Главная » Статьи » Психология и педагогика

Ситуационные факторы копинг-поведения


Проблема копинг –поведения в современной психологии относится к интенсивно 
разрабатываемым.  Однако  некоторые  ее  аспекты  остаются  недостаточно  хорошо  изу-
ченными и спорными. Среди них – вопрос о детерминантах копинг –стратегий. Сущест-
вует несколько подходов к его разрешению. Ряд ученых утверждает зависимость копин-
га от ситуационного контекста (C. Dweck, C. Wortman, J. Wellborn, J. Weisz). Другие ис-
следователи (P. Kosta, R. McCrae, Т.Л. Крюкова, Н.А. Сирота) подчеркивают ведущую 
роль личностных диспозиций, детерминирующих выбор индивидом тех или иных стра-
тегий совладания. 

Имеются попытки совместить эти 2 подхода. Например, интерактивная модель ко-
пинга рассматривает его как производную и от ситуационных характеристик, и от лич-
ностных  диспозиций (Lazarus R., Folkman S., 1984). Согласно  гипотезе  В.  Мишела 
(Mischel W., 1984) о «сильных и слабых ситуациях», «сильные» ситуации ограничивают 
способы  действия  человека,  при  этом  главную  роль  играют  ситуационные  факторы. 
Личностные диспозиции имеют наибольшее влияние в «слабых» ситуациях, допускаю-
щих высокую вариативность поведения. 

Особенно остро вопрос о детерминации копинга стоит при обсуждении проблемы 
адаптивности поведения. При этом, в западной психологии принято оценивать её в связи 
с ситуационными факторами: типом событий, их подконтрольностью человеку, степе-
нью  стрессогенности  ситуации,  уровнем  её  объективной  трудности  и  др. (Lazarus R., 
Folkman S., Dweck C., Wortman C., Skinner E.,Wellborn J., Weisz J., Dennig M.). В отече-
ственной  науке  адаптивность  совладающего  поведения  связывается  с  преобладанием 
активных стратегий, направленностью на преобразование ситуации и поиск социальной 
поддержки.  Неконструктивными  стратегиями  считаются  пассивные,  защитные  формы 
поведения,  целью  которых  является  самоуспокоение,  уход  от  стрессогенных  событий 
(А.В. Либин, А.В. Либина, Т.Л. Крюкова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, М.В. Сапоров-
ская и др.). При этом контекст ситуации не оговаривается. 

Таким образом, ситуационные факторы, определяющие выбор копинг –стратегий, 
остаются  недостаточно  хорошо  изученными  в  отечественной  психологии.  На  наш 
взгляд, это в большой мере связано с неразработанностью методической базы. Поэтому 
целью нашего исследования стало изучение влияния типов ситуации на выбор стратегии 
совладания и создание методической базы, адекватной задачам работы. 

В основном исследовании принимали участие студенты 2 – 5 курсов (25 мужского 
и 25 женского пола в возрасте от 18 до 22 лет). 

На  оновании  проведенных  нами  предварительных  исследований  были  выявлены 
трудные жизненные ситуации и составлена их классификация. Классификация основы-
валась на критерии содержания событий и включала в себя несколько сфер: учебной и 
профессиональной  деятельности,  межличностных  отношений,  материальных  обстоя-
тельств, внутренних конфликтов и др. Для каждого типа событий был составлен пере-
чень актуальных для студенческого возраста трудных ситуаций. Процедура эксперимен-
та состояла в выборе из предложенного перечня по одной – актуальной для респонден-
та– ситуации из каждой сферы и анализе частоты использования копинг-стратегий. Ка-
ждая ситуация анализировалась по отдельности. В качестве методики изучения копинг-
стратегий использовался модифицированый и адаптированный нами на русской выборке 
тест Фолькман С., Лазаруса Р. Ways of Coping Questionnaire (1988). 

Анализ полученных данных выявил особенности использования копинг-стратегий 
в зависимости от содержания ситуации. Так, при совладании с ситуациями учебной сфе-
ры значимо преобладают активные поведенческие и когнитивные стратегии: чаще всего 
респонденты концентрируют усилия на том, чтобы преодолеть ситуацию, обдумывают 
способы решения, используют социальные связи. Для решения ситуаций, связанных с 
нехваткой времени и перегрузками, наряду с активными стратегиями («составлять план 
действий»  и «предпринимать  действия»)  используется  отвлечение  и  самообвинение. 
Важно отметить, что для ситуаций данной сферы очень типичен так называемый «пас-
сивный копинг». 

Выявлены ситуаци, в которых копинг-поведение существенно отличаетсся в зави-
симости от половой принадлежности. Особенно сильно эта тенденция проявилась отно-
сительно  ситуации  напряженных  взаимоотношений  с  противоположным  полом.  Так, 
юноши  предпочтительнее  используют  риск,  конфронтативное  поведение,  отвлечение, 
откладывание решения проблемы, самообвинение; девушки – фантазирование, положи-
тельную переоценку ситуации. Характерной для мужской части выборки стратегией (у 
девушек почти не используемой) является подавление собственных эмоций и самокон-
троль. Специфичными для женской части выборки оказались стратегии, направленные 
на  поиск  эмоциональной  поддержки  и  связанные  с  повышением  внимания  к  своей 
внешности. Нужно отметить, что набор стратегий, используемых для преодоления си-
туаций  данной  сферы,  чрезвычайно  широк  и  включает  как  активные,  так  и  защитные 
формы поведения. 

При  анализе  ситуаций  материальных  затруднений  респонденты  в  большинстве 
указали  на  использование  активных  совладающих  стратегий.  Стратегия  самоконтроля 
как предпочитаемая юношами в данном случае так же проявилась значимо. Для девушек 
более часто используемыми (чем для мужского пола) стали положительная переоценка и 
фантазированиие. 

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что на 
выбор копинг –стратегий существенное влияние оказывает содержание ситуации.
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 731 | Рейтинг: 0.0/0