева и неустроенности.Третий уровень образуют потребности в социальных связях или, точнее, в тех результатах, к которым эти связи приводят: в любви, нежно социальной присоединенности и идентификации. Четвертый уровень составляют i требности в самоуважении (стремление к достижению, признанию и одобрению). 

6. В модели должно быть отражено влияние актуального физического утомления на выраженность потребностного состояния. Истощение силовi
психических ресурсов действующего субъекта является общей закономерностью i ведения. Это значит, что в модели должна быть воспроизведена типичная кривая ] ботоспособности, на которую могут влиять как условия деятельности так и когнип ные образования. Процесс насыщения высших потребностей длится дольше,чем наших, и чаще прекращается из-за простого накопления усталости организма, но поi
отдыха может снова возобновляться. Это зависит от уровня притязаний, мотива достижения. 

7. Модель должна учитывать влияние на процесс целеполагания прогнозирования. У человека должна быть уверенность в том, что выбранный 
поведения приведет к успеху. Поэтому в модели должна быть отражена субъектив оценка вероятности положительного исхода. Субъект оценивает вероятность того, производимые затраты усилий приведут к желаемому результату и того, что этот зультат будет вознагражден. Эти субъективные вероятности определяют общий ) вень мотивации.

8. Одним из конструктов, отображаемых в модели, должна быть валентне которая применяется для обозначения соответствия получаемого вознагражд<
ценностным ориентациям субъекта. Валентность на большей части диапазона изменчивости связана с силой мотивации зависимостью, близкой к пропорциог
ной. Должно использоваться также понятие пространственно-временной дистанции Находящиеся вблизи предметы и состоящиеся в скором времени события обла превосходящей мотивирующей силой. Еще одним конструктом, используемым в дели должна быть ценность последствий действий разного типа. При выполне действия субъект решает задачу с тремя неизвестными (валентность, пространст но-временная дистанция, ценность последствий реализуемого действия).

9.Поведение модели должно состоять из актов присвоения и избегания запретов в зависимости от того, положительной или отрицательной валентностью они отпадают. Движущим моментом поведения является побуждающая тенденция, котороя является результатом встречи наличной потребности с соответствующей привлекав щей ситуацией (валентным предметом потребности). 
10. В модели должно быть отражено взаимодействие субъекта с окружающей средой. 
Категория: Психология и педагогика | (16.11.2012)
Просмотров: 526 | Рейтинг: 0.0/0