Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Развитие восприятия аудиовизуального медиатекста у старшеклассников
|
|
Используя приемы манипулирования сознанием, создатели медиатекстов пытаются внушить зрителю ту или иную информацию. Суггестивный эффект средств, на основе которых происходит воздействие на сознание зрителя является залогом успешного вос- приятия информации в соответствии с целью авторов. Создатели рекламы и авторы фильмов используют средства выразительности в качестве воздействующих элементов на сознание зрителя. К сожалению, авторы высокохудожественных произведений не всегда добиваются массового успеха. Это в первую очередь связано с низким уровнем медиавосприятия зрителей. Как раз восприятие фильмов, которые относятся к разряду артхауса, и есть предмет нашего исследования. Произведения высокого художественного уровня – это фильмы, ко- торые оказывают эффективное положительное воздействие на нравственное, эстетическое и духовное развитие человека. Как показывают социологические исследования (С.Б. Цымбаленко, А.В. Шариков, С.Н. Щеглова), большая часть подростковой аудитории зна- чительную часть нужных им сведений черпают с экранов телевизоров и в большинстве своем это происходит стихийно. Выдающиеся произведения экранных искусств, которые, действительно, могли бы оказать благотворное влияние, просто не воспринимаются ими на том уровне, на котором они смогли бы понять идею автора во всей ее сложности. Куда легче воспринимать некачественную аудиовизуальную продукцию. Но чтобы более полно понять окружающий нас мир, свое место в нем, самого себя, необходимо научиться вос- принимать высокохудожественные произведения экранных искусств. Чтобы научить подростков воспринимать аудиовизуальный медиатекст на доста- точно высоком уровне нами реализуется методика, разработанная на основе идеи Ю.Н. Усова: «Если первая группа зрителей, опираясь на абстрактно-логический тип мышле- ния, остается на уровне сопереживания герою, (…) то вторая группа следует за авторами фильма, понимает логику развития их мысли в художественной структуре фильма толь- ко потому, что опирается на образно-пространственное мышление» (Усов, 1980). В соответствии с этой идеей наша задача состоит в повышении уровня медиавос- приятия через развитие образно-пространственного мышления. Наша методика состоит из использования творческих заданий и организации раз- личных диспутов и дискуссий по следующим темам: «Жанры экранных искусств и сред- ства выразительности», «Эмоциональный маятник в экранном медиатексте», «Уровни восприятия экранных медиатекстов», «Установка на медиавосприятие», «Манипуляци- онное воздействие экранных медиатекстов», «Идея автора в экранном медиатексте». Те- мы занятий, как и творческие задания, расположены от более простых к более сложным. Для успешной реализации поставленной цели в нашей методике использованы принцип коллективно-творческой работы и принципы личностно-ориентированного обучения (Бондаревская, 2000): • коллективное творчество учеников, которое проявляется в дискуссиях по поводу выполненного ими задания является основной рабочей обстановкой на занятиях. Критическое осмысление позиций своих сверстников и оценивание критики в свой адрес является стимулом к достижению адекватного вывода. • субъект-субъектные отношения. Отношения педагога и учеников строятся на меж- личностных отношениях, педагог не навязывает идею, а пытается сделать ее понят- ной для ученика, помогая ему двигаться к необходимому выводу. Прежде всего уче- ники должны сами найти ответ на вопрос. • жизненный опыт учащихся. «Нанизывание» новых знаний о предмете обсуждения на уже имеющиеся, является залогом их прочного усвоения. Пониманию механизма восприятия аудиовизуального медиатекста способствует развитие ассоциативных связей с образом на экране. Ассоциации являются стимулом для активизации жиз- ненного опыта учеников. • опора на индивидуальные способности учеников. Если задание сложное или непо- нятное для ученика необходимо либо помочь ему в его выполнении, либо облегчить его, чтобы он смог его выполнить. Необходимые приемы, которые педагог должен использовать во время проведения занятий: установка на восприятие перед просмотром фильма, чтобы ученики не просто извлекали необходимую информацию, а настроили себя на эмоциональное сопережива- ние основных эпизодов фильма в соответствии с идеей автора; дополнительные вопросы педагога, помогающие выявить многозначность аудиовизуального медиатекста; столк- новение разных мнений учеников, чтобы в споре они попытались критически осмыслить идею оппонента и собственную.
| |
|
|
Просмотров: 777 | Рейтинг: 0.0/0 |