Главная » Статьи » Психология и педагогика

Семейные ценности людей различного возраста


Захарова Екатерина Вячеславовна 

Актуальность  данной  темы  обусловлена  тем,  что  семья  играет  важную  роль  в 
жизни каждого человека и общества в целом. Однако со сменой общественных отноше-
ний меняется и представление о семье как социальном институте. Так как в России на-
блюдались резкие и значительные общественные изменения, то важной задачей является 
исследование изменений, возникших в семейных отношениях. 

В гармонизации семейной жизни значительная роль принадлежит семейным цен-
ностям, так как именно они представляют основу для будущих или существующих се-
мейных отношений. Представления о будущем супруге возникают уже у детей, причем 
довольно рано. В создании представлений об идеальном супруге большая роль принад-
лежит матери и отцу. С возрастом у людей меняются взгляды на семейную жизнь и се-
мейные ценности, что и следует учитывать при исследовании семейных ценностей. 
Объектом  исследования  выступают  семейные  ценности  представителей  разных 
возрастов: подростков, юношей и взрослых. Общая выборка составила 90 человек в воз-
расте 18–30 лет, разбитых на три подгруппы: подростки, люди юношеского и зрелого 
возраста. 

В данном исследовании испытуемым предлагалось оценить 26 ценностей, разби-
тых на четыре блока: 

•  ценности  общения  супругов (взаимопонимание,  взаимная  поддержка  друг  друга, 
общность интересов, общение между супругами, дружба супругов); 

•  материально-бытовые ценности (отдельная квартира, комфортные условия совме-
стного проживания, материальная независимость супругов друг от друга, материаль-
ное обеспечение); 

•  духовные,  нравственно-психологические  ценности  семьи (бережное  отношение 
друг к другу, любовь, взаимное распределение ответственности, интересный досуг в 
семье, дети, терпимость и снисходительность к слабостям друг друга, романтичность 
в  отношениях,  психологическая  совместимость  супругов,  нравственная  зрелость 
супругов, преданность семье); 

•  ценности, существующие независимо от семьи (сексуальные отношения, главенст-
во мужчины, главенство женщины, темп отношений, яркие события, спонтанность, 
свобода в отношениях). 

Были получены следующие результаты: 

Для подростков наибольшими ценностями являются: общение супругов и нравст-
венно-психологические ценности семьи. Очевидно, это связано с тем, что ведущей дея-
тельностью подростков является общение. В этом возрасте, как правило, дети не заду-
мываются о семейных отношениях всерьез, подростки только начинают пробовать себя 
в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и среди взрослых людей вне 
ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрос-
лого в отличие от роли ребенка). 

В юношеском возрасте ценности несколько меняются. Юноши и девушки выбирали 
ценности общения супругов и материально-бытовые ценности. Действительно, основны-
ми потребностями юношеского возраста являются потребности в общении со сверстника-
ми, в независимости, в привязанности, в успехе, в самореализации и развитии собственно-
го Я. А основные задачи юношеского возраста: выбор профессии и подготовка к трудовой 
деятельности, подготовка к вступлению в брак и создание собственной семьи. 
Испытуемые  раннего  зрелого  возраста  чаще  выбирали  материально-бытовые  и 
нравственно-психологические  ценности  семьи.  Система  интересов  взрослых  людей,  в 
основном, концентрируется вокруг двух вопросов: обеспечение материального благопо-
лучия и достижения морального удовлетворения от жизни. Последние многие из взрос-
лых людей получают или за счет забот о семье, о близких людях, или за счет трудовой 
деятельности. 

Итак, подростки и юноши еще мало думают и делают в настоящем для того, чтобы 
будущее семьи стало реальностью. Их основные потребности заключаются в общении, в 
независимости  и  представления  о  семейных  отношениях,  в  частности,  у  них  лишь  из 
опыта  отношений  между  родителями.  Также  в  подростковом  и  юношеском  возрасте, 
чаще всего, дети живут вместе с родителями и сами не зарабатывают. Отсюда следует, 
что  материально-бытовые  ценности  еще  слабо  развиты.  Взрослый  человек,  напротив, 
заинтересован в обеспечении материального благополучия себя и своих близких. В этом 
возрасте человек по настоящему начинает ценить бережное отношение близких, теплоту 
и ласку окружающих его людей. 

Таким образом, можно констатировать, что семейные ценности людей разного воз-
раста отражают специфику развития в данном возрасте. 

Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 1630 | Рейтинг: 0.0/0