Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Система доверительных отношений подростков, воспитывающихся в детском доме
|
|
Проблема сиротства, которая обусловлена в первую очередь социально- экономическими причинами в широком смысле, связана также с урбанизацией, индуст- риализацией, с кризисными явлениями в современной семье: разрушением традицион- ной структуры семьи, ее функций, ростом числа разводов и количества неполных семей, безработицей, падением жизненного уровня и условиями содержания детей, асоциаль- ным образом жизни родителей. В последнее время в связи с ростом количества детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации (в стране зарегистрирова- но более 800 тысяч детей-сирот) актуальность данной проблемы резко возросла. Необходимо спланировать и осуществить углубленный психологический анализ социальной ситуации развития, системы доверительных отношений подростка, охарак- теризовать совокупность конкретных факторов, оказывающих в каждом отдельном слу- чае дезадаптирующее влияние на личность подрастающего человека. В нашем исследовании мы рассматриваем доверие, с одной стороны, как важное условие развития и изменения самого человека, а с другой, как результат развития. Характерной чертой сложившихся в нашей стране в учреждениях для детей, нахо- дящихся на государственном обеспечении, является ее монологичность, закрытость и императивность. Поэтому формирование личности ребенка происходит в состоянии со- циальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмо- ционально-личностной сферы, самопринятия и самооценки ребенка, как следствие де- формируются многие базовые установки личности, связанные с гармоничным взросле- нием, в частности, система доверительных отношений. Мы предположили, что формирование доверительных отношений находятся в тес- ной взаимосвязи не только с доминирующей формой общения, но и общим направлени- ем развития ребенка, той социальной ситуации, в которой оно происходит. Т.о, нами была выдвинута гипотеза, что у подростков, воспитывающихся в детском доме, форми- рование доверия идет по пути стагнации развития доверительных отношений. Цель данной работы изучить систему доверительных отношений подростков, вос- питывающихся в детском доме. В банк методик входили методика Johnson-George and Swap «Specific Interpersonal Trust Scale», которая направлена на измерение уровня межличностного доверия к значи- мому другому; «Рефлексивный опросник уровня доверия к себе» Т.П.Скрипкиной; ме- тодика «Лестница» модифицированная в соответствии с целями исследования по прин- ципу проективной психометрической методики, предложенной В.Г. Щур. Статистиче- ская обработка данных производилась с помощью методов непараметрической стати- стики и корреляционного анализа. В исследовании принимали участие 76 подростков, воспитывающихся в детском доме. В ходе исследования мы выделили факторы (социально-средовые, ситуационные и факторы базисного доверия-недоверия), влияющие на формирование доверия. В резуль- тате мы пришли к выводу, что система доверительных отношений, а именно доверие к себе и доверие к миру формируется в определенной социальной среде, изначально в се- мье, и проявляется в конкретной ситуации на основании раннее сложившегося опыта общения. Можно выявить следующие тенденции в системе доверительных отношений под- ростков из детского дома. В доверительных отношениях воспитанников наблюдается определенная «спутан- ность» системы доверительных отношений. Основная причина этого в том, что ребенок имеет дело не с несколькими постоянно присутствующими любящими и заботливыми взрослыми, каковыми для ребенка обычно являются мать и отец, бабушки, дедушки, а с множеством постоянно меняющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего поведения, и по характеру эмоционального и доверительного отношения к ребенку. Поэтому доверительные отношения характеризуются нарушениями, которые вы- ражаются в том, что объекты окружающего мира, и он сам не отвечают двум условиям возникновения доверия одновременно – ценности и безопасности. И в силу нарушения системы доверительных отношений подросток, воспитывающийся в закрытом учрежде- нии, а именно в детском доме, не испытывает истинного доверия к взрослым. А довери- тельные отношения со сверстниками, в результате искусственного расширения сферы общения, носят поверхностный и кратковременный характер. Результаты исследования позволяют сделать выводы, что если опыт доверительно- го общения раннего возраста был положительный, и позитивно сложились внешние факторы формирования доверия, то можно говорить о формировании гармонично разви- вающихся доверительных отношениях. Если же ребенок развивается в условиях депри- вации доверия, имеет негативный опыт базового доверия, то формирование доверия идет по пути стагнации развития доверительных отношений. У таких детей формирова- ние эмоционально-нравственных эталонов деформировано или отстает в развитии, у них не дифференцированы эмоции, что одновременно подкрепляется ситуативными факто- рами негативного опыта взаимодействия с окружающими людьми. В результате этого основные формально-динамические характеристики доверия не формируются, на основе чего происходит дальнейшая деформация развития как эмоционально-нравственной, так личностной сфер, что неблагоприятно сказывается на отношениях ребенка с социальным окружением. | |
|
|
Просмотров: 1011 | Рейтинг: 0.0/0 |