Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Развитие социального интеллекта подростка в условиях школьного обучения
|
|
Для успешной адаптации личности в социуме желательно ее всестороннее разви- тие, в том числе и развитие социального интеллекта. Интенсивное его развитие прихо- дится на подростковый возраст, ведущей деятельностью которого является общение. Этим и продиктован выбор испытуемых нашего исследования. Настоящее исследование проводилось с целью определения взаимосвязи уровня развития социального интеллекта и уровня развития общего интеллекта. Вслед за Р. Амтхауэром под интеллектом мы понимаем сложившуюся прижизнен- но систему умственных операций. Сущность социального интеллекта раскрывается в определении Дж. Гилфорда. В его понимании, социальный интеллект – интегральная способность, определяющая ус- пешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект включает в себя че- тыре способности: • способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной си- туации, предсказывать то, что произойдет в дальнейшем; • способность к логическому обобщению, выделению общих существенных призна- ков в различии невербальных реакциях человека; • способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации; • способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение пове- дения людей в этих ситуациях. В исследовании принимали участие учащиеся 6, 7, 8 и 9-го классов лицея № 10 г. Белгорода, в количестве 101 человека (54 мальчика и 47 девочек). Лицей является феде- ральной экспериментальной площадкой по проблеме «Личность школьника в образова- тельном пространстве лицея: развитие, образованность, здоровье, культура». В исследовании были использованы следующие методики: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра и методика для изучения социального интеллекта Дж. Гилфорда, М. Салливана. Гипотезой нашего исследования являлось предположение о том, что развитие со- циального интеллекта связано с развитием общего интеллекта. Частной гипотезой явля- ется утверждение, что условия, создаваемые личностно-ориентированным обучением, способствуют развитию социального интеллекта. Анализ результатов проводился с учетом академической успешности учащихся и с учетом их пола. В ходе анализа результатов было установлено, что средний показатель коэффици- ента общего интеллекта составляет 78 баллов и является уровнем ниже среднего. Композитная оценка уровня социального интеллекта учащихся в среднем составляет 24,4 балла у мальчиков и 24 балла у девочек, что свидетельствует о среднеслабом уровне социального интеллекта. В данной выборке у 68% испытуемых среднеслабый уровень со- циального интеллекта, у 32% – средний. Это связано с тем, что у большинства испытуемых (как у мальчиков, так и у девочек) преобладающей является какая-то одна из выделенных выше четырех способностей, включенных в структуру социального интеллекта. Наибольшее количество баллов большинство испытуемых набрало по субтесту «Истории с завершением». Это свидетельствует о том, что в этом возрасте, ввиду разви- тия воображения, дети уже способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе реальных жизненных ситуаций общения (семейного, дружеского); предсказывать события, основываясь на понимании мыслей, чувств, намерений участников коммуни- кации. Но, поскольку подростки еще не обладают всей полнотой знаний о вариантах по- ведения людей, то возможны ошибки в предсказании их дальнейших поступков. Результативность по субтесту «Вербальная экспресия» выше у девочек, чем у мальчиков. Это может быть связано с тем, что девочки более направлены на характер и оттенки человеческих взаимоотношений, а также с большей развитостью эмпатии. Общим для всех классов является низкая результативность по субтесту «Истории с дополнением». Это говорит о том, что у подростков, принимавших участие в исследова- нии, недостаточно развита способность понимать логику развития ситуаций взаимодей- ствия, значение поведения людей в этих ситуациях. С этим связаны трудности подрост- ков в построении собственной модели поведения. Наблюдается тенденция развития общего интеллекта от 6-го к 9-му классу. В 6-м классе коэффициент интеллекта в среднем составляет 69 баллов; в 7-м – 72 балла; в 8-м – 84 балла; в 9-м – 88 баллов. Та же тенденция наблюдается и в развитии социального интеллекта. Так, средняя композитная оценка у учащихся 6-го класса составляет 21,8 балла; у учащихся 7-го класса – 24,7 балла; у учащихся 8-го класса – 25,1 балла; у учащихся 9-го класса – 25,6 балла. Не обнаружено значимых различий по уровню развития социального интеллекта в выделенных группах с различной академической успешностью. В ходе анализа полученных результатов выяснилось, что у учащихся с высоким коэффициентом общего интеллекта, уровень развития социального интеллекта выше, чем у испытуемых со средним и низким коэффициентом общего интеллекта. В результате мы пришли к следующим выводам: • Развитие социального интеллекта у учащихся связано с развитием общего интел- лекта: уровень развития социального интеллекта у учащихся с высоким уровнем раз- вития общего интеллекта выше, чем у учащихся, уровень развития общего интеллек- та которых, является средним и ниже среднего. • Не обнаружено связи между уровнем социального интеллекта и академической ус- пешностью учащихся. • Учащиеся в подростковом возрасте, имея низкий социальный интеллект, испыты- вают трудности в межличностном взаимодействии, что может быть причиной труд- ностей адаптации к различным системам взаимодействия со сверстниками и взрос- лыми (учителя, родители). • Ситуация личностно-ориентированного обучения не в полной мере обеспечивает развитие социального интеллекта у учащихся.
| |
|
|
Просмотров: 1030 | Рейтинг: 0.0/0 |