Главная » Статьи » Психология и педагогика

Система доверительных отношений подростков, воспитывающихся в детском доме



Проблема  сиротства,  которая  обусловлена  в  первую  очередь  социально-
экономическими причинами в широком смысле, связана также с урбанизацией, индуст-
риализацией, с кризисными явлениями в современной семье: разрушением традицион-
ной структуры семьи, ее функций, ростом числа разводов и количества неполных семей, 
безработицей, падением жизненного уровня и условиями содержания детей, асоциаль-
ным образом жизни родителей. В последнее время в связи с ростом количества детей, 
оставшихся без попечения родителей в Российской федерации (в стране зарегистрирова-
но более 800 тысяч детей-сирот) актуальность данной проблемы резко возросла. 
Необходимо  спланировать  и  осуществить  углубленный  психологический  анализ 
социальной ситуации развития, системы доверительных отношений подростка, охарак-
теризовать совокупность конкретных факторов, оказывающих в каждом отдельном слу-
чае дезадаптирующее влияние на личность подрастающего человека. 

В нашем исследовании мы рассматриваем доверие, с одной стороны, как важное 
условие развития и изменения самого человека, а с другой, как результат развития. 
Характерной чертой сложившихся в нашей стране в учреждениях для детей, нахо-
дящихся  на  государственном  обеспечении,  является  ее  монологичность,  закрытость  и 
императивность. Поэтому формирование личности ребенка происходит в состоянии со-
циальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмо-
ционально-личностной  сферы,  самопринятия  и  самооценки  ребенка,  как  следствие  де-
формируются многие базовые установки личности, связанные с гармоничным взросле-
нием, в частности, система доверительных отношений. 

Мы предположили, что формирование доверительных отношений находятся в тес-
ной взаимосвязи не только с доминирующей формой общения, но и общим направлени-
ем  развития  ребенка,  той  социальной  ситуации,  в  которой  оно  происходит.  Т.о,  нами 
была выдвинута гипотеза, что у подростков, воспитывающихся в детском доме, форми-
рование доверия идет по пути стагнации развития доверительных отношений. 
Цель данной работы изучить систему доверительных отношений подростков, вос-
питывающихся в детском доме. 

В банк методик входили методика Johnson-George and Swap «Specific Interpersonal 
Trust Scale», которая направлена на измерение уровня межличностного доверия к значи-
мому другому; «Рефлексивный опросник уровня доверия к себе» Т.П.Скрипкиной; ме-
тодика «Лестница» модифицированная в соответствии с целями исследования по прин-
ципу  проективной  психометрической  методики,  предложенной  В.Г.  Щур.  Статистиче-
ская  обработка  данных  производилась  с  помощью  методов  непараметрической  стати-
стики и корреляционного анализа. 

В исследовании принимали участие 76 подростков, воспитывающихся в детском доме. 
В ходе исследования мы выделили факторы (социально-средовые, ситуационные и 
факторы базисного доверия-недоверия), влияющие на формирование доверия. В резуль-
тате мы пришли к выводу, что система доверительных отношений, а именно доверие к 
себе и доверие к миру формируется в определенной социальной среде, изначально в се-
мье,  и  проявляется  в  конкретной  ситуации  на  основании  раннее  сложившегося  опыта 
общения. 

Можно выявить следующие тенденции в системе доверительных отношений под-
ростков из детского дома. 

В доверительных отношениях воспитанников наблюдается определенная «спутан-
ность» системы доверительных отношений. Основная причина этого в том, что ребенок 
имеет дело не с несколькими постоянно присутствующими любящими и заботливыми 
взрослыми, каковыми для ребенка обычно являются мать и отец, бабушки, дедушки, а с 
множеством постоянно меняющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего 
поведения, и по характеру эмоционального и доверительного отношения к ребенку. 
Поэтому  доверительные  отношения  характеризуются  нарушениями,  которые  вы-
ражаются в том, что объекты окружающего мира, и он сам не отвечают двум условиям 
возникновения доверия одновременно – ценности и безопасности. И в силу нарушения 
системы доверительных отношений подросток, воспитывающийся в закрытом учрежде-
нии, а именно в детском доме, не испытывает истинного доверия к взрослым. А довери-
тельные  отношения  со  сверстниками,  в  результате  искусственного  расширения  сферы 
общения, носят поверхностный и кратковременный характер. 

Результаты исследования позволяют сделать выводы, что если опыт доверительно-
го  общения  раннего  возраста  был  положительный,  и  позитивно  сложились  внешние 
факторы формирования доверия, то можно говорить о формировании гармонично разви-
вающихся доверительных отношениях. Если же ребенок развивается в условиях депри-
вации  доверия,  имеет  негативный  опыт  базового  доверия,  то  формирование  доверия 
идет по пути стагнации развития доверительных отношений. У таких детей формирова-
ние эмоционально-нравственных эталонов деформировано или отстает в развитии, у них 
не дифференцированы эмоции, что одновременно подкрепляется ситуативными факто-
рами негативного опыта взаимодействия с окружающими людьми. В результате этого 
основные формально-динамические характеристики доверия не формируются, на основе 
чего происходит дальнейшая деформация развития как эмоционально-нравственной, так 
личностной сфер, что неблагоприятно сказывается на отношениях ребенка с социальным 
окружением. 

Категория: Психология и педагогика | (02.01.2013)
Просмотров: 1011 | Рейтинг: 0.0/0