Главная » Статьи » Психология и педагогика

Развитие социального интеллекта подростка в условиях школьного обучения


Для успешной адаптации личности в социуме желательно ее всестороннее разви-
тие, в том числе и развитие социального интеллекта. Интенсивное его развитие прихо-
дится  на  подростковый  возраст,  ведущей  деятельностью  которого  является  общение. 
Этим и продиктован выбор испытуемых нашего исследования. 

Настоящее  исследование  проводилось  с  целью  определения  взаимосвязи  уровня 
развития социального интеллекта и уровня развития общего интеллекта. 
Вслед за Р. Амтхауэром под интеллектом мы понимаем сложившуюся прижизнен-
но систему умственных операций. 

Сущность социального интеллекта раскрывается в определении Дж. Гилфорда. В 
его понимании, социальный интеллект – интегральная способность, определяющая ус-
пешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект включает в себя че-
тыре способности: 

•  способность  предвидеть  последствия  поведения  персонажей  в  определенной  си-
туации, предсказывать то, что произойдет в дальнейшем; 

•  способность к логическому обобщению, выделению общих существенных призна-
ков в различии невербальных реакциях человека; 

•  способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека 
в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации; 

•  способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение пове-
дения людей в этих ситуациях. 

В исследовании принимали участие учащиеся 6, 7, 8 и 9-го классов лицея № 10 г. 
Белгорода, в количестве 101 человека (54 мальчика и 47 девочек). Лицей является феде-
ральной экспериментальной площадкой по проблеме «Личность школьника в образова-
тельном пространстве лицея: развитие, образованность, здоровье, культура». 
В исследовании были использованы следующие методики: тест структуры интеллекта 
Р. Амтхауэра и методика для изучения социального интеллекта Дж. Гилфорда, М. Салливана. 
Гипотезой нашего исследования являлось предположение о том, что развитие со-
циального интеллекта связано с развитием общего интеллекта. Частной гипотезой явля-
ется  утверждение,  что  условия,  создаваемые  личностно-ориентированным  обучением, 
способствуют развитию социального интеллекта. 

Анализ результатов проводился с учетом академической успешности учащихся и с 
учетом их пола. 

В ходе анализа результатов было установлено, что средний показатель коэффици-
ента общего интеллекта составляет 78 баллов и является уровнем ниже среднего. 
Композитная оценка уровня социального интеллекта учащихся в среднем составляет 
24,4 балла у мальчиков и 24 балла у девочек, что свидетельствует о среднеслабом уровне 
социального интеллекта. В данной выборке у 68% испытуемых среднеслабый уровень со-
циального интеллекта, у 32% – средний. Это связано с тем, что у большинства испытуемых 
(как у мальчиков, так и у девочек) преобладающей является какая-то одна из выделенных 
выше четырех способностей, включенных в структуру социального интеллекта. 

Наибольшее  количество  баллов  большинство  испытуемых  набрало  по  субтесту 
«Истории с завершением». Это свидетельствует о том, что в этом возрасте, ввиду разви-
тия  воображения,  дети  уже  способны  предвосхищать  дальнейшие  поступки  людей  на 
основе реальных жизненных ситуаций общения (семейного, дружеского); предсказывать 
события, основываясь на понимании мыслей, чувств, намерений участников коммуни-
кации. Но, поскольку подростки еще не обладают всей полнотой знаний о вариантах по-
ведения людей, то возможны ошибки в предсказании их дальнейших поступков. 
Результативность  по  субтесту «Вербальная  экспресия»  выше  у  девочек,  чем  у 
мальчиков. Это может быть связано с тем, что девочки более направлены на характер и 
оттенки человеческих взаимоотношений, а также с большей развитостью эмпатии. 
Общим для всех классов является низкая результативность по субтесту «Истории с 
дополнением». Это говорит о том, что у подростков, принимавших участие в исследова-
нии, недостаточно развита способность понимать логику развития ситуаций взаимодей-
ствия, значение поведения людей в этих ситуациях. С этим связаны трудности подрост-
ков в построении собственной модели поведения. 

Наблюдается тенденция развития общего интеллекта от 6-го к 9-му классу. В 6-м 
классе коэффициент интеллекта в среднем составляет 69 баллов; в 7-м – 72 балла; в 8-м 
– 84 балла; в 9-м – 88 баллов. 

Та  же  тенденция  наблюдается  и  в  развитии  социального  интеллекта.  Так,  средняя 
композитная оценка у учащихся 6-го класса составляет 21,8 балла; у учащихся 7-го класса 
– 24,7 балла; у учащихся 8-го класса – 25,1 балла; у учащихся 9-го класса – 25,6 балла. 
Не обнаружено значимых различий по уровню развития социального интеллекта в 
выделенных группах с различной академической успешностью. 

В  ходе  анализа  полученных  результатов  выяснилось,  что  у  учащихся  с  высоким 
коэффициентом  общего  интеллекта,  уровень  развития  социального  интеллекта  выше, 
чем у испытуемых со средним и низким коэффициентом общего интеллекта. 
В результате мы пришли к следующим выводам: 

•  Развитие социального интеллекта у учащихся связано с развитием общего интел-
лекта: уровень развития социального интеллекта у учащихся с высоким уровнем раз-
вития общего интеллекта выше, чем у учащихся, уровень развития общего интеллек-
та которых, является средним и ниже среднего. 

•  Не обнаружено связи между уровнем социального интеллекта и академической ус-
пешностью учащихся. 

•  Учащиеся в подростковом возрасте, имея низкий социальный интеллект, испыты-
вают трудности в межличностном взаимодействии, что может быть причиной труд-
ностей адаптации к различным системам взаимодействия со сверстниками и взрос-
лыми (учителя, родители). 

•  Ситуация личностно-ориентированного обучения не в полной мере обеспечивает 
развитие социального интеллекта у учащихся. 
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 1030 | Рейтинг: 0.0/0