Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Роль эмоционального развития в процессе социальной адаптации ребенка с тяжелой зрительной патологией
|
|
Эмоции играют большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, форми- руя у него, в частности, способность и компетентность в общении. Кроме того, они яв- ляются своеобразным фильтром для огромного потока информации, которую ребенок получает. С самого рождения эмоции участвуют в активности и регуляции поведения младенца. Эмоции предупреждают об опасности и помогают ее избежать; придают оп- ределенную ценность событиям и этим вызывают соответствующие действия или по- вышают вероятность их возникновения [4]. В ходе нормального онтогенеза ранние формы аффективного реагирования вклю- чаются в более сложные, и особая роль в этом принадлежит памяти и речи: память со- храняет следы переживаний, речь обозначает, дифференцирует и обобщает эмоциональ- ные переживания. В сущности, как указывается в работе А.А. Соколовой и Ю.В. Мала- феевой [5], нормальный естественный процесс воспитания ребенка включает в себя при- своение ему культурных психотехнических приемов эмоциональной организации. Но, если раньше он задавался самим традиционным укладом семьи, то теперь взрослый должен все более осознанно и направленно стимулировать и регулировать ход аффек- тивного развития ребенка. Родители не только знакомят малыша с тем, что его окружает, но показывают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей [3]. Исходной точкой в формировании эмоцио- нальных реакций является «комплекс оживления». Однако у детей с нарушениями зри- тельного анализатора этот первый признак полноценного эмоционального развития вы- ражен слабо или совсем не выражен. Ребенок раннего возраста осваивает так называемые базовые эмоции, однако он еще не умеет управлять своими переживаниями. У полноценно развивающегося, зрячего ребенка эмоции можно легко прочитать на лице, в позах и жестах. К дошкольному воз- расту ребенок переходит к более сложной гамме чувств. Он осваивает принятые в обще- стве формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улы- бок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. [3]. Таким образом, в большей сте- пени эмоциональное развитие ребенка обусловлено его социальным опытом, процессом взаимодействия с матерью в раннем детстве. Нарушение деятельности зрительного анализатора, который выполняет в процессе социальной перцепции информационную функцию, приводит к трудностям в установле- нии контактов с окружающими и поддержании процесса общения. Особенно трудно ов- ладеть ребенку с нарушениями зрения экспрессивно-мимическими способами общения: улыбкой, взглядом, жестами, мимикой, позой. Так как зрячие дети овладевают этими способами по подражанию, то дети с нарушенным зрением, не видя выражения лица, жестов собеседника, не могут в дальнейшем воспроизвести их адекватно. Таким обра- зом, нечеткость дистантного восприятия детьми партнера по общению приводит к не- адекватному пониманию его реальных характеристик и состояний и вызывает трудности формирования средств общения [2]. Так, например, в результате наблюдений за детьми с тяжелыми нарушениями зре- ния нередко складывается впечатление эмоциональной холодности детей. Мимика сле- пых детей очень бедна, и, как отмечает Г.В. Григорьева [2], это свидетельствует о том, что они не могут спонтанно в процессе общения между собой или со взрослыми усваи- вать ее элементы. Поэтому незрячие дети не видят необходимости в использовании экс- прессивных проявлений эмоций, и заменяют их вербальными средствами. С другой сто- роны слепые дети не лишены возможности воспринимать эмоциональные состояния других людей, выражаемые вербально. Они слышат обращенную к ним речь, различают, кто с ними говорит (мама или папа), воспринимают интонацию, громкость голоса, тембр и другие характеристики. Согласно Э. Бесту [1], не имея доступа к выражению лица или языку телодвижений, незрячий ребенок нуждается в том, чтобы голос нес не только смысл, но и эмоцию. Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие трудности в эмоциональном развитии детей с нарушениями зрения. Во-первых, они не могут полноценно восприни- мать то, как выражают эмоции другие люди. Во-вторых, не могут адекватно выражать свои эмоции в связи с невозможностью подражания. В-третьих, незрячие дети имеют незначительный чувственный опыт переживания эмоциональных состояний. В качестве примера можно привести опыт психологической службы НПРЦ «Бо- нум», на базе которого с февраля 2004 года проводятся коррекционно-развивающие за- нятия для детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения совместно с родите- лями. Занятия проходят в игровой форме и являются общеразвивающими. Однако, не- смотря на то, что основное внимание на них уделялось сенсорному, умственному и ре- чевому развитию, они способствовали изменениям и в эмоциональной сфере. Так, дети, не дававшие себя трогать в начале занятий, через несколько месяцев начали с удоволь- ствием относиться к совместным играм. Кроме того, резко уменьшились проявления не- гативных реакций, появились яркие мимические реакции, дети научились лучше вос- принимать на слух, понимать интонации (когда ругают или хвалят, или восхищаются и т.д.). Также незрячие дети, посещавшие группу, стали интересоваться окружающими детьми и взрослыми, подходить к ним, ощупывать. При этом большую роль в эмоциональном развитии и социальной адаптации ре- бенка играет изначальная эмоциональность ребенка, заложенная в результате раннего детско-родительского взаимодействия. В качестве примера можно привести П.Р. (3 го- да), который с первых занятий отличался более высоким уровнем эмоциональных про- явлений (в том числе и внешних). Мальчик «вышел» на общение уже через три недели и стал быстро прогрессировать (в речевом, умственном и эмоциональном развитии). Зна- чительную роль сыграл интерес, который вызвали у него некоторые игры. Таким образом, при построении коррекционно-развивающей программы для не- зрячих детей необходимо учитывать важность эмоционального развития такого ребенка, что имеет большое значение для его полноценной абилитации. | |
|
|
Просмотров: 515 | Рейтинг: 0.0/0 |