Главная » Статьи » Психология и педагогика

Роль эмоционального развития в процессе социальной адаптации ребенка с тяжелой зрительной патологией


Эмоции играют большую роль в процессе социальной адаптации ребенка, форми-
руя у него, в частности, способность и компетентность в общении. Кроме того, они яв-
ляются  своеобразным  фильтром  для  огромного  потока  информации,  которую  ребенок 
получает. С  самого  рождения  эмоции участвуют  в  активности  и  регуляции  поведения 
младенца. Эмоции предупреждают об опасности и помогают ее избежать; придают оп-
ределенную  ценность  событиям  и  этим  вызывают  соответствующие  действия  или  по-
вышают вероятность их возникновения [4]. 

В ходе нормального онтогенеза ранние формы аффективного реагирования вклю-
чаются в более сложные, и особая роль в этом принадлежит памяти и речи: память со-
храняет следы переживаний, речь обозначает, дифференцирует и обобщает эмоциональ-
ные переживания. В сущности, как указывается в работе А.А. Соколовой и Ю.В. Мала-
феевой [5], нормальный естественный процесс воспитания ребенка включает в себя при-
своение  ему  культурных  психотехнических  приемов  эмоциональной  организации.  Но, 
если  раньше  он  задавался  самим  традиционным  укладом  семьи,  то  теперь  взрослый 
должен все более осознанно и направленно стимулировать и регулировать ход аффек-
тивного развития ребенка. 

Родители не только знакомят малыша с тем, что его окружает, но показывают свое 
отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь 
с различными свойствами и качествами вещей, ребенок получает и некоторые эталоны 
отношений  и  человеческих  ценностей [3]. Исходной  точкой  в  формировании  эмоцио-
нальных реакций является «комплекс оживления». Однако у детей с нарушениями зри-
тельного анализатора этот первый признак полноценного эмоционального развития вы-
ражен слабо или совсем не выражен. 

Ребенок  раннего  возраста  осваивает  так  называемые  базовые  эмоции,  однако  он 
еще не умеет управлять своими переживаниями. У полноценно развивающегося, зрячего 
ребенка эмоции можно легко прочитать на лице, в позах и жестах. К дошкольному воз-
расту ребенок переходит к более сложной гамме чувств. Он осваивает принятые в обще-
стве формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улы-
бок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. [3]. Таким образом, в большей сте-
пени эмоциональное развитие ребенка обусловлено его социальным опытом, процессом 
взаимодействия с матерью в раннем детстве. 

Нарушение деятельности зрительного анализатора, который выполняет в процессе 
социальной перцепции информационную функцию, приводит к трудностям в установле-
нии контактов с окружающими и поддержании процесса общения. Особенно трудно ов-
ладеть ребенку с нарушениями зрения экспрессивно-мимическими способами общения: 
улыбкой,  взглядом,  жестами,  мимикой,  позой.  Так  как  зрячие  дети  овладевают  этими 
способами по подражанию, то дети с нарушенным зрением, не видя выражения лица, 
жестов собеседника, не могут в дальнейшем воспроизвести их адекватно. Таким обра-
зом, нечеткость дистантного восприятия детьми партнера по общению приводит к не-
адекватному пониманию его реальных характеристик и состояний и вызывает трудности 
формирования средств общения [2]. 
 
Так, например, в результате наблюдений за детьми с тяжелыми нарушениями зре-
ния нередко складывается впечатление эмоциональной холодности детей. Мимика сле-
пых детей очень бедна, и, как отмечает Г.В. Григорьева [2], это свидетельствует о том, 
что они не могут спонтанно в процессе общения между собой или со взрослыми усваи-
вать ее элементы. Поэтому незрячие дети не видят необходимости в использовании экс-
прессивных проявлений эмоций, и заменяют их вербальными средствами. С другой сто-
роны  слепые  дети  не  лишены  возможности  воспринимать  эмоциональные  состояния 
других людей, выражаемые вербально. Они слышат обращенную к ним речь, различают, 
кто с ними говорит (мама или папа), воспринимают интонацию, громкость голоса, тембр 
и другие характеристики. Согласно Э. Бесту [1], не имея доступа к выражению лица или 
языку  телодвижений,  незрячий  ребенок  нуждается  в  том,  чтобы  голос  нес  не  только 
смысл, но и эмоцию. 

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие трудности в эмоциональном 
развитии детей с нарушениями зрения. Во-первых, они не могут полноценно восприни-
мать то, как выражают эмоции другие люди. Во-вторых, не могут адекватно выражать 
свои  эмоции  в  связи  с  невозможностью  подражания.  В-третьих,  незрячие  дети  имеют 
незначительный чувственный опыт переживания эмоциональных состояний. 

В  качестве  примера  можно  привести  опыт  психологической  службы  НПРЦ «Бо-
нум», на базе которого с февраля 2004 года проводятся коррекционно-развивающие за-
нятия для детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения совместно с родите-
лями. Занятия проходят в игровой форме и являются общеразвивающими. Однако, не-
смотря на то, что основное внимание на них уделялось сенсорному, умственному и ре-
чевому развитию, они способствовали изменениям и в эмоциональной сфере. Так, дети, 
не дававшие себя трогать в начале занятий, через несколько месяцев начали с удоволь-
ствием относиться к совместным играм. Кроме того, резко уменьшились проявления не-
гативных  реакций,  появились  яркие  мимические  реакции,  дети  научились  лучше  вос-
принимать на слух, понимать интонации (когда ругают или хвалят, или восхищаются и 
т.д.).  Также  незрячие  дети,  посещавшие  группу,  стали  интересоваться  окружающими 
детьми и взрослыми, подходить к ним, ощупывать. 

При этом большую роль в эмоциональном развитии и социальной адаптации ре-
бенка  играет  изначальная  эмоциональность  ребенка,  заложенная  в  результате  раннего 
детско-родительского взаимодействия. В качестве примера можно привести П.Р. (3 го-
да), который с первых занятий отличался более высоким уровнем эмоциональных про-
явлений (в том числе и внешних). Мальчик «вышел» на общение уже через три недели и 
стал быстро прогрессировать (в речевом, умственном и эмоциональном развитии). Зна-
чительную роль сыграл интерес, который вызвали у него некоторые игры.
 
Таким  образом,  при  построении  коррекционно-развивающей  программы  для  не-
зрячих детей необходимо учитывать важность эмоционального развития такого ребенка, 
что имеет большое значение для его полноценной абилитации. 

Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 515 | Рейтинг: 0.0/0