Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Ситуационные факторы копинг-поведения
|
|
Проблема копинг –поведения в современной психологии относится к интенсивно разрабатываемым. Однако некоторые ее аспекты остаются недостаточно хорошо изу- ченными и спорными. Среди них – вопрос о детерминантах копинг –стратегий. Сущест- вует несколько подходов к его разрешению. Ряд ученых утверждает зависимость копин- га от ситуационного контекста (C. Dweck, C. Wortman, J. Wellborn, J. Weisz). Другие ис- следователи (P. Kosta, R. McCrae, Т.Л. Крюкова, Н.А. Сирота) подчеркивают ведущую роль личностных диспозиций, детерминирующих выбор индивидом тех или иных стра- тегий совладания. Имеются попытки совместить эти 2 подхода. Например, интерактивная модель ко- пинга рассматривает его как производную и от ситуационных характеристик, и от лич- ностных диспозиций (Lazarus R., Folkman S., 1984). Согласно гипотезе В. Мишела (Mischel W., 1984) о «сильных и слабых ситуациях», «сильные» ситуации ограничивают способы действия человека, при этом главную роль играют ситуационные факторы. Личностные диспозиции имеют наибольшее влияние в «слабых» ситуациях, допускаю- щих высокую вариативность поведения. Особенно остро вопрос о детерминации копинга стоит при обсуждении проблемы адаптивности поведения. При этом, в западной психологии принято оценивать её в связи с ситуационными факторами: типом событий, их подконтрольностью человеку, степе- нью стрессогенности ситуации, уровнем её объективной трудности и др. (Lazarus R., Folkman S., Dweck C., Wortman C., Skinner E.,Wellborn J., Weisz J., Dennig M.). В отече- ственной науке адаптивность совладающего поведения связывается с преобладанием активных стратегий, направленностью на преобразование ситуации и поиск социальной поддержки. Неконструктивными стратегиями считаются пассивные, защитные формы поведения, целью которых является самоуспокоение, уход от стрессогенных событий (А.В. Либин, А.В. Либина, Т.Л. Крюкова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, М.В. Сапоров- ская и др.). При этом контекст ситуации не оговаривается. Таким образом, ситуационные факторы, определяющие выбор копинг –стратегий, остаются недостаточно хорошо изученными в отечественной психологии. На наш взгляд, это в большой мере связано с неразработанностью методической базы. Поэтому целью нашего исследования стало изучение влияния типов ситуации на выбор стратегии совладания и создание методической базы, адекватной задачам работы. В основном исследовании принимали участие студенты 2 – 5 курсов (25 мужского и 25 женского пола в возрасте от 18 до 22 лет). На оновании проведенных нами предварительных исследований были выявлены трудные жизненные ситуации и составлена их классификация. Классификация основы- валась на критерии содержания событий и включала в себя несколько сфер: учебной и профессиональной деятельности, межличностных отношений, материальных обстоя- тельств, внутренних конфликтов и др. Для каждого типа событий был составлен пере- чень актуальных для студенческого возраста трудных ситуаций. Процедура эксперимен- та состояла в выборе из предложенного перечня по одной – актуальной для респонден- та– ситуации из каждой сферы и анализе частоты использования копинг-стратегий. Ка- ждая ситуация анализировалась по отдельности. В качестве методики изучения копинг- стратегий использовался модифицированый и адаптированный нами на русской выборке тест Фолькман С., Лазаруса Р. Ways of Coping Questionnaire (1988). Анализ полученных данных выявил особенности использования копинг-стратегий в зависимости от содержания ситуации. Так, при совладании с ситуациями учебной сфе- ры значимо преобладают активные поведенческие и когнитивные стратегии: чаще всего респонденты концентрируют усилия на том, чтобы преодолеть ситуацию, обдумывают способы решения, используют социальные связи. Для решения ситуаций, связанных с нехваткой времени и перегрузками, наряду с активными стратегиями («составлять план действий» и «предпринимать действия») используется отвлечение и самообвинение. Важно отметить, что для ситуаций данной сферы очень типичен так называемый «пас- сивный копинг». Выявлены ситуаци, в которых копинг-поведение существенно отличаетсся в зави- симости от половой принадлежности. Особенно сильно эта тенденция проявилась отно- сительно ситуации напряженных взаимоотношений с противоположным полом. Так, юноши предпочтительнее используют риск, конфронтативное поведение, отвлечение, откладывание решения проблемы, самообвинение; девушки – фантазирование, положи- тельную переоценку ситуации. Характерной для мужской части выборки стратегией (у девушек почти не используемой) является подавление собственных эмоций и самокон- троль. Специфичными для женской части выборки оказались стратегии, направленные на поиск эмоциональной поддержки и связанные с повышением внимания к своей внешности. Нужно отметить, что набор стратегий, используемых для преодоления си- туаций данной сферы, чрезвычайно широк и включает как активные, так и защитные формы поведения. При анализе ситуаций материальных затруднений респонденты в большинстве указали на использование активных совладающих стратегий. Стратегия самоконтроля как предпочитаемая юношами в данном случае так же проявилась значимо. Для девушек более часто используемыми (чем для мужского пола) стали положительная переоценка и фантазированиие. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что на выбор копинг –стратегий существенное влияние оказывает содержание ситуации.
| |
|
|
Просмотров: 731 | Рейтинг: 0.0/0 |